Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Воспитание родителей! «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА» Николай Курдюмов.


«Для нас нет непреодолимых трудностей, есть только трудности,

которые нам лень преодолевать.»

Приветствую вас РОДИТЕЛИ!

 Сегодня продолжение   выборки  из книги

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ОПУПЕМА»  Николай Курдюмов.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ НЕПОНЯТЫХ СЛОВ.   Реакции на пропущенные слова так же специфичны: это отчётливое ощущение пустоты, бессмысленности и апатии. А потом – отстранённость, отчуждение, досада и даже истерика.   Если недостаток массы и постепенности вызывает, в общем,  легко поправимые состояния дискомфорта, то пропущенные слова  - это именно то, из-за чего происходит срыв в учёбе.

Бросить учиться вынуждают именно непонятые, пропущенные слова.  Знаки и символы - тоже  «непонятые слова».  Особенно много их в математике, физике и химии.   Сокращения, аббревиатуры, символы языка, и даже знаки препинания – всё это может стать «непонятым словом».

Механизм этого явления хорошо изучен.  Пропуск слова вызывает непонимание, предмет становится нереальным – то есть не близким, не ясным. Человек всегда устраняется от того, что для него не реально.  А устраняясь, он пытается остаться правым - поэтому ищет оправдания, делает виноватым учителя или сам предмет.  Ненависть к предмету – это непонятые слова.

Если ученик при этом может бросить учёбу – он её бросает.

Но в нашем образовании  такого выбора нет.  И  мы постоянно видим проявления непонятых слов.  Их – два, и особенно интересно второе.

ПЕРВОЕ  ПРОЯВЛЕНИЕ – когда человек пропустил одно-два слова в понятном тексте. Он просто тупеет. Вдруг оказывается, что уже не понимаешь, о чём речь, мысли уже далеко, или в голове пусто.  Причина в том, что непонятое слово оставляет после себя в памяти пустую полосу.  После него – только иллюзия понимания.   В этом я убедился на себе и своих детях.

Исправить это нетрудно: надо вернуться именно туда, где всё было хорошо понятно, и внимательно, пословно перечитать текст. Где-то тут, в конце понятного куска,  пропущенное слово обычно и находится.  Если после его прояснения студент по-прежнему тормозит, значит, есть ещё непонятое слово – где-то раньше.

            ПРАВИЛО:  если есть непонятое слово,  курс перечитывается заново  от того места, где оно впервые встречается в тексте.   Как-то, пройдя почти полкурса, я начал тормозить.  И опытный наблюдатель в конце концов попал в точку: оказывается, у меня зависло слово «студент»! Оно было в самом начале курса. И я  действительно не понимал его точного определения – и это мешало мне быть студентом.  Перечитывал курс я уже другими глазами, и открыл много нового!

ВТОРОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ – когда давно пропущено много слов.  Это просто шедевр приспособленности к среде.  Товарищи педагоги!  Не сочтите за дерзость, но это - подавляющее большинство наших отличников.   Наши  «отличные ученики» и «блестящие студенты».

            Что с ними произошло?  Они давно убедились, что прояснить слова невозможно. Может быть, в началке они ещё переживали за это, старались выпутаться. Но увидели: это никому не нужно! Пятёрки ставят и хвалят не за понимание. И тем паче не за применение изученного.  От тебя хотят только правильных ответов на вопросы и решения примеров.  Бога ради – для этого не нужно никакое понимание!  Нужно а) механически запоминать и б) схватывать форму решения. А если не схватил, можно и списать. 

И вот перед нами ученик, блестяще «знающий теорию». Он всегда отвечает без запинки. Правильные ответы тешат наше тщеславие – создают иллюзию хорошего результата.  И всё идёт просто замечательно… до тех пор, пока такого ученика не попросят ПРИМЕНИТЬ изученное.   Он боится практических и смысловых вопросов.  Он даже не понимает - чего это от него хотят!?  А знаете, почему? Потому что его реально здесь нет. Он давно устранился от учёбы. А вместо себя выставил манекен. Ролевой умственный контур, в точности соответствующий нашим, коллеги, требованиям.

Кстати,  очень часто он это осознаёт - и презирает нас за  притворство.

            Чем человек старше, тем этот контур больше в него врастает.  В школе, куда я пришёл уже с небольшим опытом, я поставил биологию на уши: почти отменил учебники, отбросил глупый «устный опрос», много рассказывал и показывал, проводил массу лабораторных и письменных работ - и требовал реального понимания.  Видя «контур», пишущий чужими словами, я ставил тройку и писал: «Не твоё. Мне интересно твоё мнение». Пятые и  шестые классы поняли меня за полгода. Седьмые и восьмые вошли в колею к концу года. Девятые и десятые – так и не поняли, чего я, чудик, от них  хочу!

Вот что такое, братцы, наш «отличный результат». Сейчас, когда  образование превратилось в легальный бизнес по продаже  «лучших сочинений» и ответов, я вряд ли кого-то удивил этим открытием. Но тогда это было классное прояснение слова «отличник»!

Практики в нашем высшем образовании почти нет и не было.  Вузы закрепляют «блестящее знание теории» - то бишь имитацию учёбы. И имеем мы  молодого спеца-неумеху, для которого работа – тот же театр.  Это просто замечательно: можно держать его за салагу, ругать за промахи, равнодушие и безответственность и читать морали о духе коллективизма.

            Так и живём – по закону Лоуренса Питера: каждый занимает ту должность, на которой он уже не компетентен.  Компетентен – значит управляется легко и без напряга.  Нечего расслабляться - на повышение его!  Но это совсем другая тема.

ТРЕНИРОВКА.   О тренировке надо сказать особо.  Вещь для нас экзотическая.

это  единственный способ создания способности что-то делать.

Тренировка имеет два конечных продукта. 1. Создание заученной программы действий - инструмента для продуктивной работы. 2.  Глубокое осознание своих действий, их объяснение и поиск лучших вариантов.

1. НЕМНОГО НЕ ВКУСНЫЙ ТОРТ – УЖЕ НЕ ТОРТ. Тренировать действие нужно обязательно до конечного явления.  Это состояние, когда  правильное действие уже не требует твоего внимания.  Кто учился водить автомобиль, хорошо это прочувствовал. Сначала каждое движение требует напряжения и  внимания. А сейчас тело само делает то, что надо, и внимание направлено на более важные вещи – на дорогу, новый проект или подружку на сидении справа.  Таблица умножения сейчас сама по себе в башке шарашит, а ведь как тяжело было учить!  Музыкант начинает переживать – и, значит,  исполнять музыку - только после того, как руки перестают требовать внимания.  Именно эта задача никогда не ставится в музыкальных школах: программа же!

Часто ученик торопится закончить упражнение раньше, чем оно отработано. Для этого наблюдатель использует тест: действие должно быть показано трижды подряд без единой задержки или запинки.  Запнулся на полсекунды – пардон, работай дальше.  Я убедился, что в музыке трёх раз не достаточно – там важно именно освобождение от рук.

Часто конец тренировки знаменуется озарением:  вдруг понимаешь, ЧТО  ты делаешь, или - ДЛЯ ЧЕГО, ПОЧЕМУ, или что-нибудь подобное.  И настроение подпрыгивает так, будто пятьсот баксов нашёл!

2.  УСПЕШНОЕ ДЕЙСТВИЕ ПОРОЖДАЕТ ОСОЗНАНИЕ. Если бы в учебниках математики не было бы никакой теории, но тренировки всех действий и решений доводились бы до конца – ребята сами придумали бы теорию.  Выше крыши.  И каждый, вероятно, свою.

Сначала человек что-то видит или делает. И только потом объясняет, как и почему.  Мы же всё вывернули наизнанку. Если сообщить готовое объяснение, оно может быть понято, но останется чужим, абстрактным.  Только то, к чему пришёл сам, можно  использовать в деле.

Наибольших успехов в спорте достигают думающие спортсмены.  Тренировка для них – не просто пахота, а постоянный анализ работы своего тела. Они экспериментируют, исследуют, проверяют, и в конце концов изобретают что-то оптимальное для себя. Так создаются новые стили, открываются новые возможности.

 Особенно важен такой самоанализ в тренировках умственных инструментов. Есть теория изобретательства, и можно тренироваться в способах решения изобретательских проблем.  А можно осваивать способы систематизации и концентрации материала.  Способы стихосложения, образного восприятия, чувствознания.  Или переживание эмоций – как актёры.  Тренировки требует любая способность.

Поэтому в продуктивном обучении студенты работают в парах.  Сначала они этому учатся, а потом очень эффективно применяют. Один – тренер, другой – тренируемый.  Потом – наоборот.  Студент-тренер – почти тот же наблюдатель. Он отвечает за доведение упражнения до конца.  Для этого он внимательно следит, поправляет, возвращает назад, создаёт нужные реакции. 

Тут есть важный момент. Если на проверке проваливается один - на переподготовку отправляются оба.  Почему?  Не смог натренировать – значит, сам не владеешь.  

Это точно установлено.  Как владеешь – так и учишь.  Вот такие вот озарения даёт грамотная тренировка!

         Продолжение следует…….

Интересны ваши комментария,  РОДИТЕЛИ!

Удачи!

Елена

http://andri.com.ua   авторские настольные детские развивающие игры         


В избранное