Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Воспитание родителей! «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА» Николай Курдюмов.


"И ошибка бывает полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать её до старости".

Приветствую вас РОДИТЕЛИ!

 Сегодня продолжение   выборки  из книги

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ОПУПЕМА»  Николай Курдюмов.

 

ПОНЯТОЕ СЛОВО.  А что значит – ПОНЯТОЕ СЛОВО?   А это, коллеги, явление, нам практически не знакомое.   1) Это слово, которому вы без задержки, сразу, без всяких «ну… это…» даёте точное и подходящее определение; 2) вы знаете все другие его определения; 3) вы знаете его этимологию, сленг и идиомы с ним; но главное – 4) вы можете без задержек и в нужном контексте употребить его несколько раз в предложениях, которые сами придумали. 

Не поленитесь, попробуйте придумать пять фраз с любым словом. Начните со слова «мама».  Возьмёте круче - могут быть обидные затруднения!

Если быстро и точно составить фразы не получается – вы не понимаете слово.  Мы,  занимавшиеся прояснением слов, в этом уже не сомневаемся!  Прояснение слов – главное занятие на курсах.  Особенно вначале. Наблюдатель просит придумывать фразы до тех пор, пока они вдруг не начинают сыпаться из вас одна за другой, без затруднений. Это классное чувство: вот оно, ухватил, поймал, понял!

НАСКОЛЬКО СЕРЬЁЗНО НЕПОНИМАНИЕ СЛОВ?  Невозможно представить себе масштаб непонимания слов, пока не увидишь, что такое – понимание слов.  Существуют точные методы «вылавливания» непонятых слов.  Они показали ошеломляющие вещи.  Учителя и профессура вузов не знают кучу слов в своих собственных текстах, по которым ведут уроки. Учёные и философы не знают массу слов, которыми оперируют. Обычные люди пропускают несколько слов на каждой странице простого художественного текста.  Мы катастрофически не владеем своим языком – а нас заставляют учить синтаксис и морфологию! Работая с толковым словарём, многие испытали озарение о том, что его составители тоже не знают многих слов!  Наверное, поэтому у … … …Ожегова такие грустные глаза: он осознавал всю «силу слова»!  Констатирую: словарь Ожегова - самый дельный и корректный из всех наших словарей. 

Вот он – истинный смысл мифа о Вавилонской башне.  Чтобы не понимать друг друга, нам не нужны разные языки. Мы и на одном языке договориться не можем – потому что наивно считаем своё собственное понимание слов нормальным и всеобщим!

 И вот мы слышим или читаем фразу.  И одно слово – такое вроде знакомое – пропускаем: не поняли или поняли неверно. Тут же возникает дефицит умственной массы: фраза не стала осязаемой.  И тут же – нарушение постепенности:  мы уже читаем дальше! Но это уже иллюзия: после пропущенного слова текст уже не воспринимается.

Доступность, понятность и читабельность текстов зависит от того, насколько  близок язык автора к привычному для большинства читателей.  Если ты толкуешь слова так же, как все – тебя поймут. Если вводишь новое толкование – подробно определяй его, разжёвывай на понятном языке (именно это я стараюсь делать в своих книгах). Я часто вижу книги, написанные заумным, специфическим  языком.  Через две страницы чувствуешь себя полным идиотом!  Такой язык – лучший способ отсечь общение с читателем. Я называю такие книги «коммуникационными киллерами».  Ручаюсь: школьные учебники – к-киллеры для подавляющего большинства детей. Да что там учебники!

Недавно наши литераторы рассказывали пяти-шестилетним детишкам в садике о русских писателях. Вроде говорили просто и ласково. К счастью, воспитательница догадалась расспросить ребят: что же они услышали?  Много интересного! Один – что писателем был толстый лев. Другой – что это вообще был Тигр Толстой.  Вот он –  уровень нашего учительского снобизма: мы «сеем разумное» и не опускаемся до того, чтобы поинтересоваться: как нас поняли?

Думаете, утрирую?  Откроем детские книжки.   «Пошёл котик на торжок…» - и трёхлетнего малыша переклинивает.  Он не может слушать дальше, расстраивается, злится.  Чепуха?  Ну-ка, употребите быстренько «торжок» в нескольких фразах.  Слабо?!  А там ещё «коза-дереза», «кашка-малашка» и прочие головоломки. Это не шутки, братцы.  Знакомая девочка в садике стала прояснять с малышами слова из книжек – и детвора повеселела на глазах!

Как видите, пропускать слова мы начинаем с пелёнок.  Вот ваш малыш читает стих на празднике. Спросите его, что значит каждое слово. Если он не боится наказания – много интересного узнаете. Попробуйте составлять предложения с этими словами – узнаете ещё больше. 

Закон: каждое пропущенное слово приводит к непониманию ещё нескольких слов.  Непонимание множится и ветвится – как само словообразование.  Оказавшись в школе, человечек попадает в мир непонятых слов.  Один учитель на тридцать человек, сорок минут на всю тему, определения, которые ничего не проясняют, а ещё сильнее запутывают – всё против понимания. С первого класса в уме ученика растёт паразитический умственный механизм -  пышное дерево непонятых слов.  Что же получается в результате?

В результате получается НЕСПОСОБНОСТЬ.  Неспособность делать, действовать, применять, понимать.  Непонятые слова – причина тупости, апатии, неспособности к искусствам, технической и умственной работе.  Неспособность выражать мысли и понимать.  Они просто превращают ум в сломанный компьютер. 

Есть такой процесс, когда проясняются все слова по какому-либо предмету. Все, по списку. В результате человек становится полным хозяином предмета. Мрак рассеивается. Открываются способности.

Если бы какой-нибудь математик прояснил все слова математики – он бы, скорее всего, навсегда ушёл из школы.

 

Продолжение следует…….

Удачи!

Елена

http://andri.com.ua   авторские настольные детские развивающие игры

 


В избранное