Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сто тысяч почему

  Все выпуски  

Постановка и автоматизация звука «Р»



Постановка и автоматизация звука «Р»
2015-10-10 15:36 admin

Постановка и автоматизация звука «Р» в домашних условиях

Постановка и автоматизация звука р

Если к 5-6 годам у ребенка не появился в речи звук «Р», родителям стоит задуматься о его постановке. С этой проблемой вы можете обратиться к логопеду, который обследует состояние артикуляционного аппарата ребенка, выявит причины нарушения произношения или отсутствия звука и , наконец, поставит ребенку правильный звук.

Но возможно проделать всю эту работу самостоятельно. Родителям следует знать, что перед тем как заняться непосредственно постановкой звука «р» необходимо провести некоторую подготовительную работу.

Подготовительная работа для постановки звука «р»

Во-первых, необходимо выяснить насколько хорошо развит у малыша фонематический слух, а именно различает ли он этот звук в словах. Сделать это просто. Поиграйте с ребенком в игру «Поймай звук». Так вы называете различные слова, а ребенок должен услышать и «поймать», хлопнув в ладоши, слова в которых есть твердый звук «р». Если ребенок не справляется или плохо справляется с этой задачей, поупражняйтесь с ним в развитии фонематического слуха, можно поиграть в игры на развитие фонематического слуха. Это очень важно. Состояние фонематического слуха влияет не только на постановку отдельных звуков, но и на дальнейшее обучение ребенка в школе.

 

Следующим шагом будет диагностика органов артикуляции ребенка. Проверьте, достаточно ли подвижны у ребенка язычок, губы, нижняя челюсть. Попросите малыша достать кончиком языка уголки губ, дотянуться до носа, сделать «блинчик», положив широкий язык на нижнюю губу; вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбке. Если ребенку с трудом даются эти упражнения, позанимайтесь с ним артикуляционной гимнастикой.

Постановка и автоматизация звука "р"

Для формирования правильного произношения не менее важна и дыхательная гимнастика, а проводить ее можно ежедневно в форме игры.

Дыхательная гимнастика

 

Далее, выполняя с ребенком артикуляционную гимнастику, особое внимание уделите упражнениям для постановки звука «р»:

Лошадкаскачет— цокать языком, сначала, присосав язычок к нёбу, резко оторвать его, получится цокающий звук.

Лошадка фыркает- набрать в легкие воздух, с силой выдувать его, так чтобы губы вибрировали

Комарик-открыть рот, губы растянуть в улыбке, поднять язычок за верхние зубы и произнести протяжно «зззз»

Барабан — улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язычок упирается в верхние зубы, рот открыт.

 

Постановка звука «р»

 

После того, как вы провели всю подготовительную работу переходим непосредственно к постановке звука «р». Существует несколько приемов:

 

1. Рот открыт, язык присосать к небу, не опуская языка, сильно подуть на него. Когда под воздействием струи воздуха язык отрывается от неба, получается короткая вибрация кончика языка. Поупражнявшись так, ребенок сможет вызывать звук самостоятельно, без механической поддержки.

 

2. Рот открыт, на выдохе быстро произносим «д-д-д-д», по типу автоматной очереди, при этом язык смыкается с деснами верхних резцов. Во время произнесения звука «д-д-д» сильно подуть на кончик языка, для того чтобы вызвать вибрацию.

 

3. Во время произнесения ребенком звука «д-д-д», вызовите вибрацию языка, проводя чистым пальцем под языком движения из стороны в сторону. В дальнейшем ребенок научится вызывать вибрацию самостоятельно, используя свой указательный палец.

 

Автоматизация звука «р».

Добившись постановки у ребенка звука «р», переходите к его автоматизации. Это длительный процесс, требующий терпения.

Автоматизацию звука «р» начинаем в слогах. Сначала в прямых слогах: «ра», «ро», «ру», «ры». Затем в словах, начинающихся на эти слоги, выделяя голосом звук «р»: «рама», «роза», «рука», «рыба».

Далее автоматизируем звук «р» между двумя гласными: «корова», арахис», «пароход».

Следующий этап-автоматизация звука в обратном слоге: «пар», «бор», «сыр», «мур».

Автоматизируем звук «р» в сочетании с другим согласным звуком: «дрова», «брод», «кран».

Автоматизация мягкого звука «р,»: «репка», «речка», «рис».

Последний этап-автоматизация звуков «р» и «р,» в фразовой речи. Если ребенок забывает или ленится правильно произносить звуки в речи, останавливайте его и просите произнести правильно.

 



Понятие времени для ребенка
2015-10-10 18:20 admin

Как познакомить малыша с временными понятиями?

понятие времени для ребенка

Чем раньше ваш ребенок познакомится с понятием времени, тем быстрее он будет правильно воспринимать, что вы подразумеваете, употребляя слова «позже», «сегодня вечером», «через месяц». Осознание этих понятий заложит ресурс для того, чтобы научиться определять время.

Детям крайне сложно даются все абстрактные понятия. Поэтому ориентирование во времени для них очень трудный навык, и осознание его будет происходить постепенно. Понятие времени – не всегда понятно даже ребятам школьного возраста. Большая часть ребят не способна чувствовать время, пока не достигнут семи-восьми лет. Именно по этой причине, перед тем, как перейти к освоению темы «Который час?», попробуйте просто развить у него чувство времени.

Для этого начните знакомить малыша с последовательностью различных событий во времени. Постепенно вводите такие понятия, как «прошедшее», »настоящее», «будущее». Начните знакомить ребенка с временами года. Такие знания доступны малышам уже 3-4 лет. Наряду с этим вводим понятия частей суток: утро, день, вечер, ночь. Не забывайте, что все занятия с малышами проводятся в форме игры. А играть необходимо систематически, т.е. касайтесь этой темы, хоть понемногу, но каждый день.

понятие времени
С 4 лет можно начинать знакомство с днями недели. Запомнить дни недели ребенку будет непросто, но если взрослые подойдут к этому вопросу творчески, то обучение пройдет легче и интереснее.

И наконец, завершающий этап знакомства с понятием времени- обучение ребенка определению времени по часам.
На эту тему есть определенные пособия, у Зайцева в методических разработках есть таблица «Часики». Здесь можно изучать минуты, углы и даже дроби.

Поможет малышу в изучении времени «Развивающая игра Часы»

Хороший вариант для изучения времени — сделать вместе с ребенком часы для изучения временных понятий. В интернете есть несколько сайтов, где можно скачать готовые основы, вам останется их только распечатать, приклеить на картон и раскрасить.

Если же у вас есть тяга к творчеству и немного свободного времени, нарисуйте свои неподражаемые часики, каких не будет ни у кого.

понятие времени часы

Как же работать с таким пособием?

Для начала, разберитесь что такое один час, два часа, и так далее, не касаясь темы минут. Дальше вы можете перейти к понятиям получаса или 30 минут, очень аккуратно можно ввести понятия половина такого-то, и подобные этому понятия.

Потом, можно переходить к изучению понятия минут, причем здесь мнения специалистов расходятся. Некоторые из них рекомендуют знакомить ребенка с минутами через понятия четверть часа, сделав шаг в сторону понимания части и целого. Гораздо большее количество педагогов и родителей рекомендуют отталкиваться от понятий одной минуты, пяти и так далее.

Если вы изготовить часы, сами с малышом, постарайтесь сделать все ключевые различия очень заметными. Минутная стрелка, должна быть ощутимо длиннее часовой, также зарубочки, означающие часы гораздо крупнее минутных.

Главное, в ваших занятиях, регулярность и добрая заинтересовывающая атмосфера.

Наряду с практикой, в определении времени, не забывайте показывать на примере, что различные явления, и в природе, и в течении суток, происходят по порядку. Утро, день, вечер и ночь. Хорошо периодически акцентировать внимание на том, что происходило раньше, позже, вчера.

Желаем вам приятных совместных открытий!!!



В избранное