Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[BC] Стереотипии и самостоятельность

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 177

Добрый день всем!
Подписана на эту рассылку с самого начала, но написать решила только сейчас,
когда запуталась окончательно. У меня слабовидящий сын, 11 месяцев от роду. Слабовидящий
он или слепой сейчас определить сложно. Предметное зрение есть, по данным ЗВП
ставят примерно 5-6%, но по поведенческим реакциям мне кажется меньше. Или это
все от того, что у меня вообще нет опыта общения, а тем более воспитания ребенка
с глубокими нарушениями зрения. В моей семье и семье мужа все зрячие. Несмотря
на отсутствие у нас подготовки подготовки, ребенок развивается по возрасту, что
во многом благодаря доступной сейчас литературе по тифлопедагогике.
А теперь вопрос, на который никак не могу найти ответ. Про стереотипии знала
с самого начала, поэтому старалась, чтобы ребенок был постоянно занят. Он уже
перетрогал-перепробовал все предметы в доме: посуду, бытовую технику, канцелярские
принадлежности, крупы, фрукты-овощи и т.д. всего не перечислить. Движения ребенку
тоже хватает, он сам ползает (от опоры к опоре, далеко боится), ходит возле опоры,
ходит со мной за ручки, слезает с дивана, танцует возле опоры, плавает. Мы с
ним качаемся на качелях, на мяче, просто так возимся-барахтаемся. В общем я как
могу компенсирую ему и недостаток движения, и недостаток впечатлений. Тем не
менее стереотипные движения все же появились. Ребенок мотает головой из стороны
в сторону, когда сидит. Иногда раскачивается в стульчике для кормления. Иногда
может раскачиваться с боку на бок когда лежит. При этом он может быть вполне
себе занят. У него в руках может быть игрушка или он вообще может есть в этот
момент. Специально описываю так подробно, чтобы было понятно, что просто отвлекать
ребенка не достаточно. А сейчас ближе к году это вылилось еще вот в какую дополнительную
трудность. Ребенку для развития самостоятельности требуется время чтобы побыть
одному, чтобы он сам мог выбрать чем ему заняться. Иногда, мне кажется, я ему
мешаю.
Вот например сегодня, я оставила его одного на полу в центре комнаты, дала неваляшку
(одна из любимейших игрушек), он начал играть, периодически мотая головой. Подскажите,
как мне поступать в этот момент? сидеть рядом и мышечно останавливать это мотание?
Как-то еще отвлекать? но как ребенок играет неваляшкой как самый обычный ребенок,
раскачивает, берет в руки, трясет, пробует на зуб, снова ставит на пол и толкает
рукой, т.е. игра разнообразная. Кроме того, когда ему эта игра надоела, он сам
взял и пополз к дивану, встал и пошел вдоль дивана, отыскивать игрушки. Ключевое
слово сам. Т.е. ребенок не просто сидит на месте, а ищет чем себя занять. Но
мотание головой при этом остается.
Вот я и запуталась окончательно. Где найти эту грань между постоянным отвлечением
ребенка от стереотипных движений и развитием его самостоятельности. Помогите
пожалуйста, буду рада любым советам.
С уважением, Теплых Юлия

Количество подписчиков 48

Ответить   Tue, 10 May 2011 08:45:26 +0600 (#1593173)

 

Ответы:

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 178

Здравствуйте Теплых Юлия!
Я тоже всё никак не решалась написать, но увидев ваше письмо решила откликнуться
на вашу проблему. Мы молодая семья в которой неожиданно родился слепой малыш.
Диагноз звучит так: "Аномалия развития зрительного нерва и стекловидного тела"(ну
ещё нистагм, косоглазие). Вобщем впервые звучало всё это очень страшно! Я не
знаю какой диагноз у вас, но судя по вашему письму что-то схожее.
Когда наш малыш Тимоша был совсем маленький, он ничем не играл, ни на что не
обращал внимание и у него тоже были навязчивые движения( взад- вперед). Со временем
он стал всем интересоваться, играть, но движения оставались. Мы конечно волновались,
но ничего поделать не могли. Прошло это у него, когда он научился ходить( в 1г.3мес.).В
принципе, если ваш ребенок играет, интересуется и пытается сделать что-то сам,
то это скоро пройдет. И вообще по опыту знаю, что врачи всегда настраивают на
худшее, но надееться надо на лучшее( т.е. знать, что всё будет хорошо)! Тимоше
сейчас почти 3 года и не смотря на все диагнозы, он мало чем отличается от обычных
детей( видит достаточно большие картинки, гоняется на улице за голубями и т.п.).
Так что сильно не переживайте.Просто надо больше разговаривать с ребенком, читать
книги, слушать музыку, даже если кажется, что он ничего не понимает. С уважением
и пониманием Настя

Количество подписчиков 48

Ответить   Tue, 10 May 2011 16:42:34 +0400 (#1593948)

 

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 179

Добрый вечер, Настя!
Спасибо вам большое за ответ. Вы правы, диагноз сына похож на ваш, у него гипоплазия
зрительного нерва (т.е. его недоразвитие).
Огромное вам спасибо за поддержку, которую я ощутила читая ваше письмо. Я знаю,
что при таких диагнозах зрение еще прогрессирует, развивается (в разных пределах,
конечно), дети приспосабливаются и при правильном подходе научаются использовать
свое зрение на 100%, но одно дело знать, другое дело сталкиваться с живым подтверждением
этому. Врачи тоже разные встречаются, нам слава богу с этим повезло. Конечно
они боятся давать слишком оптимистичные прогнозы, каково будет родителям разочаровываться,
если прогнозы не оправдаются. Но вы правы, верить надо обязательно. И мы верим
в своего ребенка.
Я очень рада за вашего малыша и представляю вашу радость, когда вы наблюдаете
как он гоняет тех же голубей или узнает вас. Мы гораздо острее радуемся тому,
что считается само собой разумеющимся у 100%-зрячих детей.
Удачи вам и вашему малышу. Растите крепкими и здоровыми.
С уважением и благодарностью, Юля.

10.05.2011, 18:42, "алексей крюков" <ak05***@m*****.ru>:

временем

1г.3мес.).В

на

обычных

читать

Количество подписчиков 48

Ответить   Tue, 10 May 2011 19:30:41 +0600 (#1594014)

 

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 183

всеим привет и вам Юля.
в своё время я тоже столкнулась с той же проблемой,что и вы. только моя ещё
и планомерно долбилась башкой о стену и приэтом ей было весело. я по всякому
пыталась её от этого отвлекать,но было фактически бесполезно. прошли такие
вещи как только она начала говорить,а затем ходить. тогда она могла пойти
куда ей надо было и с ней можно было разговаривать. а при разговоре нитак уж
легко раскачиваться и биться головой. мне кажется,что как только ваш малыш
найдёт для себя более интересные занятия,он сам перестанет так делать.
просто когда он станет старше,ему можно будет объяснить,что это не красиво.

я сама до семи лет ходила подпрыгивая. и когда я попала в шкколу для слепых,
мне объяснили,что это не красиво и я перестала. так что не волнуйтесь и
просто радуйтесь тому,что он у вас есть и с каждым годом он будет лучше
видеть и сам всему научится. с уважением Нина.

Количество подписчиков 48

Ответить   Tue, 10 May 2011 22:14:48 +0400 (#1594400)

 

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 186

Доброго весеннего вечера всем!
Что касается так называемых навязчивых движений, то я сама лет до восьми,
если не больше, давила на глаза указательными пальцами обеих рук, при чем
делала я это тогда, когда руки ничем не были заняты, смотря телевизор или
слушая сказку. И прекратилось это тогда, когда бабушка научила меня вязать
крючком. Так что предположение, о том, что это проходит, когда находится
занятие поинтереснее, думаю небезосновательно.
Правда была у меня и еще одна ерундистика из той же оперы: когда я стоя на
месте на чем-нибудь сосредотачивалась или глубоко задумывалась, я начинала
вертеться из стороны в сторону, ну так, как будто ламбаду танцуешь. Так эта
штука у меня и до сегодняшнего дня иногда бывает и я сама себя одергиваю,
когда такое случается.
Я не знаю, как должны вести себя родители в такой ситуации. Мои одергивали
меня, делали замечания, а когда подросла, начали обьяснять, что это очень
некрасиво.
С пожеланиями самого радужного настроения вам и вашим деткам
Вселенная

Количество подписчиков 48

Ответить   Tue, 10 May 2011 22:03:56 +0300 (#1594519)

 

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 181

здраствуйте юлия! у меня сын тожи подобное мотания головкаю ему уже
четвёртый годик но отучить или заставить этава не делать я не смогла. как
я выивила и врачи што у моево сынишки бокам он получши улавливает свет тень
и чоткасть игрушки на блиском растояние. но он становиться старши и я ему
обисняю што так неельзя што это не красива. канешно он ещё так и мотает
головкаю но уже значительно режи. я думаю што это прайдёт. ваш ребёначек
станит старши и вы будити ему обиснять што это не красива. я считаю должно
прайти это.
Original Message From: "Теплых Юлия" <yutepli***@y*****.ru>
To: "home.children.blindchildren (16558595)" <juliagus***@m*****.ru>
Sent: Tuesday, May 10, 2011 6:45 AM

Количество подписчиков 48

Ответить   Tue, 10 May 2011 20:00:23 +0400 (#1594244)

 

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 185

Добрый вечер всем!
Здравствуйте, Юлия.
Прочитала мнения родителей по поводу стериотипий у деток. С чем-то согласна,
развиваясь, ребенок преобретает необходимый жизненный опыт и научается
контролировать свое поведение. Но не могу согласиться с тем, что все это
пройдет само без вашего вмешательства. Случаи бывают разные: кто-то
перестает качаться или давить на глаза, когда обретает большую свободу
движений, начинает разговаривать, как например дочь Нины, а у кого-то как у
Юлиного Кирюши, стериотипии остаются. Конечно, главное, любить малыша и
радоваться каждому его крошечному успеху, но, вместе с тем, навязчивые
движения нужно тормозить и по возможности избавляться от них. Потому что это
навязчивые движения, а не черта характера или темперамент и мы все это
прекрасно знаем. С возрастом ребенок может быть поймет, что это некрасиво и
перестанет это делать, а может быть и нет. Вы видели взрослых людей,
грызущих ногти, постукивающих костяшками пальцев по столешнице, рвущих
бумагу или рисующих кружки во время разговора? а взрослых слепых, которые
раскачиваются, крутят головой, давят на глаза? я, к сожалению, да. и
зрелище, сами понимаете, не из самых приятных. И речь тут об абсолютно
нормальных, адекватных людях с высшим образованием, имеющих семьи, своих
собственных детей. Поэтому лучше уже сейчас делать все возможное, дети -
благодатный материал, они все впитывают, даже если вам кажется, что ваши
попытки успеха не приносят. конечно, подходить каждую минуту и останавливать
малыша, взяв за плечо, не стоит, это скоро начнет раздражать. Нужно
комбинировать отвлекающие моменты. иногда можно включитть негромко музыку
или позвонить в колокольчик, иногда заговорить с ребенком, иногда тихонечко
остановить движения, иногда - предложить новую (в смысле другую) игрушку или
переменить положение тела малыша. да, для проявления самостоятельности он
должен некоторое время оставаться один, но в случае с детьми с глубокими
нарушениями зрения, а особенно в столь раннем возрасте, это время должно
быть сокращено до нескольких минут за один раз, поскольку на дольше их не
хватает интерес ослабевает и действие преобретает однообразный стериотипный
характер. потому он и начинает качаться или покачивать головкой, трясти
игрушкой и т.д. Если вы будете ненавязчиво но постоянно наблюдать и
останавливать малыша, вовлекать его во все дела, у него не останется времени
на уход в себя, и движения начнут исчезать. Если в 4-5 лет у ребенка сильно
развиты стериотипии, тем более если комплекс стериотипий, это в большинстве
случаев говорит о том, что этот ребенок много времени проводит наедине с
собой (при включенной музыке, сказке и т.д.). родителям кажется, что он
занят и все хорошо, на самом же деле такое детям несвойственно, они непоседы
и долго пребывать в состоянии сосредоточенности не могут, соответственно они
начинают совершать однообразные движения, находя в этом некий выплеск своей
энергии.
С искренним участием ко всем
Ведущая рассылки
Альбина Саматова

Количество подписчиков 48

Ответить   Tue, 10 May 2011 23:02:48 +0400 (#1594517)

 

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 187

здраствуйте альбина. вот ещё вопрос как можно незрячива ребёначка научит
кушать самаму? вот у меня кирюша например я даю ему ложичку помогая ему за
локаток набрать кортошку или кашу в ложичку он чем научиться он начинает
плакать и кричать нехочу. я стала вроди игры ево учить кушать но это
безполезна начинаються слёзы. но почимуто кагда ево учиш чемунебуть имино
начинаються слёзы обиды. а кагда он самм чемуто научиться например открыть
закрыть баначку он спокойно с радастью это делает. а кагда учиш ево игрой
дажи у нево плач. ну как можно научить у меня уже некакие варианты в голаву
не приходят. подскажити
Original Message From: "альбина" <samatova***@m*****.ru>
To: "home.children.blindchildren (16558595)" <juliagus***@m*****.ru>
Sent: Tuesday, May 10, 2011 11:02 PM

Количество подписчиков 48

Ответить   Tue, 10 May 2011 23:19:58 +0400 (#1594547)

 

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 189

Всем привет!
Здравствуйте, Юля. Многие детки сопротивляются, когда их чему-то учишь,
особенно, если не получается сразу и хорошо. Это не только незрячие, это и
нормально видящие так. Но у незрячих выражено ярче, потому что им сложнее
повторить и сразу сделать как надо. иногда нужно несколько месяцев на то,
чтобы научиться чему-то очень простому. Сразу укажу на то, что вы делаете
неправильно: ненадо подталкивать ребенка за локоток, помогая ему набрать в
ложку пищу. вы должны подойти сзади, положить руку на ручку ребенка, взять
ложку его рукой, и вместе совершить движение, которое он должен совершать,
набирая пищу. то есть вы как бы делаете это в едином движении, наложив свою
руку на его. в этом случае он будет меньше сопротивляться, потому что у него
получится, вы же поможете, а он будет думать что все сделал сам. и любому
действию учить незрячего ребенка надо начинать именно так: вы стоите сзади и
накладываете свои руки на руки ребенка, не сковываете его движения, а
коррегируете их, направляете. так надо учить умываться, одеваться, кушать,
играть, рассматривать предметы, что-то открывать и закрывать и т.д. это
классический метод.
С искренним участием ко всем
Ведущая рассылки
Альбина Саматова

Количество подписчиков 48

Ответить   Thu, 12 May 2011 12:41:28 +0400 (#1597593)

 

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 190

спосибо альбина попробуем.
Original Message From: "альбина" <samatova***@m*****.ru>
To: "home.children.blindchildren (16558595)" <juliagus***@m*****.ru>
Sent: Thursday, May 12, 2011 12:41 PM

Количество подписчиков 48

Ответить   Thu, 12 May 2011 12:51:15 +0400 (#1597602)

 

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 188

Добрый вечер всем!
Хотелось бы сказать большое спасибо всем, кто откликнулся.
Попробуем применить ваши советы в жизни. Что-то из этого да получится!
А главное спасибо за поддержку. Читая письма, за которым стоит опыт живых людей,
легче переживаешь свою ситуацию. Профессиональная литература по тифлопедагогике
оставляет порой гнетущее впечатление, но научиться читать ее без эмоций пока
не получается.
Спасибо еще раз и отдельное спасибо Альбине за эту рассылку.
С уважением, Юля

11.05.2011, 01:02, "альбина" <samatova***@m*****.ru>:

Количество подписчиков 48

Ответить   Wed, 11 May 2011 20:46:30 +0600 (#1596275)