[BC] Стереотипии и самостоятельность
Виртуальный клуб "Аленький цветочек"
Сообщение 177
Добрый день всем!
Подписана на эту рассылку с самого начала, но написать решила только сейчас,
когда запуталась окончательно. У меня слабовидящий сын, 11 месяцев от роду. Слабовидящий
он или слепой сейчас определить сложно. Предметное зрение есть, по данным ЗВП
ставят примерно 5-6%, но по поведенческим реакциям мне кажется меньше. Или это
все от того, что у меня вообще нет опыта общения, а тем более воспитания ребенка
с глубокими нарушениями зрения. В моей семье и семье мужа все зрячие. Несмотря
на отсутствие у нас подготовки подготовки, ребенок развивается по возрасту, что
во многом благодаря доступной сейчас литературе по тифлопедагогике.
А теперь вопрос, на который никак не могу найти ответ. Про стереотипии знала
с самого начала, поэтому старалась, чтобы ребенок был постоянно занят. Он уже
перетрогал-перепробовал все предметы в доме: посуду, бытовую технику, канцелярские
принадлежности, крупы, фрукты-овощи и т.д. всего не перечислить. Движения ребенку
тоже хватает, он сам ползает (от опоры к опоре, далеко боится), ходит возле опоры,
ходит со мной за ручки, слезает с дивана, танцует возле опоры, плавает. Мы с
ним качаемся на качелях, на мяче, просто так возимся-барахтаемся. В общем я как
могу компенсирую ему и недостаток движения, и недостаток впечатлений. Тем не
менее стереотипные движения все же появились. Ребенок мотает головой из стороны
в сторону, когда сидит. Иногда раскачивается в стульчике для кормления. Иногда
может раскачиваться с боку на бок когда лежит. При этом он может быть вполне
себе занят. У него в руках может быть игрушка или он вообще может есть в этот
момент. Специально описываю так подробно, чтобы было понятно, что просто отвлекать
ребенка не достаточно. А сейчас ближе к году это вылилось еще вот в какую дополнительную
трудность. Ребенку для развития самостоятельности требуется время чтобы побыть
одному, чтобы он сам мог выбрать чем ему заняться. Иногда, мне кажется, я ему
мешаю.
Вот например сегодня, я оставила его одного на полу в центре комнаты, дала неваляшку
(одна из любимейших игрушек), он начал играть, периодически мотая головой. Подскажите,
как мне поступать в этот момент? сидеть рядом и мышечно останавливать это мотание?
Как-то еще отвлекать? но как ребенок играет неваляшкой как самый обычный ребенок,
раскачивает, берет в руки, трясет, пробует на зуб, снова ставит на пол и толкает
рукой, т.е. игра разнообразная. Кроме того, когда ему эта игра надоела, он сам
взял и пополз к дивану, встал и пошел вдоль дивана, отыскивать игрушки. Ключевое
слово сам. Т.е. ребенок не просто сидит на месте, а ищет чем себя занять. Но
мотание головой при этом остается.
Вот я и запуталась окончательно. Где найти эту грань между постоянным отвлечением
ребенка от стереотипных движений и развитием его самостоятельности. Помогите
пожалуйста, буду рада любым советам.
С уважением, Теплых Юлия
Количество подписчиков 48
Виртуальный клуб "Аленький цветочек"
Сообщение 178
Здравствуйте Теплых Юлия!
Я тоже всё никак не решалась написать, но увидев ваше письмо решила откликнуться
на вашу проблему. Мы молодая семья в которой неожиданно родился слепой малыш.
Диагноз звучит так: "Аномалия развития зрительного нерва и стекловидного тела"(ну
ещё нистагм, косоглазие). Вобщем впервые звучало всё это очень страшно! Я не
знаю какой диагноз у вас, но судя по вашему письму что-то схожее.
Когда наш малыш Тимоша был совсем маленький, он ничем не играл, ни на что не
обращал внимание и у него тоже были навязчивые движения( взад- вперед). Со временем
он стал всем интересоваться, играть, но движения оставались. Мы конечно волновались,
но ничего поделать не могли. Прошло это у него, когда он научился ходить( в 1г.3мес.).В
принципе, если ваш ребенок играет, интересуется и пытается сделать что-то сам,
то это скоро пройдет. И вообще по опыту знаю, что врачи всегда настраивают на
худшее, но надееться надо на лучшее( т.е. знать, что всё будет хорошо)! Тимоше
сейчас почти 3 года и не смотря на все диагнозы, он мало чем отличается от обычных
детей( видит достаточно большие картинки, гоняется на улице за голубями и т.п.).
Так что сильно не переживайте.Просто надо больше разговаривать с ребенком, читать
книги, слушать музыку, даже если кажется, что он ничего не понимает. С уважением
и пониманием Настя
Количество подписчиков 48