Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие мышления школьников

  Все выпуски  

Развитие мышления школьников 4


выпуск 4

Как учить ребёнка самостоятельности?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня говорим о самостоятельности. Не в самом широком смысле. :0) Ограничимся таким вопросом: как научить ребёнка самостоятельно выполнять задания. Ключевым является слово самостоятельно. Вся хитрость в том, что надо управлять поведением ребёнка в тот момент, когда вы управлять им не можете. Задача кажется неразрешимой. На первый взгляд... На самом деле решение есть, вполне конструктивное.

Но прежде, чем приступить к обсуждению решения данной задачи, надо определиться с её важностью, приоритетностью. Ибо от этого зависит, приемлемо решение, или нет. Надо соотносить важность задачи и затраты на её решение. И приготовиться к возможным жертвам и потерям, связанным с решением конкретной задачи.

На мой взгляд, воспитание самостоятельности – задача очень важная, существенно влияющая на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Задача стратегическая, имеющая приоритет по сравнению с большинством текущих задач, таких как выполнение конкретного домашнего задания, соблюдение режима в конкретный день, просмотр очередной серии телесериала... :0)  Вот теперь, когда вы эмоционально настроились, можно обсуждать решение.

Чем определяется поведение ребёнка? В числе определяющих факторов нравоучительные монологи родителей стоят далеко не на первом месте. :0) Чаще всего они вообще игнорируются. Ребёнок ориентируется не на слова, а на Закон. И в этом он прав. Чтобы управлять ребёнком, надо своевременно создавать необходимые законы.

Почему ребёнок не торопится самостоятельно выполнять задание? Он экономит собственные усилия, старается избежать «лишней» работы или хотя бы уменьшить её объём. И зачастую это ему удаётся. Если родители возвращаются с работы поздно, у него просто не хватает времени на выполнение всех заданий. Цель достигнута: объём работы сокращён. Таким образом, поведение ребёнка является вполне логичным и предсказуемым.

А далее, нам надо скорректировать условия так, чтобы поведение ребёнка изменилось в нужную сторону. Изменить поведение быстро и кардинально – слишком сложно. Надо начинать с малого. Я предлагаю из общего объёма заданий выделить одно, например, письменное по русскому языку. Важно, чтобы выполнение задания было легко контролировать. Поэтому письменные задания удобнее. Кроме того, выполнение задания не должно занимать слишком много времени, не более получаса. А для начала желательно ещё меньше. Выбрав подходящее задание, мы выделяем его в восприятии ребёнка. Т. е. мы говорим ребёнку, что сегодня ИМЕННО ЭТО ЗАДАНИЕ он должен сделать самостоятельно, в то время, пока родители его не контролируют (например, пока они на работе). На этом первая часть нашей работы выполнена.

Скорее всего, в первый раз ребёнок выделенное задание самостоятельно не сделает. Для него оно пока не отличается от всех остальных. Отличие создаём мы. Как только появилась возможность контролировать ребёнка, надо добиться выполнения не только выделенного задания, но и ещё одного такого же. Таким образом, мы создаём закон: невыполнение выделенного задания влечёт удвоение (заданного) объёма работы. Этот закон мы должны поддерживать всеми способами. И здесь нам понадобится та эмоциональная подготовка, о которой было сказано выше. В какой-то момент, возможно, придётся пожертвовать соблюдением режима или выполнением задания по другому предмету. Закон должен действовать.

Поскольку цель ребёнка – уменьшить объём работы, однажды он попробует выполнить ВЫДЕЛЕННОЕ ЗАДАНИЕ самостоятельно. Такое действие требует подкрепление. Очень важно похвалить ребёнка за самостоятельность. И не переделывать задание, даже если оно будет выполнено не совсем правильно. При своевременном самостоятельном выполнении объём работы должен быть меньше, он не должен увеличиваться.

Если поддерживать действие установленного закона (одно задание вовремя или два после) в течение некоторого периода времени (например, месяца), то у ребёнка вырабатывается привычка ВЫДЕЛЕННЫЕ ЗАДАНИЯ делать самостоятельно. При этом всё реже приходится увеличивать ему объём работы. Дальнейшие действия, я надеюсь, всем понятны. Постепенно всё большую часть заданий переводим в ВЫДЕЛЕННЫЕ.

Напоминаю, что мой адрес shar_zshm@mail.ru  Написав по этому адресу, вы можете получить информацию о Школе Активных Родителей и Заочной Школе Мышления для школьников. Познакомиться с ШАР-ЗШМ практически.

Успехов, Добра, Любви!

Мордвинов Яков

 

 

 


В избранное