Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие мышления школьников

  Все выпуски  

Развитие мышления школьников 3


выпуск 3

Устный счёт

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня поговорим об умении считать в уме. Большинство учителей считает эти навыки необходимыми. Чего не скажешь об учениках... Среди учеников бытует мнение, что навыки устного счёта утратили свою актуальность. Дескать, в наш век калькуляторов, компьютеров и мобильных телефонов умение считать в уме является излишним. Зачем напрягать мозги, если можно воспользоваться калькулятором?

Такое мнение неявно поддерживают некоторые родители. Которые сами не могут похвастать навыками устного счёта. Логика их такова: «Я ведь обхожусь без умения считать в уме, так зачем грузить этим ребёнка? И так проживёт!»

А что на этот счёт скажет всезнающая статистика? Её вывод однозначен. Все гении хорошо считали в уме. Таким образом, устный счёт является одним из надёжных, характеристических критериев развитого мышления.

Когда я первый раз узнал об этом, я был удивлён. Но достаточно быстро я нашёл правдоподобное объяснение этому факту. Мысль первая. Устный счёт связан с хорошей работой памяти. Без знания таблицы умножения не может быть никакого умножения в уме. А знание таблицы умножения – это работа памяти. И это лишь один, всем хорошо знакомый пример. Мысль вторая. Устный счёт использует и развивает навыки управления оперативной памятью и вниманием. Речь идёт об умении на короткое время (до нескольких минут) фиксировать  в памяти необходимую информацию и использовать её в дальнейших мыслительных действиях. (Промежуточные результаты.)

О внимании надо поговорить отдельно. Внимание – это энергия. Основная энергия, которая используется в мышлении, и которой можно управлять сознательно. Без управления вниманием не может быть мышления. Наверное, половина проблем мышления связана с недостаточным или неправильным управлением вниманием. Навыки управления вниманием не возникают из ниоткуда. Они постепенно формируются в течение всей жизни. И если в первые годы их формирование происходит стихийно, то уже в детском саду, а тем более в школе, этим процессом можно управлять с помощью специальных игр и упражнений. Вычисления в уме относятся к их числу.

Мысль третья. Вычисления в уме формируют волевые качества человека. Как и любая другая целенаправленная и регулярно выполняемая деятельность.

Мысль четвёртая. Устный счёт формирует и развивает навыки самоконтроля и работы над ошибками. А это универсальные навыки, необходимые во всех видах деятельности.

Мысль пятая. Упражнения устного счёта просты и доступны. Всегда, везде, в любых условиях. Для их выполнения не требуется ничего кроме желания и самых элементарных знаний.

Вывод. Устный счёт – не единственная сфера проявления мышления. Не каждый может быть лучшим в этом виде деятельности. Но если вы хотите научить ребёнка думать, не освобождайте его от устного счёта. Пусть трудится! Затраченные усилия обязательно окупятся. А если ещё при этом использовать самые современные технологии...  :0) Но об этом  в следующих выпусках.

Напоминаю, что мой адрес shar_zshm@mail.ru

Успехов вам, Добра, Любви!

Мордвинов Яков


В избранное