Чтобы у детей не возникали вредные привычки, необходимо, прежде всего, уяснить себе причины их возникновения и разобраться в том, какие трудности в развитии детей, подростков влияют на появление этих привычек. То – есть какие дети чаще всего их приобретают.
В группу риска попадают дети, требующие медицинской помощи, у которых недостатки характера обусловлены преимущественно эмоционально. У таких детей проявляются в поведении следующие особенности: неустойчивость, противоречивость, повышенная возбудимость, частые бурные вспышки чувств, импульсивные поступки. То есть дети действуют под влиянием чувств, не осознавая последствий таких поступков.
Это дети, испытывающие тревожность, у которых можно наблюдать частые страхи или равнодушие, безучастность. В группу риска часто попадают и дети, испытывающие чувство неполноценности, неблагополучие в общении со сверстниками, испытывающие эмоциональное неблагополучие в семье, боязнь огорчить родителей.
Школьные и домашние неприятности (двойки, замечания, наказания, отрицательные переживания родителей, боязнь физического насилия, неблагополучие со сверстниками, неуверенность в себе, чувство неполноценности, тревоги, сочетающееся с резким неприятием школы и учителя) - все это причины, которые становятся толчком к возникновению вредных привычек.
Какую же работу надо вести, чтобы все-таки вредные привычки не возникали у детей? Присмотритесь к своим детям, понаблюдайте, как они реагируют на ваши замечания, каково их отношение к школе. Понаблюдайте за состоянием эмоционального поведения ребенка. Если появится повышенная возбудимость, аффективность ( частые вспышки гнева, безудержной веселости, злости, страхов, импульсивность, пугливость пессимизм, равнодушие, безучастность) обратите на это внимание.
Ищите причину этих проявлений и устраняйте её, создавая спокойную эмоциональную обстановку в семье. Ребенок не должен жить в постоянном ожидании неудачи и разочарования. Помните, что поддерживать ребенка – это значит верить в него.
Родительская поддержка - это процесс, в ходе которого родители подчеркивают достоинство ребенка с целью укрепления его самооценки, помогают ребенку избежать ошибок, поверить в себя и свои способности, поддерживают его при неудачах.
Подробно об особенностях детей риска и профилактике появления вредных привычек в последующих выпусках.
Автор рассылки: психолог Татьяна Николаевна Козлова
стаж работы в психологической службе - 52 года, категория высшая.
email автора: max-man72@mail.ru
ведущий рассылки: Максим Козлов.