Как развивать положительное отношение к школе, обучению?
Посещая школу, мы - психологи очень часто задаем детям вопрос: « Дети, поднимите руку, кто из вас хочет учиться лучше?». Нет ни одного ученика, который бы не поднял руки. Однако, не у всех детей осуществляется это желание. Причин достаточно и о них можно говорить бесконечно.
Жизнь ребенка - это вереница занятий, уроков. Но самые прекрасные из них теряют смысл, если ребенку плохо, скучно, неуютно на уроке и дома во время выполнения домашних заданий Если он не хочет понимать, о чем говорят ему взрослые, если идет в школу с тоской в сердце. Обучение – основная деятельность школьника. Учеба - это труд. Тяжелый умственный труд, постоянные усилия понять, запомнить, научиться...
Но только желанный, свободный труд воспитывает любовь ко всякой необходимой работе. Долг и радость должны сливаться в одно чувство. Главное, чтобы ребенок чувствовал свой рост, движение в выполнении трудного дела. Конечно, как было сказано выше, причин негативного отношения к школе много, о них можно и нужно говорить, чтобы понять, как помочь школьнику, как повысить учебную мотивацию.
Наиболее значимыми учебными мотивами являются познавательные мотивы, так как они формируют потребность знать, получать постоянную информацию, развивать собственный потенциал, удовлетворять потребность реализовать себя и собственные способности.
В ситуации удовлетворения такой потребности человек не только развивается интеллектуально, у него формируется самоценность, уверенность, а у детей - школьников успешность в школьных делах. Стремление постоянно узнавать что – то новое «заставляет» ребенка усваивать знания без излишнего напряжения с большим интересом и это активизирует учебную деятельность.
Одним из основных направлений повышения учебной мотивации, положительного отношения к учению, к школе является развитие у школьников познавательных способностей. Зная особенности познавательных процессов, учащиеся учатся понимать их значение в усвоении учебного материала, как необходимых «помощников».
Формируется сознательное отношение к использованию своих индивидуальных особенностей восприятия, внимания, памяти, мышления в приобретении знаний, усвоении учебной программы. Психолог может помочь, научить ребенка организовывать внимание, использовать разнообразные способы запоминания и воспроизведения материала, формировать аналитическое, планирующее, самостоятельное, доказательное мышление.
Накапливается личностно значимые способы переработки и усвоения учебного материала, что является шагом навстречу личностно – ориетированного обучения. Кроме того, снижается школьная тревожность, экономятся физические, интеллектуальные, нравственные силы, ребенок меньше расходует времени на усвоение учебной программы и выполнение домашних заданий.
Освобождается время на занятия по интересам, на развитие творческого потенциала. Как дать каждому школьнику почувствовать огромную роль умений организовывать внимание, использовать разнообразные действия памяти в усвоении учебного материала?
Об этом речь пойдет в следующих выпусках. Кроме того в последующих публикациях вы сможете узнать и о других причинах низкой учебной мотивации, негативного отношения к школе, учению, путях преодоления этих явлений.
Автор рассылки: психолог Татьяна Николаевна Козлова
стаж работы в психологической службе - 52 года, категория высшая.
email автора: max-man72@mail.ru
ведущий рассылки: Максим Козлов.