Большинство детей берут без разрешения хоть что – нибудь хоть один раз. Когда это происходит, родители заходят слишком далеко, в панике они обычно обвиняют детей в том, что те воры и лжецы.
Часто взрослые принимают экстремальные меры: бьют и наказывают, чтобы у детей не сформировалась вредная привычка. Любой поступок ребенка обязательно имеет мотив, причину.
Вмешательство родителей, выливающееся в наказания и имеющее дело только с поведением, а не с лежащими в его основе причинами, ухудшает ситуацию.
Как же помочь детям, предостеречь их от таких нечестных, опасных поступков?
Прежде всего, необходимо узнать причины детского воровства. Они разнообразны.
«Сделать» благо себе, то есть обогатиться, удовлетворить потребность иметь то, что есть у других, и нет у него.
Заслужить авторитет друзей, «за компанию», не для обогащения, но на основе желания быть принятым в значимую для него группу, соответствовать ее нормам.
Сделать приятное другим и тем самым заслужить хорошее отношение к себе.
Поднять статус в лице более сильного, завоевав его авторитет и дружбу.
Часто дети воруют потому, что это единственная возможность получить желаемое.
Иногда воровство совершается потому, что деньги лежат на виду и искушение слишком велико.
Бывает и так, что дети чувствуют себя изгоями, никому не нужными в собственной семье или в классе, им не хватает внимания со стороны взрослых. Они тем самым хотят обратить на себя внимание, чтобы их наконец – то заметили.
Дети могут воровать у сестры, у брата, когда испытывают чувство ревности.
Подростки - ради остроты ощущений, экстрима или чтобы утвердиться среди сверстников.
Только выяснив причину, можно действовать дальше. Иногда действия детей не осознанны. Это связано с психологической зависимостью: «Взял потому, что так получилось. Сам не знаю почему, я не хотел». Таким детям необходима консультация психоневролога.
Что же делать, если поступок уже совершен?
Ребенок все равно остается в семье или школе, взрослые и дети переживают все, что происходит после совершенного проступка. И для детей, и для взрослых это событие является шоком, стрессом, и от того, как реагируют на поступок окружающие, зависит дальнейшее поведение детей.
Любовь и внимание, которыми Вы окружили провинившегося, остановят воровство быстрее, чем любые карательные меры. Детям надо дать понять, что они совершили ошибку и могут решить ее, не теряя любви и уважения окружающих. Им важно усвоить, что эту ошибку можно исправить.
Конечно, необходимо рассказать о последствиях воровства, о том, что они наносят ущерб не только окружающим, но и себе. Особенно важно сопереживать вместе с детьми, сожалеть о случившемся, дать понять, что они не изгои, а любимы и им хотят помочь вернуть репутацию, т.е. оценивать не личность, а поступок, который можно исправить.
Если ребенок попался, не кидайтесь его выручать, когда это произошло. Иначе он подумает, что непобедим и никто не сможет его остановить.
Установите запрет на воровство, объясните, что это плохо и это не разрешается не только взрослым, но и детям. Укажите на возможные наказания и социальное неодобрение, что за содеянное надо платить.
Очень хорошо, если ребенок имеет свои личные деньги. Родители договариваются с детьми, что один раз в месяц или ежедневно будут давать ему определенную сумму. Расходовать ее можно по своему: можно тратить каждый день, а можно подкопить на что - то и истратить сразу всю сумму. Создавая такие условия, взрослые учат рассчитывать свои расходы, экономить. Дети понимают цену «заработка», при этом взрослые обязательно предупреждают, что сумма выделяется только один раз в день или месяц.
Если ребенок возьмет что – то без разрешения, он должен сам выплатить пострадавшему от его нечестного поступка из своих сбережений. Этого могут потребовать родители.
Очень важно научить ребенка правильно поднимать авторитет среди сверстников. Чтобы дети не учились покупать уважение подарками, деньгами, а самоутверждались адекватно, зная свои положительные качества. Испытывали эмоциональное благополучие во взаимоотношениях.
Таким образом, главными направлениями в работе взрослых по преодолению воровства является выявление причин данного поступка, их устранение, поддержка ребенка в ситуации стресса, совместное сопереживание, чтобы ребенок понял, что взрослые понимают и принимают его состояние и очень хотят помочь.
Автор рассылки: психолог Татьяна Николаевна Козлова
стаж работы в психологической службе - 52 года, категория высшая.
email автора: max-man72@mail.ru
ведущий рассылки: Максим Козлов.