Учебная деятельность - основная, ведущая деятельность школьника. Учеба – это труд. Тяжелый умственный труд, постоянные усилия понять, запомнить, научиться, и только желанный труд воспитывает любовь ко всякой необходимой работе.При поступлении в школу практически все дети выражают искреннее желание успешно учиться. Так почему же у многих из них это желание гаснет, причем довольно быстро? В значительной степени это связано с воспитательными недочетами и недоработками взрослых.
Как же помочь детям адаптироваться к школе, организовать учебную деятельность детей так, чтобы ребенок почувствовал ответственность за свой «труд» и получал от учебной деятельности удовлетворение?
Чувство ответственности, чувство долга формируется с самого раннего детства, если родители внимательно, серьезно относятся к делам малыша. Безразличие и отрицательное отношение к школе и к своим обязанностям чаще всего возникает не у тех детей, которые к моменту поступления в школу знают слишком мало или слишком много, а у тех, которые не имели опыта выполнять какие – либо поручения взрослых, их требования.
Как же решить выше поставленную проблему?
Вспомним советы выдающегося педагога А.С.Макаренко. Он подчеркивал огромную роль поручений в воспитании ребенка, как эпизодических, так и постоянных. В период формирования самостоятельности, самоутверждения, когда у ребенка появляется стремление «быть взрослым», когда он заявляет: «Я сам, я могу!»,- очень хорошо продумать, какие поручения он сможет выполнить, чтобы почувствовать свою значимость, «нужность» в семье, семейных делах. Какими же могут
быть поручения?
Встречая папу или маму с работы, принести им комнатные тапочки. Положить ложку каждому члену семьи во время подготовки к обеду, ужину, отвечать за то, чтобы к обеду всегда был хлеб, кормить рыбок и другие подобные поручения. Если поручения не выполняются, страдают все члены семьи, ребенок приучается чувствовать ответственность, свою «нужность», значимость, осознает, что приносит пользу.
Хорошо, если дети участвуют в выборе поручений вместе с родителями, очень важно учитывать их предпочтения, самостоятельный выбор, так как ребенок оценивает свои силы, чувствует большую ответственность: он выбрал поручения сам. Привычка «быть ответственным» распространяется затем и на учебную деятельность когда ребенок начнет учиться.
Часто родители жалуются на то, что ребенок не желает, не любит читать.
Что же делать? Как сформировать интерес к чтению?
Конечно, прежде всего научить его читать. Лучше всего это может сделать опытный педагог. Очень хорошо, если взрослые много читают детям, пока ребенок еще не научился читать. Это расширяет кругозор малыша и помогает выявить, изучить детские интересы и в дальнейшем подбирать произведения, которые вызывают у него желание слушать, так как это побуждает стремление больше узнать в той области, которая желанна ребенку.
Это могут быть сказки, истории о детях, о динозаврах, рассказы о животных, природе, технике, машинах. Необходимо учитывать и индивидуальные особенности восприятия Вашего ребенка. Каждый человек воспринимает окружающий мир по – своему в зависимости от той системы восприятия, которую он предпочитает или которая является ведущей. Какая система восприятияведущая, может подсказать психолог.
Например, одного привлекают иллюстрации, другой любит слушать, третий воспринимает текст лучше в том случае, если сопереживает, ощущает тепло, «прикосновения», текст, который вызывает у него кинестетические ощущения. Психологи называют это репрезентативной системой восприятия. В зависимости от репрезентативной системы, возможно, использовать различные подходы в формировании интереса к книге, к чтению.
Так детей - визуалов, может привлечь рассматривание иллюстраций и дети захотят узнать, что же там пишут про эту картинку. Детей - аудиалов, т.е. тех ребят, которые предпочитают не смотреть, а слушать, привлекает само чтение интересных моментов, кинестетиков - описания ощущений героев произведений. Вы выявили интересы малыша, он научился читать. Теперь можно начать читать детям интересный для них рассказ или сказку и вдруг остановиться на самом интересном месте, сославшись
на вашу занятость, и оставить книгу открытой. Это возможно «заставит» ребенка читать дальше - ведь это ему интересно. Ребенок, живо интересующийся определенной темой, обязательно попросит продолжить чтение или сам начнет читать.
Ни в коем случае не следует насильно заставлять читать, вырабатывается стойкий негатив к чтению. Здесь надо действовать очень осторожно. Как автоматизировать чтение? На этот вопрос может ответить логопед. Логопед подскажет и порекомендует специальные упражнения с целью выработки навыка беглого чтения. Необходимо помнить, что навык чтения должен предшествовать навыку письма. Многим детям приходится осваивать одновременно и чтение, и письмо, при этом нарушается формирование и того
и другого навыка. Далее приходится бороться с неграмотностью и неумением читать. Поэтому, если не заняться вплотную сначала чтением, отложив на время письмо, дети непременно отстают в обучении.
Автор рассылки: психолог Татьяна Николаевна Козлова
стаж работы в психологической службе - 52 года, категория высшая.
email автора: max-man72@mail.ru
ведущий рассылки: Максим Козлов.