О
чувствительности и страдании, о границе ответственности
Здравствуйте,
Татьяна!
У меня к Вам
вопрос. Честно говоря, что решение я уже приняла, но мысль о том,
правильно ли оно, постоянно возвращается ко мне.
Ситуация такова.
Моя дочь 5-ти лет
периодически (часто или нет, я не могу определить - все
относительно) плачет в ответ на какие-то ситуации: когда у нее
забирают игрушки, либо грубо обращаются с ней, либо она сам что-от у
кого-то забирает, а ей не дают. Все это происходит в садике. Вне
садика она общается с одной-двумя постоянными подругами, с которыми
у нее гораздо большая степень взаимопонимания, и плачет она в
подобных же ситуациях очень редко. Дома она тоже периодически
плачет, иногда я виновата, иногда кошка поцарапает. Ничего для меня
странного в этом нет.
В садике же мне
сказали, что у нее повышенная чувствительность и что с этим надо
бороться, и направили на специальные занятия. В этой группе дети с
подобными "отклонениями" занимаются прикладным творчеством и через
творчество как-то учатся переводить свои отрицательные реакции в
более положительное русло, т.е. каким-то образом справляться с
ситуацией по-другому. Так мне объяснил психолог.
Поскольку основные
проявления "повышенной чувствительности" (реакция на свет, кожа,
волосы и пр.) у меня тоже есть и были в детстве, а также были у моей
сестры и моей мамы, то я не воспринимаю их, как что-то неправильное.
Для меня это нормально. Более того, после этого направления я
почувствовала какой-то внутренний протест против того, чтобы мою
дочь делали "менее чувствительной". Я попыталась объяснить
психологу, что меньшая чувствительность, как раз не самая лучшая
альтернатива тому, что есть сейчас, т.к. она означает меньшую
чувствительность и ко всему остальному: красоте, музыке, доброте и
т.п. Психолога, как Вы понимаете, я не переубедила.
Так вот, от этих
занятий я отказалась, т.к. дочка моя посещает много разных других
занятий, тоже связанных с прикладным творчеством и не только, но без
"лечебного" подтекста. Но проблема не в этом.
Вопрос мой вот в
чем: как вы считаете, повышенная чувствительность - это болезнь,
которую стоит лечить?
Нормальная ли
реакция - плач? И почему люди от официального образования считают ее
отклонением?
Или я права в моей
точке зрения?
Заранее благодарна
за ответ.
С уважением,
Евгения
Здравствуйте,
Евгения.
Ваша точка зрения мне понятна и я тоже не считаю повышенную
чувствительность болезнью, с которой надо бороться или лечить.
Но
следует различать восприимчивость и страдания от нее.
Занятия прикладным творчеством с «лечебным» подтекстом не могут
снизить восприимчивость. Они направлены на то, чтобы научить ребенка
жить с этой чувствительностью, чтобы ребенок научился использовать
свой тонкий душевный, эмоциональный «аппарат» во благо себе (и
окружающим), а не становился объектом игры бушующих эмоций.
Представьте, что чувства ребенка с такой душевной организацией – это
натянутая струна, и ребенка учат играть на ней по своей воле, и
играть красиво.
Всем, что в человеке есть – и тело, и ум, и эмоции, и воля – все
это требует постепенного овладения сознанием, тренировки и
использования для улучшения жизни.
Так
что можно смело попробовать походить на эти занятия и посмотреть на
результаты, а по ходу, опираясь на конкретные данные, а не на свои
предположения, определиться.
Возвращаясь к Вашим вопросам. У меня сын тоже очень чувствительный.
Плакать я считаю полезно, вообще не держать в себе негативные
эмоции, раз уж они возникли. В социальных контактах плач конечно не
лучшая стратегия поведения, и тут нужно и можно учить ребенка другим
моделям поведения. Плач и другие реакции в ответ на нежелательные
жизненные ситуации – отчасти выход энергии, а отчасти результат
интерпретаций этих ситуаций и привычка, закрепленная многократным
повторением и определенными выгодами от такой модели поведения
(привлечение внимания взрослых, манипулирование слезами и т.д.).
Почему люди от официального образования считают повышенную
чувствительность отклонением – ну да, это отклонение. От НОРМЫ
J,
от среднего значения, с которыми им проще работать, под которую
построены схемы массового образования. На конвеере нужны стандартные
детали...
П.С. Вы можете на себе проверить разные методики работы с эмоциями,
и потом научить или нет дочку. Самое простое: когда Вы в плохом
настроении, охвачены нег.эмоцией - нарисуйте в этом состоянии
что-нибудь, выплесните свое состояние на бумагу. Потом убедитесь,
что рисунок отражает Ваше состояние, если надо еще порисуйте.
Посмотрите пару минут на рисунок, прислушайтесь к себе. После этого
порвите или сожгите рисунок. Полегчает J.
Второй вариант – не рвать, а начать менять рисунок в сторону
позитивности – что-то дорисовать, изменить цвета на более светлые и
веселые.
В
моем тренинге целый раздел посвящен именно работе с негативными
эмоциями, там мы осваиваем несколько очень сильных, действенных
методик, которым потом родитель сам может обучить своего ребенка.
Всего доброго.
Следующее письмо о такой распространенной проблеме, как кормление
детей.
У меня вопрос, если
можно. Еда, далеко не единственная проблема, но одна из серьезных.
Старшей дочери 3,5 года. Чем ее кормить я не знаю. Она готова целыми
днями есть только макароны и др. мучные изделия. Причем, если я
пытаюсь в макароны что-то добавить (овощи, курицу и проч.), то номер
не проходит. Совсем понемногу она ест гречневую или овсянную каши,
чуть -чуть овощей и фруктов (по настроению) и все. Говорить о
правильном питании не приходится. Стараюсь дать ей макароны из
цельной муки или муки грубого помола. Ну и все. Что делать и как
решить эту проблему я не знаю. С ее характером невозможно ее
уговорить, а тем более заставить что-либо поесть.
Возможно ли найти
какое-то решение?
Мой
сын примерно ровесник этой девочки, у нас выбор и закупка продуктов,
а также определение дневного меню и приготовление еды - область
ответственности родителей, мамы. А не ребенка. Ребенок в 3,5 года
еще не может осознать причинно-следственную связь между тем, что он
сегодня ест и тем состоянием здоровья, которое у него как результат
будет завтра и тем более через год. Зато он может осознать
последствия того, что он откажется от той еды, которая на столе –
останешься голодным до следующего раза, пока мама накроет на стол. В
то же время, я считаю, что ребенку лучше знать, нуждается ли он в
данный момент в еде или нет, в какой именно и в каком количестве.
Поэтому я полагаю своим делом обеспечить ребенку набор вкусной и
полезной еды, а его дело выбрать из того, что на столе, на плите или
в холодильнике то, что он сейчас хочет поесть. Как говорится, можно
привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. J
Разграничивайте зоны ответственности, четко определяйте, где
заканчиваются границы Вашей и начинается территория ребенка, и
действуйте на своей территории. В ситуации автора это означает не
бороться с ребенком (уговаривать и пр. на тему еды), а САМОЙ не
покупать макароны и мучные изделия, или покупать и готовить их
редко.
Предполагаю, что дети большинства моих подписчиков больше страдают
от избытка еды, чем от нехватки, причем от избытка вредной:
сладкого, жирного, жаренного, мучного и пр. Оставлять ребенку выбор
между полезной и вредной едой, с моей точки зрения более
безответственно для родителя, чем давать ребенку выбор есть или не
есть полезную. Ведь прогнозируемо с большой долей вероятности в
первом случае ребенок нанесет себе вред, а во втором - даже если
поголодает, от этого вреда не будет. Но самый большой вред можно
нанести ребенку, если принуждать к еде против его воли. В этом
случае любая еда – яд. Надеюсь, среди читателей рассылки все это
понимают.