Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Воспитание без страха и упрека О чувствительности и страдании, о границе ответственности


Информационный Канал Subscribe.Ru

Воспитание без страха и упрека
Выпуск № 5

О чувствительности и страдании, о границе ответственности

Здравствуйте, Татьяна!

У меня к Вам вопрос. Честно говоря, что решение я уже приняла, но мысль о том, правильно ли оно, постоянно возвращается ко мне.

Ситуация такова.

Моя дочь 5-ти лет периодически (часто или нет, я не могу определить - все относительно) плачет в ответ на какие-то ситуации: когда у нее забирают игрушки, либо грубо обращаются с ней, либо она сам что-от у кого-то забирает, а ей не дают. Все это происходит в садике. Вне садика она общается с одной-двумя постоянными подругами, с которыми у нее гораздо большая степень взаимопонимания, и плачет она в подобных же ситуациях очень редко. Дома она тоже периодически плачет, иногда я виновата, иногда кошка поцарапает. Ничего для меня странного в этом нет.

В садике же мне сказали, что у нее повышенная чувствительность и что с этим надо бороться, и направили на специальные занятия. В этой группе дети с подобными "отклонениями" занимаются прикладным творчеством и через творчество как-то учатся переводить свои отрицательные реакции в более положительное русло, т.е. каким-то образом справляться с ситуацией по-другому. Так мне объяснил психолог.

Поскольку основные проявления "повышенной чувствительности" (реакция на свет, кожа, волосы и пр.) у меня тоже есть и были в детстве, а также были у моей сестры и моей мамы, то я не воспринимаю их, как что-то неправильное. Для меня это нормально. Более того, после этого направления я почувствовала какой-то внутренний протест против того, чтобы мою дочь делали "менее чувствительной". Я попыталась объяснить психологу, что меньшая чувствительность, как раз не самая лучшая альтернатива тому, что есть сейчас, т.к. она означает меньшую чувствительность и ко всему остальному: красоте, музыке, доброте и т.п. Психолога, как Вы понимаете, я не переубедила.

Так вот, от этих занятий я отказалась, т.к. дочка моя посещает много разных других занятий, тоже связанных с прикладным творчеством и не только, но без "лечебного" подтекста. Но проблема не в этом.

Вопрос мой вот в чем: как вы считаете, повышенная чувствительность - это болезнь, которую стоит лечить?

Нормальная ли реакция - плач? И почему люди от официального образования считают ее отклонением?

Или я права в моей точке зрения?

 Заранее благодарна за ответ.

 С уважением,
Евгения

 Здравствуйте, Евгения.

 Ваша точка зрения мне понятна и я тоже не считаю повышенную чувствительность болезнью, с которой надо бороться или лечить.

 Но следует различать восприимчивость и страдания от нее.

 Занятия прикладным творчеством с «лечебным» подтекстом не могут снизить восприимчивость. Они направлены на то, чтобы научить ребенка жить с этой чувствительностью, чтобы ребенок научился использовать свой тонкий душевный, эмоциональный «аппарат» во благо себе (и окружающим), а не становился объектом игры бушующих эмоций. Представьте, что чувства ребенка с такой душевной организацией – это натянутая струна, и ребенка учат играть на ней по своей воле, и играть красиво.

 Всем, что в человеке есть – и тело, и ум, и эмоции, и воля – все это требует постепенного овладения сознанием, тренировки и использования для улучшения жизни.

 Так что можно смело попробовать походить на эти занятия и посмотреть на результаты, а по ходу, опираясь на конкретные данные, а не на свои предположения, определиться.

 Возвращаясь к Вашим вопросам. У меня сын тоже очень чувствительный. Плакать я считаю полезно, вообще не держать в себе негативные эмоции, раз уж они возникли. В социальных контактах плач конечно не лучшая стратегия поведения, и тут нужно и можно учить ребенка другим моделям поведения. Плач и другие реакции в ответ на нежелательные жизненные ситуации – отчасти выход энергии, а отчасти результат интерпретаций этих ситуаций и привычка, закрепленная многократным повторением и определенными выгодами от такой модели поведения (привлечение внимания взрослых, манипулирование слезами и т.д.).

 Почему люди от официального образования считают повышенную чувствительность отклонением – ну да, это отклонение. От НОРМЫ J, от среднего значения, с которыми им проще работать, под которую построены схемы массового образования. На конвеере нужны стандартные детали...

 П.С. Вы можете на себе проверить разные методики работы с эмоциями, и потом научить или нет дочку. Самое простое: когда Вы в плохом настроении, охвачены нег.эмоцией  - нарисуйте в этом состоянии что-нибудь, выплесните свое состояние на бумагу. Потом убедитесь, что рисунок отражает Ваше состояние, если надо еще порисуйте. Посмотрите пару минут на рисунок, прислушайтесь к себе. После этого порвите или сожгите рисунок. Полегчает J. Второй вариант – не рвать, а начать менять рисунок в сторону позитивности – что-то дорисовать, изменить цвета на более светлые и веселые.

 В моем тренинге целый раздел посвящен именно работе с негативными эмоциями, там мы осваиваем несколько очень сильных, действенных методик, которым потом родитель сам может обучить своего ребенка.

 Всего доброго.

Следующее письмо о такой распространенной проблеме, как кормление детей.

У меня вопрос, если можно. Еда, далеко не единственная проблема, но одна из серьезных. Старшей дочери 3,5 года. Чем ее кормить я не знаю. Она готова целыми днями есть только макароны и др. мучные изделия. Причем, если я пытаюсь в макароны что-то добавить (овощи, курицу и проч.), то номер не проходит.  Совсем понемногу она ест гречневую или овсянную каши, чуть -чуть овощей и фруктов (по настроению) и все. Говорить о правильном питании не приходится. Стараюсь дать ей макароны из цельной муки или муки грубого  помола. Ну и все. Что делать и как решить эту проблему я не знаю. С ее характером невозможно ее уговорить, а тем более заставить что-либо поесть.

Возможно ли найти какое-то решение?

 

Мой сын примерно ровесник этой девочки, у нас выбор и закупка продуктов, а также определение дневного меню и приготовление еды  - область ответственности родителей, мамы. А не ребенка. Ребенок в 3,5 года еще не может осознать причинно-следственную связь между тем, что он сегодня ест и тем состоянием здоровья, которое у него как результат будет завтра и тем более через год. Зато он может осознать последствия того, что он откажется от той еды, которая на столе – останешься голодным до следующего раза, пока мама накроет на стол. В то же время, я считаю, что ребенку лучше знать, нуждается ли он в данный момент в еде или нет, в какой именно и в каком количестве. Поэтому я полагаю своим делом обеспечить ребенку набор вкусной и полезной еды, а его дело выбрать из того, что на столе, на плите или в холодильнике то, что он сейчас хочет поесть. Как говорится, можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. J

 Разграничивайте зоны ответственности, четко определяйте, где заканчиваются границы Вашей и начинается территория ребенка, и действуйте на своей территории. В ситуации автора это означает не бороться с ребенком (уговаривать и пр. на тему еды), а САМОЙ не покупать макароны и мучные изделия, или покупать и готовить их редко.

 Предполагаю, что дети большинства моих подписчиков больше страдают от избытка еды, чем от нехватки, причем от избытка вредной: сладкого, жирного, жаренного, мучного и пр. Оставлять ребенку выбор между полезной и вредной едой, с моей точки зрения более безответственно для родителя, чем давать ребенку выбор есть или не есть полезную. Ведь прогнозируемо с большой долей вероятности в первом случае ребенок  нанесет себе вред, а во втором  - даже если поголодает, от этого вреда не будет. Но самый большой вред можно нанести ребенку, если принуждать к еде против его воли. В этом случае любая еда – яд. Надеюсь, среди читателей рассылки все это понимают.

 

Всего доброго, мира и спокойствия,

Татьяна Нестеренко, tnesterenko@list.ru  

http://subscribe.ru/catalog/home.child.tnesterenko


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.tnesterenko
Отписаться

В избранное