Когда мне плохо, кто несет ответственность (является
причиной этого результата)?
Получила очень кстати письмо
давней подписчицы по поводу прошлой рассылки (напомню, об
ответственности мы говорили с Виталием Лозовским). Я выполняю просьбу не
публиковать ее письмо, скажу о его содержании и подведу разговор к теме
ответственности.
Итак, подписчица, молодая мать,
выразила свое резкое недовольство и отрицательные эмоции в связи с
рассылкой, подвела логическое обоснование и постаралась повлиять на меня
критикой, чтобы я вернулась к тому стилю, который ей импонирует больше.
Я более чем уверена, что такая же логика действий у этой мамы
присутствует и в отношениях с ребенком, а также с другими людьми.
Давайте рассмотрим на этом
примере типичную ситуацию: кто-то совершает нечто, что Вам не нравится,
вызывает в Вас негативные эмоции. Вы, охваченные этим негативом, решаете
повлиять на "виновного", словом или делом, с тем, чтобы он "исправился"
и перестал причинять Вам огорчения, ввергать Вас в негативное состояние.
Как именно человек в таких ситуациях пытается повлиять на источник
неприятностей? Критикой, взыванием к чувству вины, запугиванием,
выплескиванием своих негативных эмоций ("раз мне плохо, пусть и тебе
будет не сладко"), шантажом ("делай так, как Я ХОЧУ, иначе пожалеешь"),
иногда прямым насилием ("я тебя нашлепаю, если ты не выполнишь мое
желание") и пр. Насколько такие методы влияния на поведение другого
человека эффективны? По моим наблюдениям малоэффективны, и часто
приводят к обратному эффекту. Т.е. конечно, моральным и физическим
принуждением, которые "работают" на чувство страха, вины, стыда и прочие
негативные эмоции, этим можно ЗАСТАВИТЬ человека поступить ПРОТИВ своей
воли, своего желания, так, как хочет (требует) "воспитатель". Но вряд ли
человек в итоге захочет поступать приятным для другого образом по
свободному выбору, по своему желанию и доброй воле. А когда человек
поступает по принуждению, в нем копятся сопротивление, напряжение,
негатив в отношении как самих действий, так и того, кто его принуждает.
Потребность в свободе одна из самых глубинных в человеке. В итоге
спираль взаимного недовольства закручивается вплоть до разрыва
отношений.
При чем тут ответственность?
Кстати а что это собственно такое - ответственность? Я для себя
определяю ответственность как осознание человеком причинно-следственных
связей между своими прошлыми мыслями, словами, действиями (бездействием)
и теми плодами, которые человек пожинает в настоящем. Иначе говоря, все,
что ЕСТЬ в настоящем внутри и вокруг человека, является следствием тех
причин, которые породил сам человек в прошлом. Его мыслей, слов и дел.
Где находится причина тех же негативных эмоций? Если человек берет
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свои эмоции на себя, т.е. видит себя субъектом,
творцом своих эмоций - то он ищет причину в себе, и может ими управлять.
Тогда нет причины причинять себе боль из-за того, что кто-то
написал плохую рассылку или ребенок нашалил :-). Другое дело, если
человек не видит СЕБЯ причиной своих эмоций, а ищет эту причину вне
себя. Тогда человек ощущает себя объектом воздействия внешних
превосходящих сил: меня обидели, расстроили, испортили мне
настроение...Кто управляет процессом, тот и несет ответственность за
результат. Если Вы берете управление своими эмоциями на себя, то берете
на себя и ответственность за свое состояние. Если отдаетесь под
управление внешним обстоятельствам, другим людям - то и ответственность
за свое самочувствие возлагаете на них. А потом, когда ОНИ сделали Вам
плохо, начинаете призывать их к ответу: "Ты сделал МНЕ плохо -
исправляй!". Но в конце концов, Ваше внутреннее "хорошо" или "плохо"
по-настоящему волнует только Вас и тех, кто Вас искренне любит.
Посторонние люди заинтересованы этим только в той мере, в какой это
затрагивает их личное "хорошо" или "плохо".
Так какой выбор делаете Вы,
взять ответственность за свои эмоции на себя или переложить на других?
Мой проект "Родительская Школа" предназначен для тех, кто:
- хочет
построить идеальные отношения с ребенком, но что-то не получается или не
ясно, с чего начать;
- хочет улучшить уже хорошие отношения, совершенствовать себя,
получить новые знания и навыки, которые повысят эффективность в
родительской роли;
- хочет не сердиться, не раздражаться на ребенка вне зависимости от
его поведения, стать свободным поступать по велению горячего сердца
(любви) и
холодного рассудка (здравого смысла) ;
- понимать себя и своего ребенка;
- убедиться на личном опыте, что проблем не бывает, есть пока
нерешенные задачи и универсальный алгоритм их решения.
В ближайшее время начинается набор на 1-ую, базовую ступень Школы, на
которой курсанты освоят 2 базовых навыка (по моей субъективной оценке их
отсутствие порождает 90% всего негатива, напряжений, конфликтов, проблем
в отношениях с детьми). Первые результаты будут через 1-2 неделю после
начала занятий. К концу 1 месяца существенное, ощутимое как значительное
улучшение отношений. Если к 4 мес. такого ощущения нет, оплата
возвращается. Стоимость 60 уе. Поступившим сейчас на базовую ступень,
все последующие ступени (оформляются материалы 2 и 3 ) и
усовершенствования будут высылаться бесплатно.
О начале набора и подробностях в следующих выпусках
или пишите мне.