Умный ребенок - интернет-журнал для умных родителей Дополнительный набор в Монтессори-группы, новинки магазина
° Если Вы пользуетесь программой "The Bat", для просмотра выпуска рассылки откройте файл part.html ° Если Вы просматриваете письмо с WEBа и у Вас не работают ссылки перехода по журналу (например,так происходит на mail.ru), воспользуйтесь вертикальной прокруткой или посмотрите выпуск в архиве.
Умный ребенок интернет-журнал для умных родителей Выпуск от 18.12.06
Здравствуйте! Моему мальчику 3,5 года. Хочу поделиться своим методом борьбы с нытьем. Поясню, что считаю нытьем: если ребенок в обычной бытовой ситуации не говорит нормальным тоном, а говорит с нытьем. Например, можно просто сказать: мама, я хочу кефира, ему никто еще в его просьбе не отказал, т.к.просит первый раз, и наверняка кефира ему дадут, но в голосе уже нытье. Или рисует: "Мама, помоги нарисовать машину!" (с нытьем в голосе). Вот с этим "нытьем
по мелочи" я и пытаюсь бороться. Если мой мальчик ноет, прекращаю занятия и говорю: "повтори свою просьбу нормальным голосом, не ной". Сразу переходит на обычный тон, и занятия продолжаются. В своей реакции стараюсь быть последовательной, стараюсь не пропускать без замечания факт нытья, показать своим видом и словами, что с нытиками общаться неприятно. Муж поступет также. В вопиющих случаях - расплачется, подобие истерики (редко) - отводим в спальню и закрываем дверь, говорим: поплачешь, выходи,
будем дальше играть (есть, читать и т.д.) Когда ребенок начинает хныкать, сразу (без нервов, обычным будничным тоном) предлагаю выбор: успокоишься и поговорим или пойдешь в комнату? Выбирает сам. В комнате обычно плачет на показуху, недолго, потом замолкает, говорит, что успокоился, выходит и мы ненавязчиво проговариваем ситуацию, продолжаем прерванное занятие. Да, со стороны может показаться, что я безжалостна и нетерпима, по крайней мере многие мои подруги-мамочки не выдерживают плача их чада за закрырыми
дверями, выпускают, жалеют. Я и сама сомневаюсь, однако реально вижу, что мой ребенок четко понимает - нытьем здесь ничего не добьешься. Подскажите, правильно ли я действую, и как мои действия могут повлиять на ребенка?
Автор: Юлия
Уважаемая Юлия! Возраст 3 года - это период, который в детской психологии традиционно считается кризисным, переломным. Для него характерны такие реакции как негативизм, упрямство, эмоциональная нестабильность, деспотичность (борьба
за власть над родителями). Дети-трехлетки - отличные манипуляторы, поэтому часто родители в изнеможении опускают руки перед истериками и капризами своих карапузов и разрешают то, что было запрещено ранее. Насколько я поняла, в Вашей ситуации тоже происходит своеобразная борьба за власть, доминирующее положение - "мой ребенок четко понимает — нытьем здесь ничего не добьешься". С точки зрения бихевиорально ориентированных психологических течений (простая формула, выражающая суть подобных теорий выглядит
так: стимул-реакция) Вы ведете себя вполне адекватно: существует правило - есть поведение, соответствующее данному правилу и есть, нарушающее его смысл - в этом случае от родителя следует либо наказание, либо пресечение в виде словесного требования - поведение ребенка снова соответствует желаемому образцу. "Правильно ли я действую" - личностный выбор осуществляете Вы, поэтому насколько данные методы подходят именно Вашей семье решаете только Вы. Для меня из Вашего письма вырисовываются два настораживающих
момента. Первый - "отводим в спальню и закрываем дверь" - я бы не рекомендовала использовать для наказания (изоляции) помещение, где ребенок спит. В дальнейшем, при неблагоприятных обстоятельствах, это может послужить катализатором развития детских и, в частности, ночных страхов. Если есть иное помещение, стоит использовать его. И второе. Вами ведется активная работа по преодолению нытья. Но вот что остается за кадром - причина подобного поведения. Ведь далеко не каждый родитель может пожаловаться
на то, что его малыш ноет. Что это - способ привлечения внимания к себе; попытка объяснить, что он еще маленький и не в состоянии соответствовать завышенным требованиям взрослых; борьба за эмоциональную близость и тепло с матерью, которая демонстрирует сдержанное отношение к будущему мужчине, не желая его баловать? Если действительно у ребенка есть основания для подобных поведенческих реакций, то они имеют тенденцию усиливаться со временем, трансформироваться в другие, более социально приемлемые для окружающих
способы поведения, а непроработанный в специальных условиях уровень тревожности, напряжения будет создавать негативный фон для дальнейшего психоэмоционального развития. Для серьезного анализирования семейной ситуации, детско-родительских отношений я бы посоветовала обратиться в очную консультацию.
Были в гостях. Подруга в качестве развлечения предложила своему сыну и моей дочери (ей почти 6 лет) нарисовать свою семью. Дочка нарисовала маму, папу, младшего брата, а себя забыла. На мой вопрос "Где же ты?" ответила сначала "Я в домике", а потом стала говорить, что не уместилась и т.п. Понимаю, что есть какая-то проблема. Помогите, пожалуйста, разобраться. Девочка любима в семье, ласковая, нежная. Между детьми особой ревности нет. В сад
не ходит.
Автор: Елена
Уважаемая Елена! С одной стороны, на основании одного рисунка не стоит делать каких-либо глобальных выводов. Это могло быть ситуативное ощущение/состояние ребенка. Для того, чтобы уловить наличие проблемы и ее суть, необходима объемная психологическая работа, включающая беседы, игровые ситуации, тестовые методики ("Рисунок семьи" - это действительно наиболее известный психологический тест, но важно последующее обсуждение рисунка, с обязательными вопросами со стороны
нейтрального лица, к которому ребенок может испытывать доверие). С другой стороны, то, что дочь не нарисовала себя, может трактоваться действительно как ее ощущение неуместности, невписанности в семейную структуру, отсутствие уверенности в своем статусе или избегание травмирующей ситуации (непринятости). "Девочка любима в семье" - Вы пишите о своих чувствах и представлениях. Самоощущение ребенка может быть прямопротивоположным, несмотря на реально существующее позитивное отношение к нему. "Между
детьми особой ревности нет" - это снова Ваши наблюдения и ощущения ситуации. Но они могут не совпадать с тем, что по этому поводу чувствует, думает Ваш ребенок. Иногда ревность внешне никак не проявляется, а в душе кипят самые настоящие страсти. Чтобы не дать им выплеснуться наружу, некоторые дети начинают использовать защитные механизмы. Неуверенность, тревожность, страхи - один из вариантов таких защит. Ребенок будет пытаться привлечь внимание родителей болезненными симптомами.
Кубики Зайцева - это уникальное пособие для обучения чтению, не имеющее аналогов нигде в мире. В отличие от обычных кубиков-азбуки, на гранях кубиков Зайцева изображены не буквы, а склады. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким
знаком, или же одна буква. Например: М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ. Кубики Зайцева отличаются по цвету, размеру и звучанию (для того, чтобы кубики "заговорили" их наполняют разным содержимым - деревянными палочками, металлическими крышечками, колокольчиками). Таким образом, "метод кубиков Зайцева" затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную, что существенно облегчает запоминание букв и обучение чтению. К кубикам Зайцева прилагаются таблицы со складами, аудиокассета и
CD с попевками, буклет с методическими рекомендации по обучению чтению. При обучении чтению по кубикам Зайцева у детей не портится осанка, поскольку им не надо подолгу сидеть; не портится зрение, поскольку кубики крупные (ребро 5-6 см). Кубики Зайцева позволяют дать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить, в то время как при традиционном обучении чтению, когда материал подается частями, ребенок воспринимает русский язык как нечто необъятное и непосильное для освоения. С кубиками
Зайцева ребенок сначала учится не читать, а "писать" складами по таблицам (указкой) или составлять слова из кубиков. Кубики Зайцева знакомят ребенка не только со складами, но и со знаками препинания, заглавными и строчными буквами. Обучать чтению по кубикам Зайцева можно детей разных возрастных групп - общий диапазон от рождения до 6 лет, просто малышам разного возраста нужно предлагать разные по сложности задания. Нас часто спрашивали, можно ли купить готовый комплект кубиков. Сейчас
в нашем интернет-магазине можно купить уже собранные кубики Зайцева! В наборе кубиков Зайцева есть подробная инструкция по сборке, но собирать их все равно занятие утомительное, требующее времени. У одного взрослого на сборку кубиков Зайцева уходит 2 часа. И это если никто не отвлекает! А собранные нами кубики Зайцева полностью готовы к занятиям.
Ничто не создает праздничный настрой так, как приготовление к празднику. Вот вы нарядили елку, украсили окна бумажными снежинками, развесили по комнате мишуру и гирлянды. Но все же чего-то не хватает, хочется добавить в домашнюю обстановку немного волшебства. Волшебная палочка для
этого не нужна! Новогоднюю таинственность добавит завораживающее мерцание свечей! Предложите ребенку изготовить настоящие праздничные свечи своими руками.
Самые простые в изготовлении свечи - парафиновые. Нужно только заполнить изящные стаканчики набора разноцветным гранулированным парафином и вставить фитиль - свеча готова! Есть наборы со стаканчиками, а есть и с фигурными формочками. Какой больше понравится Вашему ребенку?
Над гелевыми свечами придется потрудиться чуть побольше: для начала нужно измельчить гелевую массу с помощью пластмассового ножика. Но общий принцип работы тот же - заполняется стаканчик, добавляется фитиль... Кроме разноцветного геля в такие наборы входят песок и блестки - больше материала для украшения, дальше полет фантазии...
Или вот еще интересный набор. С его помощью можно сделать фигурные свечи. Кусочки парафина в форме звезд нанизываем на фитиль, и свечи готовы. Но это еще не все: можно разрисовать их серебристой краской, входящей в набор.
В общем, наборов для изготовления свечей у нас очень много - смотрите каталог, выбирайте, заказывайте.
Все дети ждут чудес под Новый год, и мы хотим предложить вашему вниманию новую серию по-настоящему волшебных игр – термомозаики. В чем волшебство термомозаики? В том, что собранные мозаичные рисунки не останутся
на планшете-основе, а превратятся в цельные фигурки. Как это получается? Нанизываем детальки на штырьки планшета. Накрываем получившуюся картинку бумагой для проглаживания, проводим утюгом… и происходит настоящее чудо! Под воздействием тепла детальки слегка плавятся и прилипают друг к другу, и получается цельное фигурное изображение. Получившуюся фигурку можно смело снимать с планшета, она не распадется. Поделка может послужить и забавной необычной игрушкой, и украшением интерьера – можно протянуть нитку или
тонкий шнурок через отверстие одной из деталей и повесить фигурку, например, на люстре в комнате ребенка. В серию входят наборы с разным количеством деталей.
Есть наборы просто гигантские – 6000 элементов. Большое количество деталей, многообразие цветов, планшеты различной формы – словом, огромный простор для творчества! В такие наборы входят даже подставки под получившиеся поделки.
Вашего малыша нельзя назвать любителем водных процедур? Подарите ему набор "Создай игрушки для ванны"
- пусть он своими руками соберет себе веселую компанию для купания. Ребенок может изготовить фигурки тремя способами: используя формочки, трафареты или просто собственные пальчики. Мыло в виде мишки, слоника, петушка и других зверей получается из специальной пасты. В комплект входит шесть контейнеров с пастой разных цветов. Когда малыш изготовит очередную партию фигурок, предметы убираются в компактную пластиковую сумочку. Во время купания малыш может придумывать истории про забавных
зверушек. И ненавистное мытье превратится в увлекательную забаву!
А с помощью набора "Раскрась ванну" мытье можно совместить с уроком рисования. Не волнуйтесь - оттирать следы шедевров не придется, так как краски и карандаши в комплекте - мыльные. Ребенок может рисовать на ванне или кафеле пальцем, кисточкой или карандашом, а также отпечатывать изображения с помощью спонжей-трафаретов. В комплект входят мыльные
краски четырех цветов. Когда малыш закончит сеанс рисования, предметы убираются в компактную пластиковую сумочку.
Следуя иллюстрированной инструкции набора "Дизайн ногтей", девочка ощутит себя настоящим мастером маникюра.
В набор входят не только разноцветные лаки, но и специальная машинка для нанесения рисунка на ногти, золотые и серебряные блестки. Лаки шести цветов и множество трафаретов для нанесения рисунка создают бесчисленное множество комбинаций. Главное, "взрослая" игра безопасна, так как лаки нетоксичны. Яркий, но не вызывающий, а по-детски забавный маникюр дочки не вызовет у Вас нареканий и станет предметом зависти ее подружек!
Когда родители впервые приводят ребятишек на занятия в наши Монтессори-группы, многие из них удивляются организации уроков. Конечно, о том, что свобода и интересы ребенка являются главными направляющими в методике Монтессори, я рассказываю им еще на вводном семинаре, но такой "анархии" никто не ожидает. А если вдруг на занятие заглянет человек, не посвященный в методику, то уж точно возмутится: большую часть времени дети предоставлены сами себе, а педагог просто наблюдает за происходящим. Полный хаос! И куда педагог смотрит?!! Пожалуй, монтессори-педагог действительно кажется более ленивым и отстраненным, чем педагог в традиционном понимании этого слова. Что ж, попробую "оправдаться" и рассказать, куда все-таки смотрит монтессори-педагог.
Начнем с сухой теории.
Особенность организации педагогического процесса в методике Монтессори в том, что центр тяжести активности смещается с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения педагога, он активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной деятельности, отталкиваясь от индивидуальных интересов
и побуждений. Он занимается с материалом, которые сам выбирает, сам определяет место и длительность работы с ним.
Какова же роль монтессори-педагога? Он становится коллегой, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной средой.
Прежде всего, монтессори-педагог создает пространственно-предметную среду, направленную на развитие детей, а также заботится о
поддержании порядка в ней: следит за тем, чтобы материалы после завершения упражнений были положены на место. В поддержании порядка участвуют и сами детишки, приучаясь к аккуратности.
Педагог демонстрирует родителям и детям монтессори-материалы, рассказывает, как с ним нужно обращаться. Это, пожалуй, наиболее знакомая всем задача педагога. В методике Монтессори это называется презентация.
А что должен делать педагог, после того, как все объяснил? Контролировать выполнение заданий и исправлять ошибки, скажете вы. И не угадаете! Только не монтессори-педагог! Читать далее