Создавать различные
семейные ритуалы, связанные с книгами. Самый
простой из них, но в то же время бесценный –
это чтение малышу перед сном. Конечно, сюжет
для чтения на ночь не должен быть
устрашающим. Еще важна такая деталь – в роли
чтеца стоит время от времени выступать не
только маме или бабушке, но и папе. Иначе
некоторые мальчики начинают считать чтение
«занятием для девчонок», недостойным для
настоящего мужчины.
Один из таких ритуалов
– совместное чтение в семейном кругу, когда
книга передается от одного члена семьи к
другому. Не исключено, что малышу и самому
вскоре захочется научиться читать, чтобы
стать полноправным членом этого круга.
Включайте в
«репертуар» книги, в которых есть узнаваемые
для малыша ситуации, непосредственно
связанные с его жизнью. Побывали с ним в
зоопарке – по свежим следам возьмите для
чтения хорошую книгу о животных и т.п.
Старайтесь при чтении
ребенку вслух постепенно превратить его из
пассивного слушателя в активного
«переработчика» информации. Задавайте по
ходу чтения вопросы: как ты думаешь, почему
на картинке этот мальчик грустит? Почему
деревья без листьев? Время от времени
прерывайтесь, чтобы узнать мнение малыша о
том, например, что произойдет с главным
персонажем книги дальше и т.п.
Если малыш уже
потихонечку сам начинает читать,
постарайтесь, чтобы это происходило каждый
день и в определенное время. Поначалу можно
быть рядом, просто слушая его или обсуждая
прочитанное. Не исключено, то вскоре
необходимость в вашем присутствии отпадет, а
выработанная привычка к самостоятельному
ежедневному чтению сослужит хорошую службу
будущему школьнику или школьнице.
Бывает, что уже умеющий
читать ребенок с удовольствием слушает вас, а
перейти на самостоятельный процесс что-то не
спешит… Как помочь ребенку преодолеть этот
барьер?
Попробуйте
использовать такой «жестокий» прием, как
прерванное чтение интересной книги. Во время
чтения закрываем книжку на самом интересном
месте и уходим, сославшись на неотложные
дела. Скорее всего, любопытство возьмет верх
над упрямством или нежеланием читать.
Возможно, у вас в
семье сохранились детские диафильмы –
просите малыша читать подписи к ним. Можно
воспользоваться и детскими комиксами, если
считаете приемлемыми для ребенка их
содержание и качество рисунков.
Подпишите сына или
дочку на интересный детский журнал
(например, еженедельный). Они с нетерпением
будут ожидать каждого номера, а о том, чтобы
прочитывался он ими самостоятельно, можно
договориться заранее.
Постарайтесь найти к
одной из детских книг соответствующую
аудиозапись. Дайте книгу в руки ребенку,
включите запись и попросите его следить по
тексту, отмечая, где звуковое сопровождение
совпадает с текстом, а где не очень. Такая
тренировка полезна и для выработки навыка
беглого чтения, и для понимания текста.
Синхронную запись можно сделать и самим.
Неплохим стимулом
может стать чтение по ролям – вы и ребенок
вдвоем или с подключением других членов
семьи. Волей – неволей придется и маленькому
упрямцу взять в руки книгу.
Выберите сказку,
коротенький рассказ для чтения или песенку и
найдите незнакомые для детей слова.
Объясните малышам
значение новых слов. Дойдя до нового слова в
тексте, сделайте паузу и попросите ребят
вспомнить, что оно означает.
Можно придумать или
вспомнить синонимы к этому слову, описать
его и т.п. – этим вы поспособствуете
расширению словарного запаса у малышей.
Можно записать новые
слова, которые дети выучили за неделю.
Рассказы по картинкам
Сфотографируйте детей
во время игр и занятий, попросите описать,
что происходит на фотографии.
Подготовьте папку с
картинками из журналов.
Пусть малыши по
очереди выберут картинку и опишут
изображенные на ней предметы и для чего они
служат, например: стулья для того, чтобы
сидеть, деревья для того, чтобы по ним
лазать, машины для того, чтобы на них ездить
и т.д.
Грустная Маша и веселый
Саша
Возьмите две бумажные
тарелки и приклейте к каждой деревянную
палочку. Нарисуйте на одной тарелке веселую
рожицу, - это Саша, а на другой – грустную,
это Маша.
Теперь пусть малыши по
очереди берут получившиеся маски и
рассказывают, почему «Маша» грустная, а
«Саша» веселый: «Я грустная Маша. Я грущу
потому, что…», «Я веселый Саша. Я радуюсь
потому, что…»
Сегодня в рассылке:
1.
Как разбудить в маленьком ребенке желание
читать?
2. Игры на развитие устной речи