Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N48
Как определить готовность первоклассника идти в школу? Часть N2


Здравствуйте, дорогие друзья!

К сожалению, бывает так, что ребенок при поступлении в школу умеет и считать, и писать, и читать, однако к школе он может быть не готов.

Зачастую родители бывают чересчур озабочены интеллектуальной готовностью ребенка к школе и совершенно забывают о том, что на самом деле не менее важно. Именно эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе обеспечит ему успешность обучения.

Попробуйте определить эмоциональную и социальную готовность ребенка к школе с помощью обычного наблюдения.

Понаблюдайте за своим малышом и постарайтесь ответить на вопрос - узнаете ли Вы его в этом описании?

У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: `Хочешь пойти в школу?` - ребенок отвечает: `Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.`.

Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх? Стремится ли он довести до конца начатое дело? Часто ли задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире? Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?

После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу.

Оценка степени психосоциальной зрелости
(кругозор) - тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1. Назови свои фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь - тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Когда ты обедаешь - утром или днем?

8. Что бывает раньше - обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10. Кем работает твой папа, твоя мама?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)

12. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Что делает почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужна парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше - корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: "Папа работает инженером", "У собаки лап больше, чем у петуха"; неполные ответы: "Мама Таня", "Папа работает на работе".

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

N5 - ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, называет год с учетом месяцев - 3 балла.

N8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл.

N15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.

N22 - за правильный ответ - 2 балла.

N16 оценивается совместно с N15 и N22. Если в N15 ребенок набрал 3 балла, и в N16 - положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов:

Ребенок получил 24-29 баллов - оптимальный уровень психосоциальной зрелости;

20-24 балла - средний уровень психосоциальной зрелости;

15-20 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что все перечисленные критерии для оценки школьной зрелости не являются истиной в последней инстанции. Не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере. Учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка.

Если результаты проведенного тестирования Вас все-таки почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в Вашей новой школе есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения.

Узнайте, возможно в Вашем городе есть психолого-медико-социальные центры, где специалисты бесплатно проконсультируют Вас, проведут квалифицированную диагностику, определят уровень подготовки ребенка к школе.

И напоследок…

Я думаю, всем нам хочется, чтобы ребенок был не просто надрессирован быстро и четко выпаливать заученные буквы и цифры, а все-таки научился мыслить, находить ответы на вопросы, предпринимать некоторые самостоятельные действия, был способен думать!!! Ведь это и есть основа подготовки к школе.

У любого малыша есть естественное желание к познанию новой информации, к восприятию нового, а значит и к обучению.

Поэтому, дорогие родители, не стоит избегать детских "почемучек", нужно стремиться поддерживать любознательность ребенка.

И, если Вы порой сами не знаете ответа на внезапный вопрос ребенка ("Почему трава зеленая?" или "А как называется это дерево?" или "Зачем слону хобот?"), то, вернувшись домой, без напоминания любимого чада, загляните в энциклопедию, откройте Интернет, спросите домашних и постарайтесь найти ответ! Это не займет много времени!

А Вы постепенно научите ребенка думать и находить решение и возможно сами узнаете много интересного.

Ведь главное и необходимое условие успешной учебы - это не вызубрить домашнее задание, а развить "пытливость ума", тягу к знаниям, а значит желание учиться.

На сегодня это все…

Мы будем рады, если Вы будете делиться с нами Вашими пожеланиями, вопросами и, конечно же, Вашим опытом, который всем нам пригодится.

Пишите нам по адресу: shkolnik2008@mail.ru

С уважением, Мария Демина.


Наверх

В избранное