Процесс овладения письмом, который вскоре предстоит Вашему малышу, - это сложный координационный навык. У первоклассников, как правило, недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Из-за неподготовленности руки ребенка к письму могут возникнуть сложности при овладении этим навыком и соответственно трудности обучения.
Конечно, в процессе письма принимают участие не только мышцы руки. Важно также уметь ориентироваться в пространстве и
на плоскости, умение различать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки и многое другое, что необходимо для восприятия и воспроизведения форм букв, а значит для процесса письма.
Многие родители не задумываются о том, достаточно ли развиты у ребенка пространственные представления и о проблемах с координацией движений узнают только перед школой.
Владение пространственными понятиями чрезвычайно важно для учебной деятельности. Восприятие страницы, выделение на ней клетки, её сторон, углов, расположение
знака на листе, строке и ориентировка на плоскости листа зачастую непросто для первоклассника и связано с недостаточно сформированными представлениями и понятиями о пространстве.
Наводящими вопросами попробуйте узнать, знает ли Ваш ребенок, где правая, а где левая рука (нога, ухо и т.д.), различает ли он понятия "дальше", "ближе", "под", "над", "вверх", "вниз", "впереди", "позади" и т.д.. Для этого достаточно просто сесть с ребенком за стол и попросить расставить любимые игрушки, используя "дальше", "ближе",
"за", "перед", "между".
Может ли малыш не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно самого себя ("Покажи, какой предмет находится слева от тебя" или "Положи книгу справа от себя" и т.д.). Обращаясь к ребенку, старайтесь использовать "Дай мне, пожалуйста, книгу, она справа от тебя" вместо "Дай мне, пожалуйста, вон ту книгу (которая лежит там, тут, здесь)".
Но вернемся к теме выпуска. Бывает так, что, отправляя ребенка в школу, мы даже не подозреваем
о том, что нас ждут трудности в овладении письмом, потому что рука ребенка просто к этому не подготовлена.
Сегодня мы поговорим о том, что можно предпринять для развития мелкой моторики и координации движений рук.
1. Пальчиковые игры.
РЕГУЛЯРНОЕ выполнение ребенком пальчиковых упражнений помогает развитию не только мелкой моторики (вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, а значит, ребенок подготавливает руку к письму), но и речи. Многие пальчиковые игры также
помогают ребенку ориентироваться в пространстве ("вправо", "влево" и т.д.)
Мы знаем, что в школе подобные обязательные физкультминутки будут проводиться дважды в течение каждого урока. Эти веселые физкультминутки обязательно пригодятся Вам и дома, чтобы сделать перерыв. Хорошо подходят пальчиковые игры и в самом начале занятий, когда малыш еще только собирается приступить к выполнению графических упражнений. Время проведения 3-7 мин. Некоторые из стишков для пальчиковой гимнастики приведены ниже.
2.
Самомассаж ладоней и пальцев рук. .
Перекатывание между ладонями карандаша, мячика, грецкого ореха, пуговиц, камешков, семян (одним словом, все, что найдется под рукой), перекатывание между большим и указательным пальцем. Сортировка (пуговиц или семян) по цвету, выкладывание узора и т.д. Подойдут также пластилин и глина - они отлично укрепляют и развивают мелкие мышцы пальцев.
Для безопасности ребенка все занятия с мелкими предметами должны проходить только под строгим контролем взрослых.
3.
Рисуем и вырезаем! .
На первый взгляд обычные книжки-раскраски на самом деле учат ребенка держать карандаш в руке и в тоже время не утомляют, так как ребенок заниматься любимым делом. Только одно "НО" - для рисования давайте ребенку именно цветные карандаши, а не фломастеры (они не позволяют регулировать силу нажима). Рисование и раскрашивание остаются хорошими средствами для развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов. Можно также обводить наперегонки квадратики, кружочки,
треугольники.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости, так как требует скоординированности движений. Симметричное вырезание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
А теперь предлагаю Вашему вниманию несколько известных (и не очень) стишков для пальчиковой гимнастики.
Движения выполняются вместе с текстом, подключайте фантазию и играйте!
НА ПОСТОЙ. Русская
игра
Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы - папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.
Ночь, в избе все спят.
Раздается стук.
Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга. Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы Солдаты: Два солдата пришли переночевать!
Постукивают указательные пальцы Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы Мама: Что дети? Постукивают безымянные Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные Дети: Папа! Постукивают мизинцы Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы Дети: Входите! Постукивают
мизинцы Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.
МАЛАНЬЯ.
У Маланьи у старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху Жили в маленькой Избушке Сложить руки углом, показать избушку Семь
сыновей, Показать семь пальцев Все без бровей, Очертить брови пальцами Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам Вот с такими носами Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные "гусарские" усы. Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы. Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту "чашку",
другой - "ложку". На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами. И все делали вот так... Дети показывают загаданные действия
ГОСТИ. Русская игра
Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки. - Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга. - Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы. - Гости едут! Постукивают мизинцы.
- Ну и что? Постукивают указательные пальцы. - Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева. - Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.
БРАТЦЫ.
Засиделись в избушке братцы. Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты. Захотел меньшой прогуляться Отвести вбок мизинец (строго в плоскости
ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды. Да скучно ему гулять одному. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию. Зовет он братца вдвоем прогуляться. Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. Да скучно им гулять двоим. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию. Зовут братца втроем прогуляться. Отвести вбок три прижатых друг
к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. Грустно старшим сидеть в избе. Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками. Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется. При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.
ЗАМОК.
На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать Кто
его открыть бы смог? "замочком" вперед-назад Мы замочком повертели, Повертеть "замочком" Мы замочком покрутили Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга. Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга. Постучали, и открыли! Показать ладошки.
И совсем короткие стишки:
1) Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. А теперь мы отдохнем - И опять писать начнем.
2) Белые лебеди, Лебеди летели И
на воду сели. Сели, посидели, Снова полетели.
3) Гриша шел-шел-шел, Белый гриб нашел. Раз - грибок, Два - грибок, Три - грибок, Положил их в кузовок.
4) Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошёл. Этот пальчик - гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал, Ну а этот только ел Оттого и потолстел.
5) Как живёшь? Вот так! А плывёшь? Вот так! Как бежишь? Вот так! Вдаль глядишь? Вот так! Ждёшь
обед? Вот так! Машешь вслед? Вот так! Утром спишь? Вот так! А шалишь? Вот так.
6) Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька – для бобра. А для волка… кожура. Он сердит на нас – беда!!! Разбегайтесь кто куда.
7) Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты,
сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это я.
8) Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья!
9) Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
10) Мы капустку рубим, рубим, Мы капустку солим, солим, Мы капустку трем, трем, Мы капустку жмём,
жмём.
11) На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять!
12) Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!", Два щенка: "Ав-ав!", Два жеребенка: "И-го-го!", Два тигренка: "Р-р-р!" Два быка: "Му-у!". Смотри, какие рога. На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные
пальцы и мизинцы.
Не забывайте, дорогие друзья, что успеха в развитии мелкой моторики (конечно, не только ее), можно достичь, играя РЕГУЛЯРНО и, конечно, с удовольствием!