Посмотри вокруг - как много "творческих" занятий... как людям, особенно вмешивающихся в жизнь и восприятие детей, научиться отличать?
Мы живем в мире, который интересуется человеком только в роли потребителя.
И для многих занятия с детьми - это то, за что платят.
Я не хочу обсуждать ценности людей, способных смотреть на детей, как на средство.
Важно, как Маме отличить и выбрать.
Сейчас очень много творческих студий, творческих развивающих занятий для детей. Однако возникает вопрос можно ли называть творчеством реализацию поставленной задачи? Например нарисовать петуха. И показывать как рисовать, в какой последовательности. Правильнее назвать это подражанием. Тоже самое с лепкой, аппликацией.
По этому поводу хочу привести высказывания мэтров:
Маша Красная
Мы рассматриваем творчество как "порождение новизны", а не ремесленное рукоделие.
И в этом смысле, я считаю именно способность к творчеству - основной богоподобностью Человека.
Это не высокопарные слова.
Я оч хочу, чтобы наши дети как можно более самостоятельно управляли собственной жизнью.
Чтобы не боялись мыслить, придумывать, находить выходы, разнообразить собственную реальность и украшать мир, в котором они живут.
А крупу я вообще в клей не сыплю.
Но и спорить не стану. Просто буду предлагать свои мысли.
Отвечать на вопрос "почему", "как", "зачем" - это интересно и содержательно. Видеть, как дети применили тот или иной ход - Чудо.
А выбирает каждый сам.
ТВОРЧЕСТВО педагога внутри занятия должно быть включено на 120%! иногда с ног на голову переворачивается занятие ради актуальной проблемы отдельного малыша или целой группы...
но с практической точки зрения - разница между поделкой и творчеством?
В чем разница между искусством и кичем? В количестве и степени агрессивности)))))
Я долго не занималась малышами потому, что знаю, что до 6 формируется личность. И ошибки могут быть особенно фатальными. И не могу быть участником экспериментов не детях.
Часто достаточно поговорить с "педагогом" о целях. Бывало мне отвечали, что не важно как занятия связаны между собой или какая разница что воспринял ребенок...
Лена Макарова
Есть такое мнение, что лучше не мешать, чем заниматься тем, чего не понимаешь или не хочешь.
Я уверена, что главная задача педагога зажечь ребенка и взрослого изнутри, открыть мамам самих себя, чтобы они почувствовали, что они все могут сами и придумать, и воплотить, чтобы они находили в творчестве взаимное удовольствие, и обогащение и радость общения с ребенком, а методы вторичны.
Можно увлеченно резать и рвать на куски газеты и журналы и устраивать снегопад, а можно и ничего не делать, а лишь за этим наблюдать.
Но если это ярко, если откликнулось в душе ребенка, оно никуда не уйдет и всю жизнь это воспоминание будет с ним, если даже не придется ему заниматься творчеством с мамой или кем бы то ни было.
Эта тема неисчерпаема, легче написать, чем отличаются поделки от творческих работ.
Поделки происходят в результате создания вещи с использованием набора приемов, которые не дети выдумали.
Пример.
Лизе 2 года. Ей нравится резать бумагу ножницами. Что же она в этом видит такого волшебного? - думаю я. К своим 57 годам я изрезала тонну бумаги без всякого восторга от производимого действия. Лиза меня заинтриговала.
Она держит ножницы обеими руками, я держу бумагу, она режет. Но кусочки не отрезаются, только бумага надрезается. Вижу озабоченность в ее взгляде. Ага! Нужен результат! Поворачиваю лист так, чтобы она дважды резанула его, и треугольник падает на пол! О! счастью нет предела. То есть понятно - она - хозяйка положения, и от ее действий происходит перемена. Лист уже с загогулиной, у него нет куска. Режем дальше. 20 минут режем.
И тут она берет маленький кусочек бумаги, фломастер и проводит линию. Это - картина. Еще картина, 10 картин, 20 картин, 30 картин!
Я могла бы ей сразу показать, как надо резать бумагу.
Я же знаю!
Но мне интересно самой, что же она тут видит. Я сама начинаю видеть очень подробно, как происходит таковая резня, как надо поставить ножницы, и т.д.
Могло бы и не быть картин, но это уже производный результат творческого процесса разрезания бумаги.
Потом, когда она подрастет, она научится держать ножницы правильно, и у нее, как и у меня, этот процесс не будет вызывать такого неописуемого восторга.
Ее картины, в данном случае, не поделки. Никто на этот ворох бумажек с закрючками и не посмотрит, что в этом красивого?
Для меня - это настоящее творчество, я эти картины храню. Это первые картины, которые она не только нарисовала, она вырезала кусочки для каждой. Это все равно что холст на мольберт натянуть.
Если бы я сказала Лизе - отрежь кусочек и нарисуй на нем - это было бы навязыванием, и ее картины стали бы однообразными поделками.
Детям желательно не мешать, они могут помочь нам справиться со стереотипами и увидеть смысл в том, в чем мы его давно уже не видим.
Юлия Ремпель
Детям желательно не мешать,
Каждому ребенку по МУДРОМУ взрослому.
Лен. И опять во мне просыпается математик, который моделирует ситуацию. Вы проговариваете не все условия. ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА, которая есть у вас, с большими рулонами бумаги, с кучей карандашей в свободном доступе, готовность взрослого реагировать на ситуацию - не проговаривается. Это принимается как данность. А эта среда оказывает на ребенка огромное влияние