Сегодня, мы публикуем
отрывок из книги И.Шангина "Русские дети".
Основы народной
педагогики.
ПОЯВЛЕНИЕ ДУШИ У РЕБЕНКА.
То есть, как считалось, невидимой
бессмертной субстанции, являющейся необходимым атрибутом
живого человека и находящейся внутри его тела. В народных представлениях
отсутствуют ясные или законченные описания
души. По словам корреспондента Этнографического
бюро кн. В. Н. Тенишева, «у крестьян... понятия о душе настолько смутны и
неясны, что, положительно, не представляется
никакой возможности усвоить и передать эти понятия в
какой-либо определенной форме».
При всей противоречивости мнений о времени
П. д. у р. их
объединяет одна общая черта — это представление о возникновении души извне,
причем она не сама появляется, а ее «приносят», «вкладывают», «сажают». В
качестве подателя души выступают Бог или ангел: «Ребенок зарождается в момент
соития и душу ему дает Бог» (Вологодская губ.), «Ангел,
приносящий душу, пишет в книгу его судьбу и кончину»
(Пензенская губ.), «По мнению крестьян, душу младенцу приносит ангел»
(Владимирская губ.). В Пензенской губ. зафиксировано
свидетельство, что в ситуации рождения внебрачных
детей «им душу приносит не ангел, а черт».
В народной антропологии могут быть отмечены
три версии
появления души: а) в момент зачатия: «А душу Бог дает тотчас
после зачатия» (Новгородская губ.); б) в середине
беременности («живая половина»): «После половины беременности мужья избегают
совокупляться, так как ангел приносит
младенческую душу», «Считается плод одушевленным со второй
половины беременности, с тех пор, когда ребенок начинает
шевелиться в утробе» (Калужская губ.); в) при рождении:
«Как только ребенок родится, Господь посылает Ангела-хранителя
с душой для младенца» (Орловская губ.), «Душа у всех
одинакова, когда рождается младенец, ее и сажает
ангел-хранитель» (Владимирская губ.).
Распространение той или иной версии зависит
от того, какое из
свойств души выбирается в качестве «опознавательного»
признака ее наличия. Там, где речь идет о появлении души в
момент зачатия, важнейшим становится мотив дыхания
— духа (ср. ярославское представление: «Если во время
совокупления не дышать — не зачнешь» — или заговор на
бесплодие: «Обручается раба Божья N... и раб Божий N в рабу
Божью N не впущает плоть свою и дух»). То есть связывали душу с дыханием, а
через него — и с ветром. В этом контексте
показательно, что причину неестественной смерти видели в
возникновении сильного ветра. И с другой стороны, считалось, что тихий ветер
происходит от дуновения ангелов. В этой
связи выражение «ветром надуло» как эвфемистическое
обозначение беременности может пониматься и буквально,
как свидетельство того, что ангел своим дыханием
вкладывает душу в младенца.
В сказочных сюжетах ветер также может
быть причиной зачатия. Например, на вопрос к находящемуся в утробе герою:
«Откуда он?» — получают ответ: «Я с ветру». Таким образом,
дыхание или ветер, выступающий иногда как результат
дыхания, являются своего рода носителями душ, средствами их перенесения.
Иной атрибут души, а именно —
движение, становится важнейшим
признаком той версии, когда душа появляется в середине
беременности. Можно дополнить вышеприведенные свидетельства такими: «Душу в
младенца вкладывает Ангел... в половине беременности, когда
начнет шевелиться» (Вологодская губ.),
«Как шевелиться будет, тожно и душа вложится от Господа Бога» (Сибирь). С этого времени
про беременную говорили, что она «о
двух душах». Со второй половины беременности действовали многочисленные
запреты для будущей матери: нельзя месить хлеб, поднимать
тяжести, делать аборт, иначе «христианская
душенька будет загублена», кроме того, запрещались супружеские отношения, а все
желания беременной старались исполнить, так как «всего этого требует душа младенца». Считалось, что первое
движение младенца в некоторых
случаях становится «судьбоносным»: «Если в первый
раз почувствует шевеление в утробе во время кормления скотины... будет ему [младенцу] удача в
скотоводстве; когда стоит на реке,
то ребенок будет хорошим рыболовом; если на базаре — торговцем». Повсеместно бытовало поверье, что кого беременная первым увидит после
движения плода, на того будет
похож ее ребенок. Представления о глубинной связи души и движения находят поддержку в области языковых фактов, точнее — в клишированных
выражениях: «душа трепещет,
волнуется, ходуном ходит» и т. д.
Наконец, в третьей версии, согласно
которой душа появляется
после родов, вновь актуальным становится мотив дыхания.
Эта версия наиболее близка христианской концепции, в ней утверждается, что душа человека сотворена Богом тем способом, который называется дуновением
Божием. Так, в Псковской губ.
считали, что «только во время крещения Бог дает младенцу душу — когда священник на
него дует». Здесь очевидно
неразличение в народном сознании категорий духа и души. Дуновение как
средство оживления новорожденного широко
известно в народной медицине. Если ребенок рождался слабым, то повитуха дула в уши, темя,
рот, нос. В Сибири новорожденному дули в темя, потом в правое, а затем в левое ухо, в Енисейском округе мнимомертворожденному
дули в темя.
Возможно, эти представления связаны с
«витальной» семантикой
ушей и темени. Известны достаточно многочисленные
случаи фиксации поверий, согласно которым Святая Дева Мария
родила Спасителя через темя или ухо, к этому же следует
добавить широко распространенные объяснения для детей,
что «они появились из уха матери». Помимо этого темя отдаленно
связано с дыханием, о чем свидетельствует обозначение
несросшегося темени у ребенка словом «дыхлинка».
Исключительно в третьей версии становится значимым еще одно
проявление души — это смех младенца. Так, в Калужской
губ. считали, что «если новорожденный начинает смеяться, это означает, что в
нем народился младенческий дух...
Младенческий дух зовется «жиренький». Чужому ребенка не показывают, так как
«жиренький» этого не любит». Смех
ребенка связан с ангелами, которые принесли ему душу
(ср., например, широко распространенное у русских
представление о том, что когда ребенок смеется во сне, то это
означает, что его «ангелы тешат»).
В целом
представления о зарождении души весьма разнообразны
в народной антропологии, хотя и имеют некоторые общие черты. Несомненно, в
них обнаруживается значительное
влияние христианской концепции души, согласно которой душа творится вместе с
телом. С другой стороны, так как сама церковь с
точностью не говорит, в какой именно момент появляется
душа, то подобная неопределенность послужила мощным импульсом к формированию
достаточно широкого спектра
народных представлений о времени зарождения души.
В ожидании малыша
Эта книга –
наш подарок беременным мамам. Нам есть, что рассказать на эту тему.
У Татьяны Морозовой – четверо детишек. У Юлии Матвеевой – трое.
Как выносить здорового малыша? Как научиться общаться с ним? Как растет
он и как меняетесь Вы? Кого ждать – мальчика или девочку?
Кроме того, дельные советы о том, как избежать токсикоза во время
беременности и каковы его метафизические причины.
Какую гимнастику делать беременным мамам? Что есть и пить? Какие
витамины принимать? Как подготовиться к родам?
И, как обычно, материалы обсуждения этой темы с участниками наших
семинаров. Кроме того, в материалах семинаров есть интересные эссе мам,
в которых рассказано о том, как у них проходила беременность.