По теме прошлого
выпуска пришло много Ваших писем. Писем разных и очень интересных.
Прежде, чем предложить их
Вам, хочу задавать вопрос.
Есть дети способные, а
есть одаренные.
На Ваш взгляд, есть ли
между ними разница? И., если да, то какая?
(Наталья)
Получаю вашу рассылку, читаю с
удовольствием, спасибо!
Тема одаренных детей для меня
актуальна, как никогда... Не могу сказать, что моя дочь одаренная,
но многие, описанные в рассылке признаки есть.
Трудно.
В школе - белая ворона, отличница,
на уроках скучно, пошла в общественную деятельностть, но соратников
- нет. Всем лениво, никто ничего делать не хочет... пытается
организовывать, но получается по-разному)))
Разочаровывается в людях и процессе
учебы. Грустно все это.
Как можем устраиваем домашние
диспуты и домашнее дообучение, чтоб интерес к учебе не пропал
окончательно.
Сказать,
чтоб была одаренность в какую-то область не могу... Просто все
успевает, все получается. Способности к языкам, хорошая память.
Чудовищная работоспособность и умение обобщать и классифицировать.
Сейчас
дочери 16 лет, в школе учиться еще 2 года. Вот пытаюсь пробить
ребенку индивидуальную программу в школе или хотя бы свободное
посещение.
(Юлия Матвеева)
Спасибо за письмо.
А как дочка общается?
Есть ли подруги?
Она сама воспринимает
свою ситуацию как трудную?
(Наталья)К счастью,
она закончила в нашем городе Детскую Деловую Школу. Школа чуть-чуть
платная (вечерами и субботами, преподается экономика-менеджмент) и
там были дети, ее понимающие. С такой же "легкой одаренностью". Вот
там и нашла себе подруг-приятелей. Теперь
они очень тесно общаются, хотя и живут в разных частях города, но,
спасибо интернету, это сейчас не проблема. Учавствуют в общественных
мероприятиях, ученическое самоуправление, молодежные партии,
ученические фирмы... Эта школа их связала и поддерживает до сих пор
контакт с окончившими. На летних и зимних школьных каникулах
организуется совместный досуг, летом и мы (родители) принимаем в нем
участие. Это выездные летние и зимние дни, выезд за город. Летом - с
палатками, зимой - в отель. Насыщенная программа. Спасибо им
Она сама
воспринимает свою ситуацию как трудную?
Как
трудную - вряд ли. Но определенные напряги есть. Было
труднее всего, когда общение ограничивалось рамками ее
общеобразовательной школы.
А после "выхода в свет" и на
следущий уровень общения стало легче. Появились единомышленники.
Но это вечернее общение и в общеобразовательной школе есть таки
проблемы. Учителя очень любят ставить таких ребят "в пример",
что не улучшает отношений с одноклассниками - начинают дразнить,
подтрунивать. А если она еще и руководитель внеклассной работы
от учеников, то совсем трудно приходится..
А
вообще - пробъемся)))
Не так все страшно!
(Ирина)Не совсем
понятно, как ответить на вопрос рассылки, поэтому воспользовалась
этим адресом. Меня заинтересовал вопрос об одаренных детях. Как им,
выросшим, живется. Вот я этот самый одаренный ребенок.
Росла в городе
Старый Оскол в 70-80 годах. В 1985 году окончила школу и поступила
на мехмат МГУ, в 1991 окончила его. С тех пор, за небольшим
перерывом (91-93гг), живу в Москве.
Сейчас мне 41 год. В
декабре 2006 года родила 3 ребенка - девочку - и с тех пор пока не
работаю. Первому ребенку в августе будет 21 год.
Собственно, ярко
выраженными одаренными детьми были в нашей семье - я, мой муж и
старший сын (которому 21 год). Так что есть некоторый опыт, который
можно обобщить.
В молодости я
увлекалась ранним развитием детей (второй дочке 18 лет), сейчас уже
не так фанатею от этого, поскольку, опять же есть наблюдения за
старшими и отдаленные последствия видны. Могу очень много обо всем
этом говорить. Писать тоже, но с меньшим энтузиазмом. Если есть
желание - спрашивайте, конкретные вопросы лучше, поскольку - мыслию
по древу - это моя стихия.
Большой бэкграунд в
управлении персоналом. Сейчас я более всего отношу себя к тренерству
(в контексте личностного роста, коучинга, развития,
work-life-balance и т.п.) Работаю больше индивидуально. Лучше всего
получается вдохновлять, выводить из кризисов и тупиков, показывать
новые горизонты и поддерживать. Пишу об этом так подробно, чтобы
было понятно, что я и как. А дальше - жду вопросов.
Зовут меня Ирина
(Юлия Матвеева)
Ирина, здравствуйте!
Ваше письмо пришло по адресу:)
Ирина, а в чем выражается Ваша одаренность. Вопрос без контекста.
Мне
интересно провести грань.
Есть способные дети
(это моя градация :)), которым, например, легко учиться,
они быстро и легко схватывают. Многим интересуются. При этом они не
настолько сильно отличаются от "обычных" детей, чтобы это мешало им,
например, общаться.
А есть, например, одаренные дети, которые, в своем возрасте
настолько
отличаются по глубине и широте знаний, умений от сверстников, что
им, не о
чем друг с другом говорить. То, о чем говорят одаренные дети
настолько
далеко от обычных детишек, что ни тем, ни другим друг с другом не
интересно.
Раннее развитие, на мой взгляд, помогает получить некоторые
добавочные
знания, но это не природная одаренность, а сознательное развитие
интеллекта.
Поэтому, я и спрашиваю :) Как Вы считаете - Вы и Вагши близкие
способные или
одаренные?
И, как способности или одаренность помогали (мешали) Вам расти?
(Ирина) Доброе
время суток! Буду отвечать по частям, как время будет. ;-)
Границу между способными и одаренными провести не представляется
возможным, но какие-то отличия все-таки усматриваются. Сейчас не
поленилась поднять книгу "Одаренные дети" - старая, переводная. По
сути там две книги под одной обложкой. Покупала, когда старшим было
примерно 5 и 3 года. Авторы - американцы, там свои особенности,
умных в обществе не любят и рассматривается проблема адаптации
прежде всего. Главным показателм одаренности считают высокий IQ,
затем творческие способности, сфера общения (лидерство), некотрые
исследователи добавляют настойчивость. Опережающее развитие, как
правило. Но вывод такой - четких критериев не существует.
Что касается лично
меня, то по любым критериям прохожу (IQ 168 примерно).
(Оксана)
Здравствуйте, Юлия.
Я
мама одаренного ребенка и жена бывшего одаренного ребенка.
Мой
сын сейчас заканчивает 1 класс. Несмтря на то, что у нас детей
принимают в школу в 6 лет, я намеренно оставила его в детском саду
еще на год. И это не смотря на то, что в 6 лет он читал уже про себя
и проглатывал книгу за книгой.
На
занятиях в детском саду откровенно скучал. Ходить туда не хотел. Да
и воспитатель попалась с авторитарным стилем воспитания. А, по
словам детсадовского психолога, Иван очень свободолюбив. Из-за всего
этого он все время болел.
Вроде,
и надо было бы его совсем туда не водить, всеравно была в декрете с
дочкой, но, честно, говоря, я не выдерживала его бешеной активности.
Точнее, гиперактивности. И те редкие недели его в детском саду были
для меня отпуском, когда я могла сама сбегать в поликлиннику или
посидеть в очереди в собесе – поход куда-либо с грудным малышом и
бесконечно бегающим-лезущим в резетки-чужие вещи-щитовые-двери…
ребенком - очень изматывающее дело.
До
1,5 лет он вообще не останавливался. Его почти не интерсовали
игрушки (разве что бросить), он не рассматривал книги (только рвал,
кидал, трепал) и т.д. Вы можете сказать, что это нормальное
повденеие ребенка, но у меня еще есть дочь и поэтому есть с чем
сравнивать.
J
К нам боялись приходить в гости с детьми (Ваня не дерется, просто,
«что бы плохому не научились») и об Иване ходили легенды: «Вот мы
думали, что у нас активный ребенок. А оказывается наш - очень
спокойный». Причем он не просто бегал, он все это громко озвучивал
(и озвучивает до сих пор – бормочет, шумит, кричит, топает, хлопает
дверцами, кидает шумящие игрушки…)
В
1,5 года он впервые сел и посмотрел в книжку. Потом заинтересовался
кубиками и т.д. То есть, чтобы он хоть чуть-чуть успокоился, надо
было его занять. Мы занимались и по Доману, и по Даниловой, и по
Никитиним.. всех не вспомню. Занятия были для меня отдыхом! И он сам
требовал, что бы с ним занимались. Кстати, до сих пор он читает
книги, стоя на локтях и коленях. При этом попа подпрыгивет, а ноги
машут.
В 6
лет он был интеллектуально полностью готов ко… 2 классу. Но его
неусидчивость, подвижность очень мешали занятиям. Кроме этого,
человека у психолога он нарисовал так, как рисуют 4-х летние дети
(без шеи, без пальцев, ножки - тонкие полоски – всего не помню).
Видна была психологическая неготовность.
И
очень плохо было с мелкой моторикой. Ему физически тяжело провести
по пунктирной линии и заштриховать, не выходя за контур, до сих пор
не реально. Но в 6 лет он написал свою первую книжку «Про червяка».
Кстати, писал он тогда корявые буквы, но украшенные такими
виньетками! Жаль, что мало сохранилось.
В
старом сельском доме спрашивал: «Что за дымки летаю тут иногда».
Сейчас не спрашивает но я не думаю, что он их не видит. Просит
водить его в церковь, но выстоять службу не может – там нельзя
прыгать или ползать по полу.
Школа.
Ясно
было, что в обычной школе ему будет скучно и он вообще не захочет
там учиться. Исходя из этого, мы выбрали школу с программой
«Росток». Нестандартная логика и любовь к математике – его взяли
туда с распростертыми объятьями.
На
вопросы о моем сыне учительница всегда говорит ооочень эмоционально.
На уроках стучит, шуршит, играет пеналом, катает по парте карандаши,
иногда сидит под партой, ковыряет в носу.
Но,
влюбой моент, когда бы не спросили, он отвечает на все вопросы,
может повторить ее последние слова.
Он
ее раздражет (я ее понимаю – меня тоже иногда он раздражает), но она
пытается понять. Иван неопрятный, ест руками (дочка ест акуратно, то
есть, это не потому, что мы его не учили, просто когда он
задумывается – т.е. часто – он не обращет внимание на детали типа
вилки), после гибели дедушки у него бывают нервные тики, и это тоже
раздражает. Но при этом он составляет примеры с минусами и уравнения
с 2 неизвестными. Он обожает математику и терпеть не может письмо.
Пишет хуже всех в классе. У него самые неопрятные тетрадки. Буквы
корявые, все почеркано, где-то дорисовано. Но он единственый в
классе написал годовую контрольную работу по письму на 12 баллов!
(аккуратность и помарки не учитывали).
Ему
трудно завязываеть знакомства, хотя он общительный. Друзей у него,
можно сказать, нет. Дети над ним смеются. Он «не такой».
Теперь немного о моем муже.
Он
почти не болел. Был тихим, беспроблемным ребенком. Тоже рано начал
читать.
«Проглатывал»
книги. В 1 классе на уроках читал под партой легенды народов севера
с научными комментариями. Математику и физику знал на «отлично».
На
контрольных решал все 3 варианта, а в оставшееся время (!) читал
книгу.
В 13
лет просил, чтобы ему разрешили закончить школу экстерном, но
руководство школы не захотело морочиться и сказало, что так нельзя.
Было скучно.
Появилась нехорошая компания. Все могло закончиться плохо.
Но
вдруг объявили конкурс на обучение в Киевском физико-математическом
интернате для одаренных детей. Мой муж прошел конкурс 1 х 100 и
поехал в Киев! Закончил интернат (эти дни считает чуть ли не самыми
светлыми – учеба-учеба-учеба). Без экзаменов поступил в Киевский
Университет. Но на 2 курсе бросил – скучно. Работал грузчиком,
экспедитором, сторожем.
Потом занялся дизайном. Сейчас он – дзайнер-полиграфист.
Художественного таланта у его нет, поэтому на очень хорошую работу
пртендовать не может. Да и не хочет.
Вот
так получилось – учился на физика, а занят дизайном. Говорит, что он
сделал это сознательно – техническое развитие тормозило эстетическое
и он решил свою жизнь уравновесить. Он по-пережнему, очень
нестандартный и уважаемый в агни-йогвском обществе человек. Он
скорее философ. У него очень много знаний, но применить их на
практике он не может. «Ручная» работа – не его.
Если
кто-то думает, что его одаренный ребенок станет Биллом Гейтсом и
купит родителям особняк на Багамах – ошибается. Мой супруг пришел к
мысли, что деньги мешают жизни, поэтому их должно хватать на
минимум. А вообще его мечта – жить в лесу, в гармонии с миром.
Это,
кстати, типично для очень умных людей. Рекомендую посмотреть статью:
«Ума зарплата. Помогают ли умственные способности добиваться
материального успеха»
В
заключение могу сказать, что я очень люблю своего мужа и детей. Но,
честно говоря, не считаю, что ум и одаренность приносят счастье.
«Многие знания – многие печали».
Извените, Юлия, что так длинно. Короче не вышло. Это все описания. А
вот что делать с сыном, как себя вести, куда направлять? Все это не
понятно.
С
уважением,
Оксана.
(Руслан) Пишу вам
еще раз, поскольку есть что ответить на вопрос Анны об одаренных детях:
"То ли на самом деле они сравнялись, то ли достигли таких высот, которых
нам не достать. Что с вами, где вы, как вы?"
Не думаю, что меня можно отнести к ярко выраженным одаренным детям,
однако многие факты из описанных в рассылке примеров, что называется,
"тронули за живое", потому решил ответить. Действительно, все стремятся
деток воспитать получше, а сами дети, вырастая, отзывов о качестве
воспитания не оставляют.
Все, что я знаю, пересказываю со слов родителей и учителей, от которых я
часто и слышал слова о своей одаренности. Читать начал в 3 года, хорошо
рисовал, быстро и успешно усваивал все предметы в Школе эстетического
воспитания (изо, танцы, английский, пение), в которую меня, если не
ошибаюсь, отдали в 5 лет, закончил музыкалку по классу фортепиано, школу
с серебром, имею два высших - юридическое и журналистское. Однако
работаю в иной сфере, интересовавшей меня с детства: компьютерная
графика для рекламы и кино, которая во времена
моего детства называлась мультипликацией.
Так вот, вроде бы все и хорошо (еще бы, осуществленная детская мечта!) а
на самом деле сейчас, в возрасте 26 лет, чувствую, что расходую лишь
треть своего ресурса. Дело в том, что и в школе, и в ВУЗе я часто
выступал на сцене, получая совсем другие эмоции, которые сейчас
воспринимаю как иной мир - доступный мне раньше, но сейчас почему-то
ограниченный лишь кулисами, пространством за сценой. Поэтому не могу
сказать, хорошо ли, плохо ли, что в меня столько вложили воспитатели - с
одной стороны разносторонность, конечно, помогает мне в
профессии, ибо она довольно сложна - тут важен и хороший вкус, и
чувство ритма, и слух, в общем, в ней ценятся универсалы.
Но с другой - чувствую,
что этот груз знаний требует осмысления, выпестовывания - буквально не
дает мне покоя! И чем старше я становлюсь, тем больше проявляется эта
необходимость в развитии и возвращении своих сценических, публичных
навыков. К тому же есть и ряд чисто семейных проблем: воспитание умелым
и разносторонним, но безвольным папой, и мамой, которая руководит всеми
процессами в семье и до сих пор ждет
от меня продолжения цепи достижений, тянущейся с детства. То есть с
одной стороны мамино воспитание требует, а папино - не дает проявить
себя.
В общем, если у по-настоящему одаренных детей все еще сложнее, то мне их
безумно жаль: конечно, интересно читать истории про маленьких гениев,
но, насколько я могу судить, их внутренний мир безумно противоречив и
требует кропотливой и долгой работы над собой, чтобы сделать гармоничным
свое пребывание в нашем мире.
(Оксана) Хочу
написать от имени бывшего одарённого ребёнка. Не для того чтобы
похвастаться, а как бы взгляд изнутри. Где действительно нужна была
помощь.
Долго думала, писать, не писать, а потом подумала, может кому-нибудь
будет полезен мой опыт.
Если говорить о том, как устроилась в жизни, то ничего особенного.
Работаю обычным программистом. С выполнением работ проблем нет, хотя
объём большой. Организованность страдает (вовремя ходить на обед,
особенно вовремя приходить на работу). Это и стопорит карьеру, хотя она
меня уже мало интересует. Можно сказать сравнялась. Но мыслить не
разучилась.
Одарённые дети, как и все дети, они разные. Постараюсь написать, что
касается всех. А всем нужно понимание и принятие и общение со
сверстниками на равных.
Перейдём к конкретике.
Анна, похоже, ваш сын учится в обычной школе. Посмотрите за ним,
поговорите, хорошо ли ему там, комфортно ли. Из того, что вы написали,
похоже, нет. У него с одноклассниками разные интересы. Они не понимают
его, он не понимает их. Ему неинтересны их игры и их интересы кажутся
ему пустыми. Возможно, он ставит себя выше их и имеет место гордыня. А
дети это чувствуют и платят ему тем же. Конфликт тут неизбежен. И
совершенно естественно, когда он для себя решает: «Ну ладно, давайте
поиграем в ваши дурацкие бегалки. Дебильная игра, но вы же ничего больше
не умеете.» Они его отвергают. Потому что, хоть он вслух эту фразу не
произносит, но дети её очень хорошо чувствуют и адекватно реагируют, и
тут совершенно не важно как он бегает. Пока ему может и не сильно нужно
общение со сверстниками, но потом этот вопрос всё равно встанет и
встанет очень остро.
Возможно, стоит его
перевести в другую школу, туда, где найдутся те, с кем ему будет
интересно и комфортно. В том, чтобы найти таковых, ему стоит помочь. Сам
он, скорее всего, не найдёт, и даже искать не станет.
А когда он найдёт своё
общество, то стоит натолкнуть его на мысль о том, что его предыдущие
одноклассники это не сборище дебилов, и их тоже есть за что уважать и в
чём-то они его превосходят, что они просто разные, но и с ними надо
уметь контачить.
Ещё мне кажется, таких
детей надо развивать в области чувств и эмоций. Какие есть чувства?
Как их люди выражают? Как ты должен выражать свои чувства, чтобы тебя
поняли? И ещё, что надо доверять своим чувствам.
У меня это оказалось самое
слабое место. Я не доверяла своим чувствам и всё пыталась решить с
помощью разума и логики. «Нет ничего невозможного для человека с
интеллектом». Но есть вещи, которые не решаются логическим путём. И есть
ситуации, когда надо отключать разум и действовать по тому, как ты это
ощущаешь и чувствуешь.
А по поводу физических нагрузок, то, что он не хочет заниматься
физкультурой, у некоторых это бывает, но это совсем не общая черта. А
вот, что общее, это то, что он не хочет заниматься тем, что у него не
получается (тем более на глазах у всех) Надо, просто, постараться
чем-то его заинтересовать. Может к чему-то (к какому-то виду спорта) у
него есть, хоть маленький интерес. И вот тут вы уже можете ему помочь
найти, где и как он может этим заниматься (секция, бассейн, что угодно)
и туда (конечно с его согласия) его надо привести буквально за руку.
По поводу необходимых для
жизни навыков ими надо овладеть, по любому, даже если ему это трудно. Я
думаю, тут никто спорить не будет. Надо только решить, является ли
завязывание шнурков необходимым для жизни навыком, или он будет ходить в
обуви на липучках. Но, за него делать это, потому что он такой
исключительный, не надо.
А вообще, в вопросах воспитания с талантливыми детьми и трудно и просто.
Им просто нужно задавать правильные вопросы. Кстати, и для того чтобы
побудить их к необходимым действиям и умениям нужно правильно позадавать
вопросы. Вопросы, вообще, один из главных способов воспитания. А трудно,
потому, что с ними надо быть очень тактичными, не обидеть ненароком. И
так как у них обострённое чувство справедливости, то и родителям надо
соответствовать. (и юношеского или детского максимализма ещё никто не
отменял).
И такие объяснения как:
«Надо, потому, что надо», «… потому, что все так делают», «… потому,
что положено», «… потому, что я сказала» тут не пройдут. «А кем
положено?, почему положено? А зачем они все так делают?», ему надо
объяснить, так чтоб понял и принял. Таким детям нужна осознанность в
действиях. Можно конечно, надавить, и он даже подчинится, но ничего
хорошего из этого не выйдет. А ещё с вниманием и пониманием надо
относиться к моментам, когда он погружается в свои мысли и как бы
застывает.
Не надо по любому
поводу выводить его из этого состояния, в нём идёт напряжённая
внутренняя работа. Конечно если это происходит утром, когда он
собирается в школу, то куда денешься. А если особой срочности нет, то не
трогайте его, бережно надо относиться к таким моментам, что бы не
прервать ход мысли. Побольше говорите с ним. О том что его тревожит, что
ему интересно, что он думает , чувствует и на серьёзные темы. Помню,
какое это было счастье, когда со мной говорили на разные философские
темы и была возможность порассуждать.
Попробуйте задать
например вопрос: «А для чего он живёт?», или более общий «Зачем человек
приходит в этот мир?»
И не думайте, что он
маленький для таких вопросов. Я этот вопрос задала себе и ответила в 5
лет. Потом, уже став взрослой я изменила вторую часть ответа, в связи с
опытом и полученной мной информацией, а первая часть осталась без
изменений до сих пор. Так, что с ними можно, как с взрослыми
разговаривать. И ещё важно, задавая вопрос, вы совсем не обязательно
должны знать ответ на него. Кстати на вопрос не обязательно отвечать
сразу, он может и месяц с ним ходить. Зато когда он захочет ответить уж
найдите время выслушать его со вниманием, пожалуйста.
Ещё будут полезны
следующие вопросы:
Кто Я? Что я здесь делаю? Для чего я это делаю? На каких ценностях
это основано?
Вообще полезно, что бы каждый человек ответил себе на эти вопросы. И не
забывал о своих ответах.
А ещё иногда полезно его
«Почему?» переадресовать ему же. Особенно если вы знаете, что он сможет
на него ответить. Если ему не хватает информации, отошлите его к
источнику этой информации. Ему будет гораздо интереснее найти ответ
самому. Моя мама так и делала. Спасибо ей за это.
А вообще, для одарённых детей как и для обычных важно, чтобы
удовлетворялись базовые потребности. Это – стремление к познанию,
самосохранению, общению, росту и развитию, положительной самооценке,
свободе и самоопределению. И при воспитании ребёнка необходимо следить
за успешным удовлетворением его потребностей и мотивов. И ещё важное
правило. Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций вокруг
занятия, к которому мы хотим приобщить ребёнка.
И ещё Отрывок из книги
Ю.Б.Гипенрейтор «Общаться с ребёнком. Как?»
« Чтобы не допускать глубокого разлада ребёнка с самим собой и
окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или
чувство самоценности.
Посмотрим ещё раз, как мы можем это делать.
1. Безусловно принимать его
2. Активно слушать его переживания и потребности
3. Бывать (читать, играть, заниматься ) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется
5. Помогать, когда он просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами, а значит доверять.
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:
«Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты пришёл», «Я
по тебе соскучилась», «Мне нравится, как ты …», «Как хорошо. Что ты у
нас есть», «Давай посидим (поделаем что то) вместе», «Ты, конечно,
справишься»
10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
Если вернуться к себе, то есть, ко мне. (если это, конечно, кому-нибудь
ещё интересно) Отношение к школе. Училась в обычной школе. В школе мне
было очень сложно (психологически). Сначала я туда очень хотела, потому
что мне пообещали, что там ответят на все мои «Почему?». Но быстро
разочаровалась.
Никто естественно и не
собирался отвечать на мои бесконечные вопросы. На уроках тянучая жвачка,
однотипные задачи, мало познавательного и интересного, зато огромное
внимание уделяется оформлению и соблюдению всяческих формальностей. Ещё
и после переезда и перехода в другую школу не сложились отношения с
одноклассниками. Особенно цепляла несправедливость и бессмысленность
происходящего.
Учителя вяло заталкивали в
учеников ненужные никому из них знания. Ученики умело уворачивались,
ловко списывая у 2-х человек, которые, хоть что то умели и знали. (Это я
уже про старшие классы)
Я помогала учительнице
математики проверять самостоятельные и контрольные работы и поэтому
точно знала, кто у кого списывает, особенно хорошо это было видно, когда
делались ошибки. И то, что из 30 человек в классе самостоятельно решают
только 4 (это одна девочка, которая никогда не списывала и никому не
давала списывать, ещё двое у которых все и списывали и я) и это в 9 – 10
м классе, куда был отбор. И все списывающие, получали свои 5 и 4, хотя
учительница точно знала, что они списывают, среди них были и отличники.
В общем, учителя делали вид, что учат, а ученики, что учатся.
Кстати я совсем не была
отличницей, так хорошистка. В школе совсем другие требования. Там не
только не приветствуется самостоятельное или творческое мышление, а
наоборот, от этого одни проблемы. Да к тому же внешняя сторона меня
никогда особо не интересовала. Помню знаний, полученных в 5 лет из
случайно попавшейся мне в руки книжки про устройство атома, хватило для
5 - по этой теме на уроке физики. (Это было бы смешно, если б не было
так грустно. Большинство не знали даже этого). (А я тогда ни к физике
ни к каким урокам не готовилась, даже не заглядывала, потому что маме
удалось купить «Мастер и Маргариту» и я её взапой читала) И Вообще,
лет с 12 не помню, чтобы я училась или занималась. Все мысли были заняты
несложившимися отношениями с одноклассниками. Самооценка упала до 0. Что
осталось от школы – горький осадок в душе и зря потерянные годы (как
минимум 7 лет) и ещё 2 года, я от неё восстанавливалась.
В институте гораздо проще
стало учиться. Хотя и там попадались учителя, требующие дословного
заучивания определений. Но всё равно и умных людей побольше и меньше
внимания к формальностям («число и тема пишутся, отступив 2 клеточки
вниз и вправо») и за почерк никто оценку не снизит, и вообще свободнее
как то. Мне даже понравилось учиться.
А ещё у меня остался страх (просто фобия какая-то) белой вороны. Страх
большинства.
Я думаю не как все, я
отдаю себе в этом отчёт, и я позволяю себе это делать без ограничений.
Но действовать не как все и знать, что большинство (а может быть и
никто) тебя не поймёт, это просто клинч, ужас. И сразу встаёт образ
белой вороны окружённой чёрными собратьями, которые готовы её заклевать
за то, что она не такая как они. И когда таки приходится совершать не
понятные для большинства поступки, то буквально через колено себя
переламываешь. Я научилась ловко косить под, как все, что бы не
отличаться. Разговаривать на неинтересные мне темы, внешне не выражать
своих эмоций и чувств. Вы б только знали, как мне надоело под этой
маской, и как страшно её снять. Но возможно это вообще не имеет
отношения к теме и это исключительно моя проблема. Я ж говорю, все люди
разные.
А вообще большие способности, это большая ответственность. А не повод
возгордиться. То есть тебе дана возможность что-то такое сделать, чего
другие не могут. Ведь не просто так тебе эти способности даны.
Спасибо за интересную рассылку. Оксана.
(Юлия)
Юлия,
здравствуйте,
«Одаренный
дети, которые выросли и стали одаренными взрослыми - а!
Отзовитесь!
Как вам живется?
На что обратить внимание родителям таких детишек?»
Думаю, что я одна их таких бывших детишек.
Живется трудно до сих пор. Противоречия
между внутренними стремлениями и внешними нормами не дают спокойно
спать. Хорошо, что в свое время наткнулась на рассылку Мороза Ю. и
вышла из депрессии. Теперь двигаюсь к гармонии. ))) Общаться
научилась лучше, чем в детстве, но НЕТ ЖЕЛАНИЯ. Как у того мальчика:
хочется быть со всеми, но скучно! Поэтому круг общения ограничен.
Родителям не нужно навязывать общественные
шаблоны счастья. Они очень мешают чувствовать себя счастливым, когда
все прекрасно, но не совпадает со стандартом.
Родителям нужно воспринимать детей, как
людей. Уважительно. Уметь их слушать. Не обязательно что-то в ответ
говорить или рассказывать.
Вопросы (проблемы) названы правильно, а
где же ответы? ))) Они нужны. До сих пор…
После оплаты семинара, я рассылаю
материалы для изучения.
Обсуждение по материалам семинара
проходит на закрытом форуме.
3 дня я буду отвечать на все Ваши
вопросы по вопросам аллергии.
Обсуждаем не только аллергию у детей,
но и аллергию у взрослых.
Начинается обсуждение с выявления
психологических проблем и выгод, продолжаем методиками излечения ,
физиологическими причинами и заканчиваем профилактикой - питание,
закаливание.
Отзывы по аналогичному семинару:
(Анна) Очень
понравилось обилие материала и я в восхищении от юлиной деликатности и
умении не обидеть человека, но в месте с тем подтолкнуть к какой-то
мысли!
Хотелось больше общения между участниками семинара
Спасибо, Юля и все участники!
(Ирина) Спасибо
Юлия за семинар!
Очень все понравилось: и темы и возможность поразмыслить. Книгу всю еще
не прочитала до конца из-за позднего вступления в группу, но очень
позновательно и доступно все написано. Семинар действительно был очень
живой, даже не ожидала, так как это мой первый опыт.
Не понравилось, только то, что на все отведено всего 3 дня. Это
настолько наболевшая тема, что хочется о ней говорить и говорить, а
главное хочеться делиться своими победами над аллергией. Скажите может
есть на форуме вообще группа где про детей аллергиков общаются мамочки?
Полностью поддерживаю Анну
, тоже хочется
общаться со всеми мамами и узнавать как у кого продвигаются дела по
борьбе с аллергией.
(Лена В) Юля,
большое Вам спасибо. Огромное количество нужной информации. И вроде бы
знала и про очистку и про травы, но на семинаре получила своего рода
толчок, для внедрения теории в жизнь
. Ну а о
психологическом моменте я даже и не говорю, тут отдельное спасибо.
(Надя) Могу только
сказать большое спасибо Юле
Это тот случай, когда мысли какие-то в голове ходят, никак оформиться не
могут, а тут мягкий толчок - и вот, пожалуйста - инсайт
Мягкое очищение
организма - это то, что доктор прописал (прошу прощения за каламбур
), как раз то, к
чему я стремлюсь последнее время. И хотя у нас высыпаний достаточно
давно нет, мне необходимо было навести порядок в своих мыслях )))
Мы
говорим, что практически здоровы в свои 55 лет. Оба, и муж, Леонид, и жена,
Светлана.
А чем
докажем? Откуда видно? Какие признаки у нашего здоровья? Нам же могут сказать:
да врёте вы всё!
И иди нас
проверь.
Но,
допустим, приехали вы к нам в гости, живете у нас месяц. Что вы увидите?
* Мы
хохочем с утра до вечера. Это самый главный признак здоровья! Как встаем, так у
нас шутки, болтовня, смех.
* У нас
нет плохого настроения. Нет раздраженных ноток в голосах. Раздражение
свойственно человеку больному, даже если он скрывает недуг. Считается даже, что
больному можно простить раздраженный голос, не можно даже, а нужно… капризы… У
нас этого ничего нет.
Вы
услышите – мы песни поем очень часто!
* Мы
прекрасно спим. Никаких снотворных, никакой рюмочки водки на ночь. Ни даже
ванной теплой, ха-ха-ха.
*
Главное, чему гости удивятся - у нас ничего не болит. Можно покороче сказать:
жизнерадостность, постоянный оптимизм.
* А еще –
работоспособность.
Наверно,
неоспоримый признак высокой работоспособности – мы выдаем интеллектуальную
продукцию. Последние полтора года у нас издано девять книжек, еще три
подготовлены к изданию. А еще три в полуготовности. И ведем два форума, один на
сайте университета, другой на своем сайте. И у нас много задумок на будущие
книги.
Да, мы
вышли на такой темп - только заканчиваем книгу, сразу начинаем писать следующую.
Ну и одновременно пишем не одну книгу, а две.
*
Ходим бегом.
Вот дети.
Они обычно не ходят вразвалочку, а бегут. И мы за собой замечаем, что нам
удобнее такой способ передвижения. На улице ходим очень быстро, а во дворе, у
себя за забором – иногда и бегом. Думаем, это тоже признак здоровья.
* Что
еще может отметить гость и, особенно, его жена? Мы легко одеты.
Мы
странновато выглядим, потому что когда все ходят в пальто, мы уже ходим в
куртках, когда все в куртках, мы уже в пиджачках, когда все в пиджаках, мы уже в
рубашках и в платьях.
* Еще мы
давно не простываем.
Да, мы не
боимся холода, слово «простыть» не для нас. Сквозняк – такого слова нет в нашей
жизни. У нас с холодом хорошие, дружеские отношения. После холодовых нагрузок не
бывает отрицательных реакций организма.
(Наталья) Леонид, Светлана,
книги ваши я проглотила на одном дыхании… нет, не на одном, останавливалась,
чтобы подумать.
Но какие же «вкусные» у вас книги.
Вот именно про «отношения с холодильником», меня почему-то всегда останавливало,
когда речь шла о здоровом питании и голодании.
Например, давно-давно прочитала
Надежду Семёнову – да, супер, но несколько утрированно и оторвано от жизни,
потому что, получается – очистился от паразитов однажды, а дальше-то… чем
питаться-то?
Вот в этом плане ваши книги для
меня стали бесценными – люди живут после очищения, и вот что они едят и что
делают во время голодания. Вот она – техника голодания – запастись книжками,
телепередачами. Супер!
Без этих подробностей (спасибо
вам, ребята) мне было бы скучно и тоскливо начинать очищение и голодание, а
теперь…
∙ Выявление и отсеивание ненужных дел, разумная организация своего времени
∙ разбор психологических причин недомоганий
∙ разбор тех психологических вопросов, которые возникли после родов
∙ наращивание веры в себя и свои силы
∙ необходимая корректировка питания (плавный переход на здоровое питание), с учетом того, что мама кормит малыша. Это необходимо как для здоровья мамы, так и для формирования привычек здорового питания малыша
∙ корректировка физической нагрузки с учетом того, что мама уже « с ребенком на руках». Без физической нагрузки невозможно быть бодрым. Конечно, мамы с ребенком на одном месте не сидят, но это , все же, неполноценная физическая нагрузка, необходимая для поддержания сил.
∙ водные процедуры для восстановления сил и увеличения личной энергии
∙ мягкое очищение организма для налаживания работы всего организма
∙ высвобождение своего творческого потенциала
∙ много необходимой информации о малыше, его развитию , здоровью и правильному уходу.
∙ Что удалось достичь - отчет по критериям
достижения цели и денежному эквиваленту
Цель на первый блок: «Я здоровая, я ощущаю чистоту, свободу и
легкость во всем теле! »
из 15 % выполнено на 13,5%
Критерии:
- нет простуд – 100%
- нет обострения геморроя- 100%, стало лучше, т.к. перед началом курса
были неприятные ощущения, сейчас нет
- не болит голова – 90% болела 1 день за время 1 блока
- Я отлично себя чувствую- 90%, 1 день была слабость
- я слежу за своей осанкой – 80% надо вспоминать почаще
∙ Какие конкретные шаги по достижению цели останутся в дневнике
самоанализа на этом блоке
- выполнять процедуры курса
- правильно питаюсь (пить до еды, проращивать семена, разд.питание)
- замечать и исправлять осанку
-утренняя гимнастика
- чаще улыбаться и радоваться
Отчет по цели-девизу 2 блока
∙ Что удалось достичь - отчет по критериям достижения цели и денежному
эквиваленту
Цель на второй блок: «Я любящая и любимая! Я мудрая женщина!
Взаимопонимание и гармония с мужем, с дочкой »
из 20 % выполнено на 16%
Критерии:
- я с мужем общаюсь с любовью и нежностью 70%
- я мирно решаю вопросы 90%
- я спокойно отношусь к критическим замечаниям мужа 60%
- меня тянет к мужу 80%
- я предлагаю и планирую раз в неделю совместную прогулку втроем с
дочкой 90%
- я спокойно отвлекаю дочку, если она слишком часто (без необходимости)
просит грудь 90%
- каждый день занимаюсь с дочкой пальчиковыми и подвижными играми, читаю
книжки, играем по теме 80%
∙ Какие конкретные шаги по достижению цели останутся в дневнике
самоанализа на этом блоке
Я здоровая, я ощущаю чистоту, свободу и легкость во всем теле!
- выполнять процедуры курса
- правильно питаюсь (пить до еды, проращивать семена, разд.питание)
- замечать и исправлять осанку
-утренняя гимнастика
- чаще улыбаться и радоваться
Я любящая и любимая! Я мудрая женщина! Взаимопонимание и гармония с
мужем, с дочкой »
- уступаю в мелочах
-держать в порядке стол на кухне
-убирать игрушки с дивана к вечеру
- улыбаться и ласково разговаривать с мужем
- внимательно выслушиваю мужа, не перебивая
- не отвечать на критические замечания в таком же стиле, переводить в
шутку и не раздражаться
- планировать время, чтобы быть с мужем наедине
- планировать и не жалеть времени на совместные прогулки втроем с
дочкой, предлагаю- куда сходить вместе
- читаю книгу «Дитя с небес»
- танцую каждый день минимум 1 танец
-играть с Олей в развивающие игры
Антропометрия
1. Антропометрия - перед началом третьего блока
o Рост 168 см
o окружность запястья 14 см
o Вес 66,5 кг (до курса 69)
o Окружность груди 95 см
o Окружность талии: во втянутом состоянии 72 см, в расслабленном
состоянии 79 см
o Окружность бедер 105 см
Цель курса
– организовать ЗДОРОВУЮ беременность. Выстроить свой образ жизни
так, чтобы он не мешал текущим делам и способствовал благополучию
мамы и малыша.
Что будет на
курсе:
Увеличение энергии и
энтузиазма!!!
разбор психологических
причин недомоганий в беременности
разбор тех
психологических вопросов, которые возникли в беременность
наращивание веры в себя
и свои силы
корректировка питания,
с учетом нового положения мамы и срока беременности
корректировка физической
нагрузки с
учетом изначального состояния мамы и сроков беременности
водные процедуры
МЯГКОЕ очищение
организма
высвобождение своего
творческого потенциала
много необходимой
информации по беременности и родам
(Юлия)
Антропометрия перед началом курса:
Рост 168 см
Вес 56 кг
Окружность запястья 16 см
Антропометрия после первого месяца курса:
Рост 168 см
Вес 57,5 кг
Окружность запястья 15 см
Цели и критерии их достижения:
1. Я успеваю все, что планирую, творческая и физическая энергия
переполняют меня! (выполнено на 40%)
Критерии:
Рационально использую свое время, планирую+-
Осваиваю принципы Флай-Леди +
Каждый день хожу гулять с дочкой на детскую площадку +
Практикуюсь в фотосъемке, мое мастерство растет с каждым днем +
Избавилась от интернет-зависимости +-
В квартире всегда порядок и трачу на это минимум усилий -
У меня достаточно времени на занятия и игры с ребенком, я делаю это с
удовольствием+-
Довожу любое начатое дело до конца +
Действия:
Планирую дела на день и на неделю +-
Ложусь спать до полуночи с чувством, что все успела и спокойно засыпаю -
Каждый день с удовольствием фотографирую дочку и мужа, ношу с собой
фотоаппарат на прогулки, ловлю любой удачный кадр -+
Каждый день запланировано время на игры и занятия с дочкой, в эти
моменты меня нично не отвлекает +
Каждый день выделяю время, чтобы доделать заброшенный заказанный сайт -
2. Я всегда спокойна, жизнерадостна, в хорошем настроении! (60%)
Критерии:
Просыпаюсь рано утром в хорошем настроении +
Делаю добрые дела+
Получаю удовольствие от любого дела, которым я занимаюсь +
Радуюсь любому проявлению эмоций дочки +-
В моей голове присутствуют только позитивные мысли +-
Действия:
Успеваю сделать все дела до полуночи и лечь спать вместе со всеми +-
Занимаюсь аутотренингом +
Гуляю на свежем воздухе +
Очищаю организм и голову на курсе +
3. Я восхищаюсь своей красотой, молодостью и сексуальностью! (60%)
Критерии:
Волосы приятные на ощупь, мягкие, сильные +
Кожа чистая, красивого цвета, исчезли все прыщи +-
Зубы здоровые, белые +
Мне приятно смотреться в зеркало +
Леша постоянно делает мне копмлименты (исправила: Все Лешины слова и
поступки я воспринимаю как комплимент себе) +
Я очень сексуальна +
Действия:
Очистительные и водные процедуры +
Аутотренинг +
Прогулки на свежем воздухе +
Поиск и устранение метафизических причин болезней зубов и десен,
сопровождавших меня всю жизнь. -
Гимнастика +
Запись в бассейн на аквааэробику -
4. Я создаю в своей семье душевный комфорт! (40%)
Критерии:
Леша всегда стремится домой, ему интересно проводить со мной все свое
свободное время (исправила на: Я стала самым лучшим другом и
собеседником для Леши, вызываю в нем стремление проводить со мной все
свое свободное время) +-
Я всегда в хорошем настроении, улыбаюсь +
Мы понимаем друг друга с полуслова +
В общении отсутствует всякий негатив и недосказанность +
В отношениях много секса +-
Дочка всегда веселая, в достаточном количестве получает моё внимание +-
Действия:
Применяю уроки Д. Карнеги для того чтобы стать лучшим другом и
собеседником для мужа +
Аутотренинг +
Каждый день выделяю время, принадлежащее только дочке +
Месяц прошел быстро, полученные результаты радуют.
Не все поставленные цели успела проработать за это время, но, как ни
странно, продвижения есть по всем, даже по незатронутым. 2 первых блока
посвятила самоорганизации в домашнем быту, кое что изменилось, но мало,
параллельно работала над семейными отношениями, это была цель на 4 блок,
до которого не добралась, но в ней больше всего и достигла почему-то.
Очень нравятся изменения во внешности, в самочувствии, появилось много
энергии, ощущение счастья и радости-это теперь нормальное состояние
души. Страхи прорабатывать не захотела, хоть и начала, но мне эта работа
пришлась не по душе, не созрела еще до этого или не беспокоят они меня
просто.
1. Я чувствую в своём теле бодрость и энергию. Я уверена в
своих силах. Я радуюсь каждому дню! Мне легко и интересно жить!
(25%)
Критерии
достижения цели:
- Легко просыпаюсь
утром, могу сразу встать с постели, при этом настроение хорошее.
- Достигнуто!
- Хорошее настроение сохраняется весь день. Нет уныния и
подавленности. - Достигнуто!
- Я не устаю до самого вечера, или быстро восстанавливаю силы,
если устала. - Достигнуто!
- Могу активно строить планы на ближайшее будущее и
самостоятельно добиваться их реализации -
например, организовывать досуг семьи. - Достигнуто!
- Успеваю сделать за день всё запланированное. - При правильном
(реалистичном) планоровании - достигаемо!
- Я предпочитаю активный отдых. Я не играю в компьютерные игры.
- Достигнуто!
- Я испытываю радость по множеству поводов. и повод для радости
всегда находится! - Достигнуто на 75%
- Я не обвиняю себя ни в чём, я ищу возможность исправить
ошибки. - Достигнуто на 50%
Насчёт бодрости и
энергии всё получилось! В отношении радости каждого дня - ещё
есть над чем работать и к чему стремиться! Но интерес к жизни
совершенно точно возрос. если раньше я зачастую просто терпеливо
ждала окончания дня, убеждая себя, что вот он закончится, а
следующий точно будет лучше, и на следующий день делала то же
самое, то теперь я живу НАСТОЯЩИМ, а не будущим!
2. Я принимаю на себя ответственность за всё, что происходит
в моей жизни. Я чувствую себя хозяйкой своей жизни. Только я
распоряжаюсь самой собой. Каждое моё действие - это мой
осознанный выбор! (20%)
Критерии
достижения цели:
- Я не испытываю раздражения по отношению к своим близким. -
Достигнуто на 50%
- Если меня что-то не устраивает, я нахожу способ изменить
ситуацию, и делаю это самостоятельно. - Достигнуто!
Я как будто рассталась со своим перманентным инфантилизмом, я
чувствую себя ВЗРОСЛОЙ!
3. Мой внешний вид меня удовлетворяет. Мне приятно смотреть
на себя в зеркало. Моя кожа упругая и чистая. Контуры тела
чёткие. Волосы густые и блестящие. Мои глаза блестят! (15%)
Критерии
достижения цели:
- Я достигла
своего оптимального веса - 67 кг. - Вешу сейчас 67, 7 (просто не
верится!)
- Кожа на лице и руках достаточно увлажнена. - Да!
- На коже нет покраснений, прыщей. - Да!
- Ногти крепкие, не расслаиваются. - Пока нет.
- На коже стоп нет трещин. - есть старые, они заживают.
- Мышцы на ощупь упругие. - нет.
- Живот не свисает. - есть пока.
- Нет отёков на ногах. - есть, редко.
- Волосы не слипаются, выглядят пышными и блестят. - Да!
Я в целом ощущаю себя более здоровой. Тело лёгкое и, главное, я
чувствую его , прислушиваюсь к нему!
4. Я спокойно и доброжелательно отношусь к своим детям. Мне
интересно проводить с ними время, и я стремлюсь к этому.
(10%)
Критерии
достижения цели:
- Ни одно обращение ко мне моих детей не остаётся без ответа.
Если я не могу уделить им время
немедленно, спокойно прошу подождать. - Без движения.
- Не меньше часа в день я занята только и исключительно играми и
занятиями с младшим ребёнком. - Нет.
- Мне интересно играть с детьми, я хочу это делать, потому что
получаю от этого удовольствие. - Нет.
Видимо, приложено недостаточно усилий. Результата практически
нет.
Удивительно, но и по дополнительным целям есть прогресс!
5. Я стремлюсь к гармонии в отношениях с мужем. Я стараюсь
быть привлекательной для него, потому что мне это нравится.
(5%) - Есть!
6. Я с радостью
иду на работу. Мне легко сосредоточиться на работе. Я получаю от
неё удовольствие! (5%) - Есть!
7. Мне легко
общаться с другими людьми, потому что я ничего не жду от них. И
я им тоже ничего не должна. (5%) - Есть!
8. Я равнодушна
к сладкому и мучному, потому что в моей жизни есть много других
источников удовольствия! (5%)- Есть!
Вот так! И это только середина пути! Ура, я молодец!
Автор курса Юлия Ремпель,
педагог с 15летним стажем работы в детском развивающем центре
«Эрудит» г. Ростов на Дону. Сейчас ведет занятия в Германии.
Читайте курс, проводите занятия
и задавайте свои вопросы. В Он-лайн режиме вы получите подробные
рекомендации, какой подход нужен именно к вашему ребенку,
разъяснения по описаниям уроков и море дополнительных советов по
занятиям.
Предлагаем бесплатно ознакомиться с первым занятием
курса. Его можно скачать
по ссылке.
Все дети
играют в куклы. Сейчас – всё больше в плюшевые и пластмассовые, сошедшие
с конвейеров игрушечных фабрик. Раньше – в тех, которые им делали из
тряпок, бересты, льна и веточек заботливые материнские или бабушкины
руки. Но куклы – это больше чем игрушка. И русская народная традиция
придавала им огромное значение.
В
традиции куклы всегда учили жить в обществе и взаимодействовать с миром,
– говорит Арида, практический психолог с восемнадцатилетним стажем – и
каждая из них несёт определённый образ и играет определённую роль». Про
кукол, знания о которых она переняла от вятской мастерицы Осиповой Нины
Васильевны, Арида может рассказывать часами.
Рассказывать не только о форме, но и о
смыслах, которые видели в куклах в традиционной народной культуре. К
примеру, связки малюток-Кувадок вывешивались у колыбели младенца.
Считалось, что они
отгоняют злых духов и охраняют ребёнка от дурного глаза. Попутно
куколки-Кувадки (или Куватки) были первыми предметами внешнего мира, с
которыми знакомился ребёнок. Яркие, маленькие, разноцветные, а главное,
сделанные руками матери или бабки, заряженные их любовью, они помогали
маленькому человечку расти и развиваться гораздо лучше нынешних
погремушек. Или зайчики – таких куколок мама или старшая сестра
сворачивала ребенку из лоскутка, чтобы тот не плакал и не скучал, когда
оставался один.
Зайчик – друг,
которому можно поведать свои тайны, рассказать о том, что на душе
твориться, пожаловаться, если что не так. Нянюшку делали малышам,
которые уже начинали ходить и выходить из дома на улицу. Считалось,
что эта куколка обережёт ребёнка от нечаянных страхов, от встречи с
неведомым. А вот кукла Каша – эдакий мешочек с ножками-ручками,
красной ниткой перетянутый, ростом с горшочек.
На этой кукле девочки
учились варить кашу (красная нить как раз отмечала уровень крупы в
горшке) и рукодельничать (наряды для раздетой куклы маленькая
мастерица делала сама)
Через такие игрушки
дети знакомились с укладом жизни и учились взаимодействовать с
миром.
Через эту учёба
складывалась вся их дальнейшая жизнь – известно ведь, что личность и
характер ребёнка определяется к уже трём годам, а к пяти
складывается окончательно.
А игрушки, которые
сопровождают ребёнка, во многом определяют, кем он вырастет:
цельным уравновешенным человеком или тревожным невротиком. «Кукла
для малыша должна быть маленькой, такой, чтобы он мог её видеть всю,
целиком, – говорит Арида. – И традиционная игровая кукла – именно
такая.
Сегодняшние родители
зря стремятся купить игрушки получше и подороже, ведь они – мёртвые,
пустые. Для ребёнка будет намного роднее куколка из тряпочек,
скрученная любящими материнскими или бабушкиными руками. В старину
считалось, что игрушка для ребёнка до четырёх лет должна быть
тёплой, из ткани или дерева. Холодной на ощупь игрушкой можно было,
по поверью, «застудить душу».
Помимо игровых
кукол, в народной традиции различали обрядовые, обережные,
целительные куклы. Появляясь в жизни человека с его рождением, они
оставались непременными участниками всех событий. Кукол-Пеленашек
крутили из тряпочек перед появлением младенца. Куклы-Лихоманки,
которых сжигали на масленичном костре, забирали с собой всевозможные
несчастья и болезни.
Январская кукла-Коляда
помогала с исполнением желания, загаданного на год, и блюла общий
достаток в доме. Куклу Зернушку-Крупеничку, которая делалась из
мешочков с крупой, шили на осеннее равноденствие. И она
стояла-красовалась на обеденном столе до следующего посева,
напитываясь атмосферой дома своих хозяев.
«В традиционном укладе
применяли несколько сотен кукол, – говорит Арида. – И у каждой из
них была своя роль. Роженицу делали в помощь рожающей матери,
Кормилку – в помощь кормящей, Желанницу – для исполнения желаний,
шестирукую Филипповку – как помощницу по хозяйству, чтобы в доме
были чистота, порядок, уют. Занятие это было женским, но и мужчины
понимали в куклах.
Когда в дом приходила
молодая жена, именно свёкор осматривал кукол, которые она приносила
с собой. И по ним видел, что из себя представляет будущая мать его
внуков». И действительно, при всей, вроде бы, незатейливости
конструкции, – тряпочки, палочки, нитки – кукла требует
определённого настроя и состояния сознания. И если настрой не тот –
кукла выйдет кривая.
Убирая эту «кривость»,
раз за разом «налаживая» куклу во время работы с ней можно
«поладить» и собственные искривления. А заодно разобраться в своих
представлениях о людях и отношениях в семье, о счастье и достатке. А
как только получилась красавица, радующая душу – значит, изменилось
что-то и в мастерице, из чьих рук эта красота вышла.
Насколько чётко куклы диагностируют характер и состояние, я
увидела, когда училась крутить тряпочных кукол на занятиях у Ариды.
Потрясающая экспресс-диагностика!
Моя первая Кормилка
получилась уставшей и измождённой – эдакая заморенная многодетная
мамаша, которая кормит, как долги отдаёт. Но пока я смотрела на неё
и соображала, какие-такие долги меня измотали, кукла выправилась,
выпрямилась, и вот уже у меня в руках – баба в силе. И кормит она не
потому, что должна, а потому, что может. Предназначение у неё такое.