Владимир Довгань – фигура харизматическая. Основатель крупнейшей торгово-промышленной компании, владелец нескольких торговых марок, автор книг, телеведущий, мастер спорта СССР, спортивный тренер, талантливый инженер, проведший свое детство в глухом таежном поселке... К своим 39 годам он не только стал одним из самых успешных российских предпринимателей, но и отцом троих детей, чем, безусловно, и привлек внимание «Няни». Старшей дочери Владимира Викторовича,
Кристине – уже 18 лет, Лизе – 3,5, а сыну Сашеньке недавно исполнился год. Общение с маленькой Лизой подвигло счастливого отца на сочинение собственных сказок. Несколько историй про Слоненка превратились уже в отдельную книжку, но автор на этом не остановился...
– Когда я начал читать дочке русские народные сказки про Иванушку-дурачка да про Емелю, которым ничего делать не надо (лежи себе на печи, а щука или Конек-Горбунок все за тебя сделают), меня это просто потрясло. Идеология лентяя в крови у русского народа! Вы знаете, что в китайских сказках, например, главный герой – трудолюбивый муравей? Им с детства внушают, что добиться всего можно только трудом. А нашему
герою все с неба падает, само. Ты только лежи и жди: а вдруг повезет? Словом, я страшно возмутился и написал буквально за пару часов свои сказки для трехлетних малышей. А сейчас готовлю к выпуску еще одну книжку сказок для ребят-старшеклассников.
? Лиза помогала Вам сочинять? – Нет, она еще маленькая. К тому же мы с супругой не сторонники раннего, ускоренного развития. Пока Лиза больше работает руками – клеит, вырезает, лепит... Мы не форсируем события.
?В своей «взрослой книге» «Опыт предпринимателя» Вы сформулировали такие принципы «мужского воспитания»: любовь, воспитание собственным примером и своей активной работой. Вы действительно так считаете? – Да. Я на всю жизнь запомнил фразу, произнесенную одной очень известной женщиной, доктором наук: «Меня воспитывала полоска света ночью под дверью кабинета отца». То есть личный пример! Мы можем все что
угодно говорить детям, но копировать они будут не наши слова, а наши поступки! Моя старшая дочка Кристина, к сожалению, выросла без меня, так как я работал каждый день с полшестого утра до часа ночи. А вот за маленькими своими детьми я успеваю понаблюдать. И вижу, как легко они подражают взрослым. Скажем, я погладил плечо своей жены – и Лиза мгновенно сделала то же самое. Мои отец и дед – очень трудолюбивые люди, и мне передалось это качество.
? А Вы не боитесь, что подросший ребенок подойдет и скажет: «Папа, ведь я тебе совершенно не интересен! Ты просто повернут на своей работе, ты ни разу со мной не поговорил по-настоящему...» – Отец – это миф, который создает жена. Шутка. На самом деле, очень многое зависит от того, как объяснит детям мать поступки и выбор их отца. Когда мы жили в Тольятти, родители трудились с утра до ночи, выбивались
из сил, чтобы прокормить нас с братом. Отца я не видел часто, но любовь его я впитал кожей и чувствую до сих пор. К сожалению, так устроена жизнь, что мы не можем проводить все время с детьми. Даже если твоя искренняя любовь проявляется всего несколько минут по вечерам или пусть даже один раз в неделю, дети это чувствуют. Вопрос не в количестве, а в силе любви и тепла. С другой стороны, нашей семье повезло в том смысле, что жена имеет возможность не работать, а заниматься детьми. Лена отдает им очень много.
Конечно, она жалуется иногда, что не может работать, делать карьеру, жить полноценной жизнью, но я считаю, что дети – это самое важное. Огромное счастье, когда их воспитывает мама. У нас есть няня, но она, скорее, выполняет функции помощника по хозяйству. Укладывать спать, играть, заниматься с детьми – это прерогатива матери.
?Насколько я поняла, Вы достаточно категоричны в отношении роли женщины в семье. Если она – жена и мать, то должна заниматься домом. – Да нет, объективно я понимаю, что не всегда муж способен обеспечить семью. Мои родители, например, работали вместе. Так живет большинство людей в мире. Да и Кристина, которая сейчас заканчивает школу, настроена работать и зарабатывать. И я не уверен, найдется ли мужчина,
способный ее содержать...
Младенец появляется на свет и... боится. У новорожденного несколько врожденных страхов, но больше всего его пугают резкие звуки и внезапная потеря опоры. Эти страхи сродни инстинктам животных, наследие нашего нецивилизованного прошлого. А вот все остальные - приобретены в процессе общения крохи с окружающими. Родные иногда случайно, иногда сознательно «учат» ребенка бояться. Огня, чужих людей, незнакомых мест и ситуаций. Эти ограничения носят защитную функцию. Но есть и другие страхи - отраженные. Ребенок
боится того, чего боится мама. К сожалению, взрослые обычно этого не замечают, они не видят в страхах ребенка отражения собственных, а потому не готовы отнестись к ним с должным вниманием и пониманием
Младенец появляется на свет и... боится. У новорожденного несколько врожденных страхов, но больше всего его пугают резкие звуки и внезапная потеря опоры. Эти страхи сродни инстинктам животных, наследие нашего нецивилизованного прошлого. А вот все остальные - приобретены в процессе общения крохи с окружающими. Родные иногда случайно, иногда сознательно «учат» ребенка бояться. Огня, чужих людей, незнакомых мест и ситуаций. Эти ограничения носят защитную функцию. Но есть и другие страхи
- отраженные. Ребенок боится того, чего боится мама. К сожалению, взрослые обычно этого не замечают, они не видят в страхах ребенка отражения собственных, а потому не готовы отнестись к ним с должным вниманием и пониманием
О том, что ребенок «заражается» тревогой от своих близких, знают и психологи и педиатры. Известно, что младенцы очень чутко реагируют на изменения в настроении матери. Если мама волнуется, нервничает, чего-то боится - ребенок тоже начинает вести себя беспокойно, плакать. С возрастом отраженные страхи приобретают конкретное направление. Если мама страшится собак или высоты, то и ребенок, скорее всего, будет этого бояться. А слишком тревожные мамы могут своими постоянными опасениями за здоровье малыша спровоцировать
у него болезнь или усугубить ее протекание. Постоянные высказывания об опасностях и предостережения способствуют развитию неуверенности и безынициативности ребенка.
Иногда сами того не замечая, мы даем ребенку понять, чего следует бояться. Он получает информацию о наших страхах с помощью наших слов и поведения. «Какая страшная собака!» - восклицаем мы на прогулке, и кроха замечает, как меняется интонация и тембр голоса взрослого, обращает внимание на мимику. Даже если мы стараемся держать себя в руках, нас выдают внезапная бледность, резкие движения, участившееся дыхание, расширенные зрачки. Присутствующее при этом чадо получает невербальную инструкцию - это
страшно. Помочь ребенку преодолеть «чужой» страх можно, если разобраться в его происхождении. Например, шестилетняя Маша всегда боялась сильно заболеть, потому что ее бабушка страдала различными заболеваниями, и в доме только и говорили о болезнях, лекарствах, симптомах и осложнениях. Тревога девочки усилилась, когда тяжело заболела ее мама. Страх остался и после того, как та выздоровела. Девочка рисовала только больных людей, играла в больницу, рассказывала истории о болезнях и очень пугалась всего, что
могло, по ее мнению, привести к заболеванию. Побороть эту мнительность помогло расширение сферы интересов Маши, она стала посещать изостудию и занятия по ритмике. Ее режим дня выстроили так, чтобы она меньше проводила времени с бабушкой. Хотя Маша продолжала интересоваться болезнями и даже читала все возможные книжки на эту тему, но этот интерес приобрел скорее статус хобби...
В будний день нечасто увидишь ребенка, гуляющего с отцом. Удел, обязанность мужчин или традиция, как вам больше нравится, обеспечивать достойное существование семье. На тесное общение с детьми остаются вечера, выходные и праздники. Довольны ли этим папы? Может хотят что-то изменить, но даже времени на то, чтобы все обдумать, не находится?.. А дети растут...
«Для чего нужен папа?» - спросили мы детей, играющих в песочнице, и вот что услышали в ответ:
Игорь, 2 года 6 месяцев: Молчание, потом показывает пальцем на маму. «Папа на аботе!» Сережа, 3 года 5 месяцев: «Папа меня подбрасывает высоко-высоко, катает на машине». Аня, 4 года: «Папа любит маму. И меня любит. Сейчас он на работе. И мама тоже». Данила, 3 года: «Мы играем. И на компьютере тоже. Папа работает». Саша, 4 года 5 месяцев: «Папа работает и приносит деньги, чтобы мы могли в магазине купить продукты».
Вот ведь какую значительную часть времени большинство со- временных мужчин проводят на работе! Даже малыши, говоря про папу, обязательно добавляют слово - работа. Впрочем, в возрасте 3-4 лет дети рассуждают словами взрослых и мнение ребенка об отце - это мнение матери. За короткое нерабочее время папам приходится учиться понимать своих сыновей-дочерей! Некоторые даже успевают стать для них большим авторитетом, чем мама (хотя чаще всего именно сами женщины этому и способствуют). В общем, худо-бедно,
но как-то справляются с задачами воспитания. Это, что называется, вид на проблему «Отцы и дети» со стороны. Мы же решили поговорить с самими папами о том, как они общаются со своими детьми. Довольны ли они тем временем, что проводят с ними. А прокомментировать услышанное попросили психолога, специалиста по семейной терапии Олесю Владимировну Покусаеву. «Комментарии небольшие и общие, потому что каждый случай необходимо рассматривать глубоко индивидуально, а никто из отцов, согласившихся «излить душу», не готов
пока идти на консультацию к семейному психологу».
Андрей, 29 лет, папа 8-летнего Юры Так сложилось, что Андрей один воспитывает своего сына. Конечно, помогали родные и даже соседи, но основные заботы легли на него. Когда мальчик был совсем кроха, Андрей еще учился. Бывало, ночами он стучал в стену кулаком и приходила соседка. Она брала ребенка и продолжала баюкать нежелающего спать младенца. Андрей же падал, как подкошенный. А однажды чуть не поседел. Полугодовалый сын заболел. На «скорой» ребенка доставили в инфекционное отделение детской больницы
и не разрешили папе лечь с ребенком. Мама, бабушка или хоть та же соседка - пожалуйста, а папа - нет, такого еще не бывало! «Вы же мужчина», - твердили медицинские работники. «Что я их съел бы, что ли? - вспоминает Андрей. - Ну не мог я оставить Юрку, такого маленького, с незнакомыми людьми. Хорошо, нашелся врач, который понял ситуацию и согласился лечить нас на дому». Сейчас мальчик уже второклассник, но живет с бабушкой, потому что Андрей не успевает «быть хорошим отцом». Зарабатывание денег отнимает все его
время. Андрей считает, что на отношения отцов и детей не влияет количество времени, проведенное вместе. Главное, чтобы отец знал, что у него сын. Он старается не давить на него в принятии решений, не диктовать сыну, как надо жить. Конечно, я объясняю ему, как поступать нельзя. Здесь важно иметь терпение и желание. Я раньше проводил больше времени с сыном, а потому научился слушать и понимать двух-трехлетнего малыша. У меня, правда, не было возможности, устало сев на диван, сказать чаду: «Иди-иди к маме или погуляй,
поиграй». Кроме того, так сложилось, что все мои друзья вставали по ночам к своим младенцам, помогали женам уложить плачущего малыша, даже играли с ними в песочнице и до бесконечности читали полюбившуюся книжку. Конечно, все по мере возможности, но это было. И мне непонятно, как можно равнодушно относиться к своему ребенку, откладывать свое участие в воспитании, мол, подрастет и займусь... Лично я хотел бы больше времени проводить с сыном, но это невозможно. Да, я по нему сильно скучаю. И все же даже одинокий
отец при желании может справиться с воспитанием своего сына. Именно сына, девочке обязательно нужна мама, образец женщины»...