Родители
имеют великую привилегию и в то же время
великую ответственность:
создать основу храма ребенка, то есть
представление о самом себе.
Р. Кэмпбэл
Когда
у ребенка вырабатывается дурное, низкое представление о себе самом, то есть
когда ему с детства упреками, замечаниями, порицаниями и наказаниями внушают,
что с ним что-то не в порядке, что он хуже других, что он “ничто”, то возможны
последствия двух видов.
Возможно, что ребенок смирится с этим и полностью
выпустит из рук свою судьбу. Он будет плохо учиться – а зачем? Все равно он
неспособный, а бессмысленных усилий все стараются избежать. И в дальнейшей
своей жизни он может вести себя по-разному, но он никогда не сделает попытки
улучшить свою судьбу. У него сложится психология неудачника. Его и вправду всю
жизнь будут преследовать неудачи – именно потому, что он невнимателен к самому
себе и к своей судьбе, а жизнь сурово наказывает нас за любую невнимательность.
Жизнь требует от нас, чтобы мы были начеку и смотрели в оба.
Раздавленные
в детстве люди не знают цены чужой жизни потому, что не знают цены своей и
тщетно говорить им о живом, о боли, о чужой боли: они ничего этого понять не
могут, это для них все пустые слова. “Авось!” – вот вся их надежда. Авось
минует, авось обойдется, а не обошлось – что ж, значит, не обошлось. Они с
детства жили в ожидании порки, наказания, это привычное состояние для них, и
они не то что не боятся наказаний – боятся, конечно, но и свыклись с ним.
Но
возможен и второй вариант, пожалуй, еще более опасный, хотя, кажется, куда уж
хуже.
Ребенок,
не получивший в детстве достаточно любви, внимания и поощрения, знающий про
себя, что он хуже других, из чувства самосохранения вырабатывает самые высокие
самооценки: я не хуже других, я, может быть, лучше других! И вся жизнь его
уходит на доказательство этого: я лучше! Такие ребята рвутся к власти чуть ли
не с семи, не с пяти лет – сначала они стараются стать лидерами среди других и
для этого подличают, хитрят, ведут себя нагло и хищно – и наглостью своей и
бесшабашностью добиваются своего. Но и взрослыми став, они так же рвутся к
власти, потому что только признаки власти могут уравновесить их личностные
недостатки.
Особенно
страшен обездоленный в детстве человек, когда он становится отцом, матерью.
Неуверенный в себе, он не получает удовлетворения на работе, на службе. На
самом деле он пытается восстановить свое внутреннее равновесие за счет тех, кто
только и способен пока поддаться ему, – за счет собственных детей. Впрочем, такие
люди часто мучат и животных. И если наш мальчик мучает кошку, то это говорит не
о какой-то его особой жестокости, а о том, что он, мальчик, получает меньше
любви от родителей, чем нужно.
В
результате чувство собственной неполноценности передается и детям – часто это
бывает единственным наследством, которое оставляет отец сыну. Люди обычно
особенно не прощают детей, когда видят в них свои собственные недостатки. Это
действует раздражающе.
Итак,
с первого дня рождения ребенка создаем его представление о себе самом, как о
желанном, достойном, сильном человеке, который успешно справляется со всеми
своими делами, – молодец он! Всякое слово отца или матери передает их веру в
ребенка, в его стремление стать лучше. Именно в этом выражается и наше уважение
к ребенку и наша требовательность к нему – мы всегда знаем, что он лучше, чем
он кажется, мы хотим видеть его лучшим!
Из книги С.Л.Соловейчик«Резервыдетского Я»
2 июля, запущена повторно предыдущая акция «Книги на СD»
Copyright2009 Снежана Фурсова. Все права защищены. При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник. Написать письмоcons-help@mamochka.biz