Родители
имеют великую привилегию и в то же время
великую ответственность:
создать основу храма ребенка, то есть
представление о самом себе.
Р. Кэмпбэл
Что же представляет собой этот загадочный процесс, который мы
называем памятью? Как нам удается вызывать в сознании образы мест, где мы
бывали, или людей, с которыми мы встречались многие годы назад? Первое, что
приходит на ум в ответ на этот вопрос,-
что все прошлое хранится где-то в нашем мозге.Но таким ответом мы одну загадку всего лишь подменяем другой. Ведь, несмотря на огромный прогресс науки за последние
полвека, мозг остается самой необъяснимой частью нашей человеческой сущности.
Когда человек вспоминает о чем-то, память воскрешает всю полноту его переживаний,
а не только хранимые мозгом картинки прошлого. Память включает в себя чувства,
понятия, образы, установки и склонности к действиям – все, что сопровождаетте картины, которые как бы появляются перед
нами на воображаемом экране. Это называется воспоминание.
Представление о памяти как целостном явлении вполне согласуется с
последними открытиями в изучении человеческого мозга и поведения. Современные ученые склонны считать все человеческое тело
своеобразным продолжением мозга, как если бы каждая отдельная клеточка
организма являла собой мозг и психику в миниатюре. В организме человека все взаимосвязано
и взаимодействует друг с другом.
Меня всегда поражало, с какой силой болезненные воспоминания детства
сказываются на жизни взрослого человека. Приведу один пример. Один юноша не мог
избавиться от своего почти неуправляемого и постоянно возвращающегося
депрессивного стремления к самоубийству, покамать не рассакзала ему, что на восьмом месяце беременности она стала
свидетельницей самоубийства их родственника. Он же все время говорил о странных
и ужасающих сценах смерти, которые никогда не мог видеть.
Журнал «Тайм» от 15 августа 1983 года опубликовал на первой странице
статью под названием «Младенцы, что они знают? Когда они начинают знать об
этом?» В этой статье сообщалосьо сотнях
медицинских наблюдений и поведенческих экспериментов, сделанных в США и
Франции, Австрии и других странах мира. Вот выдержка из этой статьи:
«… Было проведено множество экспериментов, чтобы разрешить одну из
самых волнующих загадок человеческой жизни: что знает новорожденный младенец,
приходя в этот мир? И как он начинает организовывать и применять эти знания в
первые годы жизни?...Главный ответ, который тысячекратно подтверждается снова и
снова: ребенок знает намного больше, чем мы привыкли думать. Он гораздо больше,
чем нам кажется, видит, слышит и понимает, и даже не родившись, стремится
дружить со всеми взрослыми, которые о
нем заботятся.»
Один из важнейших результатов этих исследований – обоснованное
доказательство того, что задолго перед тем, как ребенок начинает говорить, он
способен думать, учиться и запоминать. Как утверждается в статье «… ребенок в
самом раннем возрасте учится своему непроизвольному языку форм, звуков, цветов,
запахов, как и языку взаимодействия и отношений с людьми. Он помнит удивительное
количествоконкретных вещей задолго до
того, как обретает способность говорить или пользоваться словами для
обозначения предметов или людей.»
Проведено исследование двух тысяч женщин во время беременности и
родов. Доктор Моника Люкеш из Франкфуртского университета пришла к выводу, что
отношение матери к младенцу имеет огромное и первостепенное влияние на то, каким
он становится вырастая... А второй фактор, оказывающий столь же большое влияние
на еще не родившегося ребенка- это
отношение женщины с мужем.
И есть другие доказательств, что ребенок в утробе матери способен
различать даже тонкий оттенок чувства своей матери.
Мы должны с осторожностью говорить о внутриутробных переживаниях
младенца, чтобы не переоценить их – ведь наши знания в этой области все еще
остаются отрывочными.
Дэвид Симандз
(из книги « Исцеление памяти»)
Кто хочет получить качественное обучение в Он-лайн, рекомендую центр "Центр Развития Человека".
Copyright2008 Снежана Фурсова. Все права защищены. При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник. Написать письмоcons-help@mamochka.biz