Фактор матери Каждый ребенок - это прежде всего человек!
Фактор матери
Родители
имеют великую привилегию и в то же время
великую ответственность:
создать основу храма ребенка, то есть
представление о самом себе.
Р. Кэмпбэл
Человек, у которого
совсем немного жизненного опыта и наша задача - создать условия, чтобы он
получил этот опыт. Именно создать условия. В этом отношении мне очень нравится
педагогика Мари Монтессори и вся педагогика сотрудничества. Семья
должна стать моделью мира(во всех значениях этого слова) В каждом возрасте ребёнок проходит определённый опыт
и здесь важно тонко чувствовать нужды ребёнка и знать основы возрастной
психологии. В этом отношении мне нравится педагогика
Гленна Домана.
Главное чуткость
к нуждам ребенка
Я считаю, что чуткость -
это прежде всего доверие к человеку, полное и безоговорочное. Наверное это и
есть безусловная любовь - полное приятие человека, любовь к каждому его
достоинству и недостатку. Это именно то качество, которое я сейчас в себе
воспитываю.
Чуткость – это
прежде всего доверие к человеку
Посмотрим, как
проявляется доверие на разных уровнях
бытия человека.
Физический уровень
Снятие дистанции,
основанной на страхе, её отсутствие. Доверие
к прикосновениям. Практически каждый человек живёт в постоянном
ожидании удара и поэтому держит дистанцию. Чтобы преодолеть этот страх
необходимо преодолеть эту дистанцию и начать прикасаться к людям. В отношении к
детям это означает отсутствие даже намёка на физическое наказание. Ещё нужно
быть очень ласковым, нежным с ребёнком, необходимо проявление приятия через
прикосновение.
В будущем это решит
проблему сексуальных отношений. Ребёнок, привыкший, что прикосновение - это
проявление чувства приятия, любви, уже никогда не увлечётся порнографией и
сексуальными извращениями. Для этого и родители должны относится к сексуальным отношениям как к форме проявления Любви.
Эмоциональный уровень
Влюблённость в
жизнь, энтузиазм. Боясь
осуждения, многие не доверяют свои чувства окружающим, никак не проявляют их и
даже забывают, что эти чувства когда-то были. Чтобы преодолеть этот страх
максимально сконцентрироваться на чувствах других людей, стремиться вызвать в
других хорошие, добрые чувства.
В отношениях с ребёнком
нужно полностью исключить наказания за эмоциональные проявления, нужно научить
его правильно проявлять свои эмоции. Родители должны увлекать ребёнка своим
энтузиазмом и таким образом вовлекать ребёнка в свою деятельность. Так если при
ребёнке с энтузиазмом мыть посуду, он сам захочет мыть посуду и будет делать
это с большим удовольствием.
Ментальный
уровень
Правдивость,
искренность по отношению к
себе и к окружающим. Отказаться от скрытых намерений, быть абсолютно открытым
для мира и каждого человека. Есть глубоко верующие семьи, в которых супруги
исповедаются друг перед другом. По-моему это замечательная семейная традиция.
По отношению к ребёнку
важна полная открытость намерений. С самого рождения необходимо проговаривать
зачем предпринимается каждое действие по отношению к ребёнку. Также важно отвечать
на все поставленные ребёнком вопросы совершенно серьёзно и доступно. При этом
не нужно стыдиться говорить “Не знаю”(Это не должно быть “отмазкой”), “Я
подумаю над этим и отвечу тебе потом”(Важно выполнять обещания).
Уровень проявления
вовне
Решительность.
Ответственность. Отсутствие
сомнений. Сомнение - это ситуация, когда есть выбор, но человек выбирает не
делать выбор. Это вызывает постоянное беспокойство, которое отбирает огромное
количество энергии. Неправильный выбор лучше сомнений, так как он приносит
опыт. Кроме того, на исправление ошибки уходит меньше сил, чем на сомнение.
Ребёнка с самого раннего
возраста необходимо ставить в ситуацию выбора, то есть ситуацию, в которой он
вынужден делать выбор и нести ответственность за него. Лучше не предостерегать
ребёнка от ошибок, если он сам не просит совета, позволить ему ошибиться и
получить так необходимый ему опыт. В противном случае ему придется пройти его
позже с гораздо более тяжкими последствиями. По возможности отвечать на его
вопросы фразой “А ты попробуй!” И совершенно необходимо выполнять все обещания,
данные ребёнку.
Коллективный
уровень
Ощущение “МЫ”.
Есть я, есть ты и есть
МЫ. Стать неотделимой частью в пяти видах коллективов: родственники, семья (в
которую входишь в качестве супруга), друзья, сотрудники и единомышленники.
В каждом виде коллектива
своё ощущение “МЫ”. В коллективе родственников - это осознание себя частицей
своего рода, народа (стоящего на роде), рода человеческого и всего сущего.
Важно проявлять интерес к своим родственникам, поддерживать отношения с ними,
изучать историю своего рода, пробуждать в ребёнке интерес к своему роду,
народу. В семье важно добиться полного взаимопроникновения, чтобы “двое стали
единой плотью”, одним существом при полном сохранении и развитии
индивидуальности каждого из супругов. Всё должно быть согласовано, гармонично.
В семье должен быть лад.
С друзьями необходимо
добиться полной открытости, искренности.
МЫ сотрудников - это их
общее дело. Нужно научиться совместной деятельности и вовлекать в свою
деятельность детей.
МЫ единомышленников - их
общая мечта. Найти людей с такой же мечтой, чтобы вместе сделать её
реальностью. У детей тоже есть мечты и их нужно уважать и помогать ребёнку
сделать их явью.
Общественный уровень
Осознание своей значимости
для общества. Необходимо
постоянно участвовать в общественно-значимой деятельности. Необходимо также,
чтоб ребёнок участвовал в ней. При этом важно объяснить ему, почему это важно.
Мировоззренческий уровень
Устремление к
развитию, самосовершенствованию.
Важно научиться мечтать. Мечтать, не
ограничивая себя ничем. Строить образ прекрасного будущего. И верить в возможность его достижения. С ребёнком нужно мечтать об его будущем, о том, как он изменит мир к
лучшему. И сразу начинать воплощать мечту. Дети умеют верить в мечту и, поэтому
их энтузиазм неистощим.