Родители
имеют великую привилегию и в то же время
великую ответственность:
создать основу храма ребенка, то есть
представление о самом себе.
Р. Кэмпбэл
Сстановление совести. Изменения держания и созревание.
Уровень
развития зависит от возможностей ребенка.
В
первые годы жизни ребенку дано понимать только закон. И самые начальные
этические принципы человеческой жизни закладываются благодаря боли и неудобств,
с которыми ребенку предстоит столкнуться во внешней жизни. Ребенок- младенец
чувствует примерно следующее: « Мне плохо, мне холодно и голодно, значит я
плохой». Вот почему так важно малышам обеспечить прекрасный уход за телом в
первый год их жизни. Переживать боль и одиночество не избежать никому. Но если
младенец долгое время пребывает в одиночестве, долго остается голодным и плачущим,
то он начинает воспринимать себя плохим, недостойным хорошего. Это все
записывается в детское подсознание.
«Плохое
самоощущение» первых лет жизни впоследствии рождает «плохой образ» самого себя.
Только любовь и забота могут исцелить боль или «плохое самоощущение», которое
приходится испытать младенцу.
В
малыше, который уже вышел из поры младенчества, этические представления о себе
и мире меняются. Маленький сынишка или дочь начинает понимать: «Меня отругали,
наказали, значит, я сделал что-то очень плохое.». Ребенок учиться выводить мораль
из своих неприятностей. Если с ребенком случается что-то плохое, он придает
этому нравственное значение. Часто, если не всегда при разводе родителей, дети винят
себя: «Я плохой, поэтому мама и папа разводятся».
Родителям
важно подчеркивать значимость ребенка в семье не только во время наказаний, но поощрять
все его позитивные усилия или попытки в познании мира. Поощрения и восторженные
возгласы радостидолжны преобладать в
семье над наказаниями.
Очень
ответственно надо подходить родителям к наказаниям. Наказание в дошкольном
возрасте напрямую влияет на формирования совести. Ребенок в этот период учиться
отдирать добро от зла на основании следствий, вытекающих из того или иного поступка.
У
него начинает складываться общее представление о том, из-за чего мама и папа
бывают недовольны или сердятся, и это общее представление постепенно преображается
в оценку: «Довольна или недовольна моя совесть».
Взрослея,
ребенок продвигается к зрелости и пониманию более сложны речевых обращений к
нему. Он учиться понимать этику объективно. Различия между добром и злом уже
расцениваются на понятийном уровне. Созревание совести продолжается на протяжении
всего отрочества. В конечном итоге человек приходит к принципиальному пониманию
сущности и отличий добра и зла.
Созревание
совести очень схематично можно разделить на периоды.
Плохое
самоощущение младенца = я плохой. Хорошее самоощущение младенца = я
хороший.
Хорошие последствия
поступков = я хороший, плохие последствии поступков = я плохой.
Правила и
контроль извне: скажи мне, что хорошо и что плохо и подтверди это своим
примером.
Понимание нравственных
принципов, анализ последствий, переход к внутренней мотивации.
Консультации
Джеймса Добсона.
Вопрос: Что бы вы сделали, если бы ваш 18
летний сын решил нарушить все устои общества и убежал из дому?
Ответ: Трудно сказать, как в этой
критической ситуации поступил бы другой человек, но я могу поделиться с вами наилучшим
выходом из создавшегося положения. Без стонов и укоров я бы постарался убедить
молодого человека изменить свое решение еще до того, как он совершит эту
ошибку. Если это все же невозможно, я бы отпустил его. Родители поступают
немудро, когда они упорствуют,
предъявляя свои требования и используя родительскую власть по отношению к уже
взрослому члену семьи. В этом случае они могут вынудить его поступить по-своему
только для того, чтобы доказать свою независимость и взрослость.
Кроме
того, если они будут стучать кулаком по столу, заламывать в отчаянии руки и
кричать на своего непутевого сына, он не почувствует ответственности за свои
поступки. Когда мама и папа проявляют слишком много эмоций в своих
взаимоотношениях с ним, он понадеется, что в случае неприятностей они сделают
все, что в их силах, чтобы опять выручить его из беды.
Думаю,
лучше всего относиться к взрослому сыну как взрослому человеку. Скорее всего,
он и будет вести себя как взрослый, если его поставят в положение взрослого
человека. Родители должны сказать следующее: «Сын, я думаю, ты собираешься
сделать шаг, о котором будешь сожалеть долгие годы. Мне бы хотелось сесть с
тобой рядом и обсудить все «за» и «против». А затем можешь принять
окончательное решение. Я не буду стоять у тебя на дороге».
В таком случае молодой человек будет знать, что вся ответственность за его
выбор ложиться на его плечи. Родителям следует, начиная со среднего
подросткового возраста, с каждым годом возлагать на своего ребенка все больше
ответственности, чтобы он привык отвечать за свои поступки.