Фактор матери Радости воспитания Развитие талантов Любовь и одобрение
Радости воспитания
Развитие талантов и способностей Любовь и одобрение- не одно и тоже Мудростью устрояется дом и разумом
утверждается. Притчи Соломона 24:3
В
прошлом выпуске был материал о том, как важно привить компетентность ребенку
еще в детстве. Будучи компетентным в любимой сфере, ребенокчерез труд и постоянно развивающееся мастерство добьется успеха. Как и все в этой жизни, так
и успех имеет свои закономерности. Достижения приходят через хорошее выполнение
любимых дел.
Но
многие родители бывают обеспокоены следующим: не появится ли у ребенка тревога
по поводу его неуспеха, провала или неудачи и не станет ли для него родительская
любовь обусловленной? Практикующие психологи уже достоверно знают, сколько
людей положили жизнь на то, чтобы заслужить любовь, но, добившись успеха в
работе, они не приобрели личного счастья.Мудрымродителям не хочется,
чтобы их ребенок из кожи лез, чтобы заслужить родительскую любовь.
Но
не нужно привязывать любовь к внешним достижениям ребенка.Умение и мастерство относятся к иной сфере
жизни. Ребенок должен быть полностью, безоговорочно уверен в своих отношениях с
родителями,иметь доверие к ним, быть
свободным от страха перед наказанием. В этом заключается милость родительская:
любовь не нужно каким-то образом заслуживать. Родитель подсознательно внутри будет
на стороне ребенка всю свою жизнь, даже если ему придется серьезно ошибиться,
хорош он или плох, прилежен или ленив.
Но родитель просто обязан не одобрять некоторые поступки детей. Любовь и одобрение- не одно и тоже.
Так
вот достижение результатов и связано с родительским одобрением. Ребенок ощутит
полное родительское одобрение только тогда, когда подтвердит статус взрослого
человека. Навыки, умения, компетентность позволят ему войти в царство взрослых.
Он становится зрелым, исполняя свои обязанности, делая домашнее задание,
обучаясь какому-то мастерству. Это приносит ему уважение и самоуважение,
чувство равенства с старшими, открывает большие жизненные возможности,а в итоге - обеспечивает хорошую карьеру и
зарплату.
Любовь
и одобрение должны быть разделены, но в обеих ребенок очень нуждается. Любовь
говорит о безусловном принятии сына или
дочери всегда, а одобрение подчеркивает только достигнутый результат. Но любовь
не прекращается даже тогда, когда результатов нет и не предвидится. Чтобы это
выразить словесно, можно использовать следующие речевые обороты: «Я люблю тебя
и тебе не нужно «заслуживать» мою любовь. А вот с работой, порученной тебе, ты
не справился\справилась. Мне очень жаль!»
Не
надо забывать показывать одобрение в минуту, когда действительно видны плоды труда
и усидчивости ребенка. Одобрение на самом начале затеи поможет ребенку
настроиться на успех и придаст силы довести начатое дело до конца. Ощущение
успеха должно проявляться не только в конце, но быть и в начале действия.
Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска, преодоления,
представляет собой особую задачу для родителей.
Одобрение
высказывается за действие, за процесс наработки умений. Когда дети совершают
какое-то новое действие, особенно если это происходит не по их инициативе, а по
просьбе кого-то, они иногда испытывает сомнения: правильно ли я делаем.
Одобрение помогает развеять сомнения и всю энергию направить на действие, на
достижение конечного или промежуточного результата.
После
одобрения гораздо позитивнее воспринимаются советы, направленные на улучшение
качества или эффективности действия. Когда действия одобрены в целом, совет и
помощь, как правило, не отвергаются, а принимаются с радостью и благодарностью.
Но
такжеважно избегать восхищения без
видимых на то причин. Незаслуженное одобрение может развить в ребенке чрезмерную
его потребность в восторженном, восхищенном признании его личности. Излишне
частое использование одобрения без других способов морального поощрения может
привести к тому, что у ребёнка понизится уверенность в себе, появится
потребность за каждый свой шаг получать одобрение других людей, желание делать
только то, что уже однажды получилось.
Известно,
что оценка ребенком своей личности
складывается из двух моментов: из того, что взрослые говорят детям, и из того, что ребенок сам, на
основании услышанных слов, заключает о себе. Важно
одобрять или не одобрять сам поступок или действия, а не самого ребенка.
Примеры
одобрений: Так
и продолжай! Так
держать! Отлично
работаешь! У
тебя классно получается! Ты
верно мыслишь! Всегда
бы так! Всё
правильно делаешь!
Продолжение ответов на вопросы родителей Джеймса Добсона. Больше
консультаций Джеймса Добсона здесь
Вопрос: Мне хотелось узнать ваше мнение о том, как
дисциплинировать подростка, поскольку вы говорите, что физическое наказание
нельзя назвать мудрым выходом из положения и кроме того, оно не принесет никому
пользы. Ответ: Единственное средство дисциплинировать подростка
заключается в том, чтобы в нужный момент умело управлять обстоятельствами. Вы
можете разрешить вашему сыну или дочери сесть за руль вашего автомобиля (или
отвезти вашего подростка в нужное место). Вы можете предоставить ему или
запретить какие-то привилегии, включая разрешения пойти на вечеринку. Вы контролируете
семейные финансы и можете выделить деньги на покупку желанной вещи, можете дать
взаймы, можете ограничить выдающуюся сумму или вовсе прекратить выдачу денег. Вы
можете посадить своего подростка под домашний арест, временно запретить ему
пользоваться телефоном и смотреть телевизор.
Конечно,
это не очень мощная мотивация, и в некоторых случаях совершенно не соответствует
возникшим обстоятельствам. После того, как мы воззвали к разуму, призвали к
сотрудничеству и чувству долга по отношении к семье, нам остается обратиться
только относительно к слабым методам наказания. Мы можем связать поведение
наших детей с желательными и нежелательными последствиями и надеяться, что
такая связь окажет необходимое воздействиена дальнейшее поведение ребенка.
Если
все это звучит неубедительно, позвольте мне объяснить, что я имею в виду.
Своенравный и раздражительный 16 летний подросток сегодня может одержать верх в
конфронтации со своими родителями. Он может уйти из дома и больше туда не
вернуться. Он может пить и курить, и общество не сможет его наказать. Сегодня
каждая искра недовольства подростка раздувается в жаркое пламя.
Выуживание
денег у подростков стало крупным бизнесом сегодня, в который вовлечены
соблазнительные журналы, студии звукозаписи, Интернет, старающиеся угодить
подрастающему поколению и завоевать их симпатии. И, естественно, многие
старшеклассники, проживающие в городах,
становятся постоянными клиентами этих компаний. И теперь эту силу нельзя сбрасывать
со счетов. Если у подростка нет внутреннего стержня и желания сотрудничать и брать
на себя ответственность за свои решения, то ситуация очень скоро может выйти
из-под контроля. Но откуда может взяться
этот сдерживающий и контролирующий поведение голос? Я уверен, что установление
почтительных взаимоотношений между поколениями происходит в самом раннем детстве.
Без такого фундамента, без почтения и благовония ребенка перед родителями в
семье не будет равновесия силы и контроля и в молодом человеке появится
мятежный дух непослушания. Я оказал бы читателям плохую услугу, если бы не предупредил
об этом.