Фактор матери Радости воспитания Развитие талантов Компетентность
Радости воспитания
Развитие талантов и способностей Компетентность
Видел ли ты человека проворного в своем деле?
Он будет стоять перед царями; Он будет стоять перед простыми. Притчи Соломона 22:29
Итак,
родитель имеет обязанность перед своим дитем- помочь ему найти сферу своих талантов, но не себя. Поиски себя
начинаются позже, когда ребенок покидает родительское гнездо и полностью идет
или желает идти своим путем. Помогая своим малышам, а затем подросткам
приобретать жизненно необходимые навыки, родители могут очень сильно помочь в
становлении гармоничной счастливой личности, которая будет иметь желание быть
социально полезной.
Приобретение
специальности – неотъемлемая составляющая взросления. Взрослость – это как
закрытый «клуб», куда пускают не всех,
даже если и возраст поджимает. Взрослость перед человеком предъявляет свои
требования. Прежде
всего, взрослый человек должен быть специалистом в какой-нибудь области. Чтобы
войти в «клуб» взрослых,детям важно
приобрести какой-нибудь навык, уметь что-то сделать. Или другими словами- стать компетентным в какой-нибудь
деятельности, области жизни, приобрести опыт.
Быть
компетентным – значит
знать, как качественно исполнять свои функции и уметь это делать в том или ином
деле. Компетентность может быть профессиональная и жизненная. Компетентность
подразумевает прожитый личный опыт, сделанные выводы, пересмотренные ошибки.
Быть
жизненно компетентным – знать, как
качественно жить и уметь постоянно наращивать качество жизни. Качественно жить
– значит, уметь творить свою жизнь, строить отношения с людьми, взращивать свое
здоровье, счастье, успех, уметь быть творческим и творящим.
Быть
жизненно компетентным - значит быть устойчивым к любым, даже самым
невероятным жизненным кризисам, способным не просто сохранять в них силу воли,
не теряя человеческого лица, нравственные ориентиры, но и взращивать свою
способность жить осознанно.
Быть
жизненно компетентным - жить в
соответствии с высшими общечеловеческими ценностями, иметь экологическую культуру, уметь быть полезным
обществу, приумножать, избегать разрушений.
Быть
жизненно компетентным - жить,
извлекая уроки из потерь и кризисов, постоянно исследовать и развивать самого себя,
раскрывая свой неисчерпаемый внутренний мир, используя его богатства на благо
себе и другим.
Быть
жизненно компетентным- значит, поддерживать других людей, помогать им
расти и развиваться, помогать учиться идти собственным путем, не теряя при этом
связи с другими.
Быть
жизненно компетентным -стремление стать лучше, чем есть, самосовершенствоваться,
улучшить отношения с людьми, улучшать жизнь вокруг. Причем, не за счет других,
а за счет наращивания собственных внутренних сил и ресурсов.
Обрести
жизненную компетентность родители уже с раннего детства помогают детям.
Возможно, первый урок компетентности начинается с обучения правильного завязывания
шнурков, а затем шаг за шагом родитель должен предоставить малышу и подростку
пройти свой личный опыт и приобретать жизненную компетентность. Этому нельзя
обучить словами, нотациями, нравоучениями. Компетентность надо приобретать,
проживая все события жизни целостно. Взращивая компетентность в ребенке,
обязательно надо учитывать его возрастные возможности.
Пока
ребенок мал, и вся его задача сводится к тому, чтобы расти, он еще ничего не
может делать. Однако, подготавливая его к жизни в мире взрослых, родитель может
помочь ему развить определенные способности, которые в будущем и составят
основу его взрослой компетентности. Чувствовать себя специалистом в
каком-нибудь деле очень важно.
Подросток
уже учится жить на равных со взрослыми. Родители еще подстраховывают
неокрепшего молодого человека, но постепенно,
взрослея, сын или дочь должны самостоятельно
заботиться о себе и своем росте. Родителям надо это позволить – стать ребенку самостоятельным и не мешать
ему начинать свой путь во взрослую жизнь. Что вложено, то уже вложено. Вот
сейчас уже поздно читать нравоучения и контролировать.
Особенно
важно научиться быть компетентным в
области человеческих отношений. Если в семье отношения строились и развивались,
то не составит труда детям, вышедшим их таких семей, строить успешно отношения
с окружающими. Развитые навыки общения помогут взрослым детям взаимодействовать
на двух важных уровнях отношений: любовных и деловых. Человек,
умеющий брать на себя обязанности и отвечать за них, будет постепенно становиться
компетентным. И если на вопрос «Чем ты занимаешься?» в молодого человека нет
ответа, или ответ «Я хороший парень или толковая девушка», то много жизненных кругов
придется пройти такому человеку в приобретении компетентности.
Даже,
будучи безумно талантливыми, многие люди страдают в 30 летнем возрасте из-за отсутствия
своей жизненной компетентности в каком-нибудь деле. Вроде все знают и понимают,
а ничего не могут - много дано, но не найдена личная ниша в жизни. Помогая детям
стать компетентными, родители сократят
их периоды поиска своего призвания и сферы приложения своих даров. Знать свою
компетентность – это очень хороший плод правильного родительского воспитания.
Овладевая
каким-то навыком, совершенствуя свой талант, ребенок заодно учится и
реалистично оценивать себя. У него есть определенный интерес, который растет и
крепнет, и человек начинает воспринимать жизнь уже с позиции не беспомощного и зависимого младенца, а с точки зрения
взрослого. Во взрослении есть своя сладость. Подарите ее детям – позвольте им
взрослеть в срок.
Доктор
Джеймс Добсон и его ответы на вопросы обеспокоенных родителей по поводу
подросткового возраста
Информацию о том, кто такой Джеймс Добсон можно прочитать здесь Другие
ответы и вопросы этой темы здесь
Вопрос: Вы говорили, что не одобряете физическое наказание
подростков. Но что бы вы сделали с моим 14 летним сыном, который намеренно
делает все наоборот? Он везде разбрасывает вещи, отказывается помогать по дому
и постоянно придирается к своему младшему брату.
Ответ: Я бы постаралсяпривязать его поведение к тому, что важно для 14 летнего подростка,
например, пообещать ему какие-нибудь привилегии или даже деньги. Если вы даете
ему карманные деньги, например, то они
могли бы стать прекрасным средством мотивации. Предположим, вы даете ему два доллара в неделю. Но за нарушения
оговоренных правил он не получит всех денег полностью. К примеру, каждый предмет
одежды, брошенный на пол, будет стоит ему 10 центов. Намеренная провокация по отношению
к брату обойдется ему в четверть сумы. Каждую субботу он будет получать деньги,
оставшиеся после вычетов за нарушение правил за прошедшую неделю. Эта система соответствует
основному принципу поведения подростков: подросток будет повиноваться не просто
потому, что вы так сказали, но имея к тому побуждающий мотив.