Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фактор матери

  Все выпуски  

Фактор матери Радости воспитания Развитие талантов Компетентность


Радости воспитания
Развитие талантов и способностей

Компетентность

Видел ли ты человека проворного в своем деле?
Он будет стоять перед царями;
Он будет стоять перед простыми.
Притчи Соломона 22:29

Итак, родитель имеет обязанность перед своим дитем  - помочь ему найти сферу своих талантов, но не себя. Поиски себя начинаются позже, когда ребенок покидает родительское гнездо и полностью идет или желает идти своим путем. Помогая своим малышам, а затем подросткам приобретать жизненно необходимые навыки, родители могут очень сильно помочь в становлении гармоничной счастливой личности, которая будет иметь желание быть социально полезной.

Приобретение специальности – неотъемлемая составляющая взросления. Взрослость – это как закрытый «клуб»,  куда пускают не всех, даже если и возраст поджимает. Взрослость перед человеком предъявляет свои требования.
Прежде всего, взрослый человек должен быть специалистом в какой-нибудь области. Чтобы войти в «клуб» взрослых,  детям важно приобрести какой-нибудь навык, уметь что-то сделать. Или другими словами  - стать компетентным в какой-нибудь деятельности, области жизни, приобрести опыт.

Быть компетентным – значит знать, как качественно исполнять свои функции и уметь это делать в том или ином деле. Компетентность может быть профессиональная и жизненная. Компетентность подразумевает прожитый личный опыт, сделанные выводы, пересмотренные ошибки.

Быть жизненно компетентным – знать, как качественно жить и уметь постоянно наращивать качество жизни. Качественно жить – значит, уметь творить свою жизнь, строить отношения с людьми, взращивать свое здоровье, счастье, успех, уметь быть творческим и творящим.

Быть жизненно компетентным -  значит быть устойчивым к любым, даже самым невероятным жизненным кризисам, способным не просто сохранять в них силу воли, не теряя человеческого лица, нравственные ориентиры, но и взращивать свою способность жить осознанно.

Быть жизненно компетентным - жить в соответствии с высшими общечеловеческими ценностями, иметь  экологическую культуру, уметь быть полезным обществу, приумножать, избегать разрушений.

Быть жизненно компетентным - жить, извлекая уроки из потерь и кризисов,  постоянно исследовать и развивать самого себя, раскрывая свой неисчерпаемый внутренний мир, используя его богатства на благо себе и другим.

Быть жизненно компетентным  -  значит, поддерживать других людей, помогать им расти и развиваться, помогать учиться идти собственным путем, не теряя при этом связи с другими.

Быть жизненно компетентным -  стремление стать лучше, чем есть, самосовершенствоваться, улучшить отношения с людьми, улучшать жизнь вокруг. Причем, не за счет других, а за счет наращивания собственных внутренних сил и ресурсов.

Обрести жизненную компетентность родители уже с раннего детства помогают детям. Возможно, первый урок компетентности начинается с обучения правильного завязывания шнурков, а затем шаг за шагом родитель должен предоставить малышу и подростку пройти свой личный опыт и приобретать жизненную компетентность. Этому нельзя обучить словами, нотациями, нравоучениями. Компетентность надо приобретать, проживая все события жизни целостно. Взращивая компетентность в ребенке, обязательно надо учитывать его возрастные возможности.

Пока ребенок мал, и вся его задача сводится к тому, чтобы расти, он еще ничего не может делать. Однако, подготавливая его к жизни в мире взрослых, родитель может помочь ему развить определенные способности, которые в будущем и составят основу его взрослой компетентности. Чувствовать себя специалистом в каком-нибудь деле очень важно.

Подросток уже учится жить на равных со взрослыми. Родители еще подстраховывают неокрепшего молодого человека, но постепенно, взрослея,  сын или дочь должны самостоятельно заботиться о себе и своем росте. Родителям надо это позволить – стать ребенку самостоятельным и не мешать ему начинать свой путь во взрослую жизнь. Что вложено, то уже вложено. Вот сейчас уже поздно читать нравоучения и контролировать.

Особенно важно научиться быть  компетентным в области человеческих отношений. Если в семье отношения строились и развивались, то не составит труда детям, вышедшим их таких семей, строить успешно отношения с окружающими. Развитые навыки общения помогут взрослым детям взаимодействовать на двух важных уровнях отношений: любовных и деловых.
Человек, умеющий брать на себя обязанности и отвечать за них, будет постепенно становиться компетентным. И если на вопрос «Чем ты занимаешься?» в молодого человека нет ответа, или ответ «Я хороший парень или толковая девушка», то много жизненных кругов придется пройти такому человеку в приобретении компетентности.

Даже, будучи безумно талантливыми, многие люди страдают в 30 летнем возрасте из-за отсутствия своей жизненной компетентности в каком-нибудь деле. Вроде все знают и понимают, а ничего не могут - много дано, но не найдена личная ниша в жизни. Помогая детям стать компетентными,  родители сократят их периоды поиска своего призвания и сферы приложения своих даров. Знать свою компетентность – это очень хороший плод правильного родительского воспитания.

Овладевая каким-то навыком, совершенствуя свой талант, ребенок заодно учится и реалистично оценивать себя. У него есть определенный интерес, который растет и крепнет, и человек начинает воспринимать жизнь уже с позиции не беспомощного и  зависимого младенца, а с точки зрения взрослого. Во взрослении есть своя сладость. Подарите ее детям – позвольте им взрослеть в срок.


Доктор Джеймс Добсон и его ответы на вопросы обеспокоенных родителей по поводу подросткового возраста
Информацию о том, кто такой Джеймс Добсон можно прочитать здесь
Другие ответы и вопросы этой темы здесь

Вопрос: Вы говорили, что не одобряете физическое наказание подростков. Но что бы вы сделали с моим 14 летним сыном, который намеренно делает все наоборот? Он везде разбрасывает вещи, отказывается помогать по дому и постоянно придирается к своему младшему брату.

Ответ: Я бы постарался  привязать его поведение к тому, что важно для 14 летнего подростка, например, пообещать ему какие-нибудь привилегии или даже деньги. Если вы даете ему карманные деньги, например,  то они могли бы стать прекрасным средством мотивации. Предположим,  вы даете ему два доллара в неделю. Но за нарушения оговоренных правил он не получит всех денег полностью. К примеру, каждый предмет одежды, брошенный на пол, будет стоит ему 10 центов. Намеренная провокация по отношению к брату обойдется ему в четверть сумы. Каждую субботу он будет получать деньги, оставшиеся после вычетов за нарушение правил за прошедшую неделю. Эта система соответствует основному принципу поведения подростков: подросток будет повиноваться не просто потому, что вы так сказали, но имея к тому побуждающий мотив.


Темы на форуме «Мы и наши дети»

hellp!
Ранее обучения... как правильно!?

Хочу меняться!
Ребенок постоянно хочет меняться. Как отучить?

У меня два папы
откуда такие мысли?

наши копии
дети смотрят на нас

Снежана snezhana_f@yahoo.com


В избранное