Фактор матери Радости воспитания Развитие талантов, одаренности
Радости воспитания
Развитие талантов и способностей Развитие одаренности
Ибо дары и призвание Божие непреложны
Послание ап. Павла к римлянам 11:29
После
того, как были выявлены детские таланты и дары ребенка, мудрый родитель предоставит
своему сыну или дочери все возможности проявить их. (О выявлении талантов в
прошлом выпуске рассылки за 13 января)
Дать
ребенку возможность значит - помочь ему
найти привлекательно занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять
условия занятий и совершенствования навыков. Это развивает талант. Таким образом,
ребенок будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в нем
успеха, и не исключено, что будет приобретать профессию на всю жизнь. Задача
родителей помочь подрастающему поколениюсовершенствовать интерес к делу и мастерство.
Однако
одного интереса недостаточно, чтобы побудить ребенка улучшать квалификацию в
конкретной области. В характере ребенка еще не встроена «структура», которая бы
заставила его упорствовать в достижении цели. Требуется родительская
настойчивость, чтобы помочь ребенку составить расписание и придерживаться его,
чтобы заниматься избранным делом до тех пор, пока здоровое упорство и
настойчивость не станут частью самого ребенка. А такое вполне может произойти в
подростковом возрасте. Если подросток не горит каким-нибудь делом и не
проявляет настойчивости и упорства в нем, то это упущение родителей.
Некоторые
родители склонны руководствоваться тем уровнем интереса, который проявляет сам ребенок. Им кажется, что
если ребенок заскучал, то ему пора заняться чем-то другим. В ранние годы так
оно и есть: дошкольник переключается с рисования на пение, и не допев уже просит почитать сказку – ему
трудно надолго сосредоточить на чем-то одном внимание. Это специфика раннего
детского возраста. Однако по мере того, как ребенок растет, он должен учиться
дисциплине, усидчивости, доводить начатое дело до конца. Мало кто из детей
самостоятельно откажется от ничегонеделания и попросит какое-нибудь занятие.
Родитель
должен еще взять на себя роль тренера. Мудрый родитель, знающий лично цену
вложенного труда, поможет ребенку понять, что его преданность делу заключается
в потраченном времени и энергии. Практические навыки превращаются в высокий
уровень владения данной областью или как говорят взрослые- профессионализм.
Ребенку
понадобится длительный опыт. Не желательно позволять ребенку бросать команду,
секцию, дополнительные занятия или другой вид деятельности до конца учебного
года, если возникают проблемы или недоразумения. Более мудро попытаться помочь ребенку
разобраться, в чем и почему возникли
трудности и как можно с ними справится, чтобы не подвести команду или закончить
программу запланированных ранее вместе с ним занятий.
Но
случаи бывают разные. Каждый ребенок требует индивидуальный подход. Иногда
приходиться бросить начатое дело по вине недобросовестности самих педагогов или
тренеров. Если родитель уверен, что продолжение занятий не идет в рост личности
ребенка, то стоит изменить планы. Но высвободившееся время тут же должно быть заполнено
другим увлечением. Не должно поощряться свободное шатание во дворе и просиживание
у телевизора или компьютера. Время, которое
раньше было отведено на спорт должно быть прибавлено к другой полезной семейной деятельности, но которая
не вызывает у ребенка негативную реакцию.
Если
ребенок просто ноет без видимых на то причин, родителю надо проявить упорство и
твердо заявить: «Да, начать было легче, чем довести начатое до конца. Ты сам
выбрал это дело, то будь добр, держись до конца учебного года, не подводи
команду и себя!» Такие слова родитель имеет право сказать твердо и напористо
только тогда, когда ребенок сам стал инициатором данного вида занятий, а родитель только исполнил свою
роль помощника в этом.
Может
сейчас кто- то читает и задается следующим вопросом: если ребенок не проявляет
никаких особых способностей, он – просто ребенок, самый обычный, то, значит, у
него нет никаких талантов, и ему уже никогда не быть одаренным?
Это совсем не так. Для формирования многих
человеческих способностей требуется определенный уровень развития мозга,
нервной системы, психических свойств, внешних условий. Психологи считают, что
все дети талантливы, все они чем-то одарены. Не бывает не способных детей,
бывают только дети, чьи способности еще не раскрылись. И могут так и не
раскрыться, если им не помочь. Не секрет, что сегодня множество людей сорока
лет, которые также продолжают искать в себе способности. Известно, что живут на
свете взрослые люди, которые так и не нашли себя, не определили, в какой
области лежат их способности.
Поэтому,
исходя из всего вышесказанного, долг
всех родителей – относиться ко всем детям, как потенциальным талантам и гениям,
обеспечивая возможность полноценного развития их способностей.
Продолжаю
знакомить читателей рассылки с советами доктора педагогики Джеймса Добсона. Его
советы уже много лет используют встревоженные родители детей, которые вошли в
подростковый возраст.
Конфронтация:
классический пример
Вопрос:
Моему сыну Брайану сейчас 14 лет, и совершенно неожиданно он превратился в
такого бунтаря и мятежника, каких я в жизни не видал. Он совершенно не
слушается и, как нам кажется, просто ненавидит всю свою семью. Естественно, он
сердится и негодует, когда мы с женой пытаемся хоть как-то дисциплинировать
его. Но даже в мирное время он раздражается при одном нашем появлении. В
прошлую пятницу он вернулся домой на час позже обычного, но отказался объяснить
причину опоздания или извиниться. Мы живем в буквальном кошмаре. Я хочу спросить
вот о чем. Как мне разрешить эту ситуацию, что я должен сделать, чтобы
приструнить сына? Что я должен говорить, когда наступит решающий момент?
Ответ: Я бы посоветовал вам субботним утром пригласить Брайана куда-нибудь в
кафе на завтрак, а всю семью оставить дома. Хорошо, если это произойдет в относительно
мирное время, конечно не в разгар ссор и конфликтов между поколениями отцов и
детей. Скажите, что вам нужно обсудить несколько важных вопросов и что это
невозможно сделать дома. Но до наступления утреннего дня субботы ничего не
объясняйте. Затем во время завтрака в подходящий момент скажите приблизительно следующее:
1.Брайан, я хотел бы поговорит сегодня с тобой о тех изменениях, которые происходят
в тебе и нашем доме. Мы оба знаем, что за последние несколько недель дела
обстояли не лучшим образом. Ты часто не слушался и грубил. Мы с мамой тоже вели
себя не очень правильно. Мы раздражались
и говорили такие вещи, о которых позже приходилось сожалеть. Должен быть
какой-то другой выход разрешения существующих проблем. Поэтому я пригласил тебя
на этот разговор.
2. Для начала,
Брайан, хочу чтобы ты понял, что происходит. Ты вступаешь в новый этап жизни, который называется юностью. Это последняя фаза
детства и она часто бывает бурной и трудной. Почти каждый человека на земле
проходит трудности подросткового возраста и ты сейчас как раз переживаешь этот
период. Многие проблемы, с которыми ты сейчас сталкиваешься, были предсказаны
еще до самого начала твоей жизни потому, что процесс роста всегда был делом
нелегким. Сегодня подросткам приходиться труднее, чем раньше нам. Я все это
говорю тебе вот для чего: мы понимаем и любим тебя, как и раньше, несмотря на
то, что за последние месяцы произошло много неприятных вещей.
3. Видишь ли,
дело в том, что ты ощутил вкус свободы. Ты устал быть маленьким мальчиком,
которому говорят во что одеться, когда кушать и когда ложиться спать. Это
вполне нормальное явление, которое поможет тебе стать взрослым человеком. Но ты
хочешь быть сам себе голова и самостоятельно принимать решения без
вмешательства других людей. Брайан, очень скоро ты станешь вполне взрослым человеком.
Тебе уже 14, скоро будь 15, затем 17, 18…
Время пролетит быстро и скоро мы с мамой уже не будем нести ответственность за
твои поступки. Наступит день, когда ты женишься по собственному выбору, но до
этого сам выберешь учебное заведение, профессию и работу, которая будет устраивать тебя. Ни твоя мама,
ни я не сможем решать эти вопросы за тебя. Мы будем уважать твой выбор. Более
того, чем ближе ты будешь к тем дням, Брайан, тем больше свободы мы тебе предоставим.
В этом году у тебя больше привилегий по сравнению с прошлым годом. Так будет
продолжаться и далее Скоро тебе будет предоставлена полная свобода и ты будешь
отвечать только перед Богом и самим собой.
(продолжение
примерного разговора отца с сыном подростком в следующем выпуске)
Форум «Города Мастеров» здесь
Все новости форума
и знакомство с Мастерами, по желанию, можно получать еженедельно по рассылке.
Подписку на рассылку оформить здесь
Активные темы форума «Мы и наши дети» здесь
Активные темы форума «Дети Индиго»
здесь
Каждый имеет право создать свою тему после регистрации на форуме!
Я готовлю новый сайт и временно не могу отвечать на
вопросы.
На все вопросы, полученные ранее я дам ответ и приглашу на новый сайт.
Всем удачных январских дней! До встречи через неделю!
С уважением, Снежана
Педагогическая консультация в online