Фактор матери Радости воспитания Развитие талантов Одаренность
Радости воспитания
Развитие талантов и способностей Выявление одаренности
Ваши дети — это не ваши дети.
Они приходят через вас, но не от вас, они с вами, хотя и не принадлежат вам. Вы
можете давать им свою любовь,
но не мысли, поскольку у них есть собственные мысли. Вы можете стараться уподобиться им, но не стремиться сделать их подобными
вам.
Калил Гибран
Продолжаем
разговор о важности создания благоприятной семейной среды для творческого
развития ребенка. Выпуски имеют свою последовательность. Кто потерялся в логической
связи материала, рекомендую заглянуть в архив рассылки.
О
важности воспитания трудолюбия уже было сказано в прошлых выпусках. Но
родительская задача не только привить любовь и усердие к труду, но и помочь
малышу, а затем подростку выявить его ОСОБЫЕ таланты, интересы, способности,
которыми одарен ребенок с рождения.
Что
такое одаренность?
Одаренность — это умение видеть
необычный ракурс в обычном и выявлять немотивированно высокие, чаще всего
творческие, способности в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный
может даже не стараться — он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется
сам собой — его нужно суметь выявить.
Иногда
ребенок очень открыто заявляет о своих талантах и родителям не трудно в этом
ему помогать. Легко оценитьспособности,
похожие на собственные, ведь не секрет, чторебенок несет в себе родительские гены. Но возможны «слепые пятна»
относительно детских даров, которые отличны от способностей мамы и папы. Вот
здесь могут возникнуть трудности.
Не
так редко, талант малыша может быть настолько специфическим,необыкновенным, неожиданным, что родители
могут его и не заметить, если сами обладают способностями из другой сферы.
Например,мама с папой большие поклонники чтения самой
изысканной литературы,а ребенок родился
неусидчивым и не может без движения всегда и везде. Первая реакция усидчивых
родителей, тут же воспитывать в нем спокойствие, «убивать» подвижность. Если перестараться, то
ребенок вырастет с очень стойким убеждением: «Я плохой, а мои движения всем
причиняют неприятности». Не всегда родителям придет мысль приобщить малыша к
спорту и помочь ему стать блестящим спортсменом.
Но
бывает и такое, что тонко чувствующий и наблюдательный маленький
человечекродился у говорливых и
активных родителей. Он хочет побыть один, а ему постоянно твердят: «Что ты
сидишь, вставай, иди, поиграй с ребятишками». Вырастая, такой мальчик или девочка будут
страдать от своей врожденной задумчивости и любви к уединению. Даже чувствую
себя комфортно наедине с собой, они будут переживать все комплексы «белых
ворон», у них на всю жизнь формулируется
ощущение, что их индивидуальный мир -
это нечто противозаконное и порочное.
Так
рождаются человеческие трагедии. Особый дар, который по родительской оплошности
не был оценен(не всегда надо его
развивать, порой хватит одобрить), человек принимаеткак дефект. Почувствовать себя счастливым на
полную грудь со своим даром ребенку будет очень трудно.
Каждый
ребенок — уникален и неповторим, каждый одарен. Индивидуальнытемпы развития каждого мальчика или девочки.Одни растут быстрее и опережают своих
ровесников по целому ряду показателей, другие — отстают в развитии. Такая
ситуация может сохраняться довольно долго, а может резко измениться за очень
короткое время.
Это говорит о
том, что ребенок - существо удивительно пластичное. Но следует отметить, что в
нем особо бурно и плодоносно развиваются те способности, которые замечают и
ценят те, кто его воспитывает. Будучи родителем, каждыймногим вещам обучает ребенка стихийно, не
читая книг по педагогике и детскому развитию, то есть, доверяя себе и своим
ощущениями. Это самый надежный механизм передачи культуры из поколения в
поколение. Но вместе с важными достижениями человечества родитель передает
детям свои особенности характера: манеры речи и поведения, свои навыки и
умения, а также - хотим мы того или нет - свои неврозы и недостатки. Поэтому, первое,
что важно признать любящему родителю, - его
ребенок не должен быть его копией,
он индивидуальность, которой надо помочь сформироваться.
Воспитания
ребенка включают следующую очень важную задачу:
Помочь выявить и развить те
способности, которые в будущем принесут ему радость и успех в жизни.
Как было уже отмечено, ребенок - существо
крайне пластичное, его можно направлять и корректировать. Этим надо заниматься
родителям, но помните, чтомногие его
особенности - врожденные. То есть, вряд ли изменятся на протяжении всей жизни. К
таким особенностям личности, темперамента относятся: - насколько быстро ребенок осваивается в
новой обстановке, - какаяу него реакция на неудачи, - уровень жизненной активности, - экстраверсия и интроверсия .
Но не нужно путать врожденные особенности и реакции на среду. Если это
особенности врожденные, они
проявляются всегда и везде, причем с первых месяцев жизни.
В
душе ребенка таятся определенные дары, которые ждут своего часа, чтобы
расцвести виде талантов и способностей. Бог уже сделал Свое дело и вложил все
самое ценное в ребенка безвозмездно. А теперь очередь за родителями -
распознать этот дар и дать ему выход в мир. Поверьте! Это очень волнительно
наблюдать за ребенком и выявлять сферы его интересов. Мало выявлять, еще важно
помогать малышу реализовать свои способности. Что могут сделать любящие
родители?
Предложить
ребенку разнообразный опыт для того,
чтобы понять, что ребенку больше нравится и в чем он больше всего имеет желание
преуспевать, к чему проявляет повышенные способности.
Поверьте,
что ребенок не обязан обладать дарами, которые спокон веков были в семье.
Каждый ребенок уникален и приходит со своим набором способностей и даров.
Ошибку делают те родители, которые пытаются развивать только те способности в
малыше, которыми сами отлично владеют. Соглашусь, что это проще, но это не
принесет радости человеку, если не является его сферой интересов.
С
самого раннего детства ребенку очень идет на пользу стимулирующее окружение,
или другими словами- возможность заниматься различными видами
деятельности, соответствующими тому или иному этапу развития.
В
дошкольном возрасте нужно использовать интерактивные игрушки, краски, карандаши,
пластилин, чтобы развивать воображение и творческую активность. Когда
ребенок становится старше не желательно ограничиваться одной школой. Нужны
кружки по искусству или математике, спортивные секции, воскресная школа…Ребенок
должен заниматься в них добровольно. И очень хорошо, что в перечисленных
заведениях не выставляются оценки и дети все на равных условиях.Такое добровольное участие в кружках по
интересам также обучает ребенка помогать людям.
С
таких несложных и игровых занятий начинается то, что со временем превратиться в
умение работать в удовольствие, а не
по принуждению. Для ребенка игра – это и есть работа. Школа не дает должного
понимания труда в удовольствие потому, что в школе строгая система оценивания, которая не
так редко очень неадекватна и во главе оценивания ставятся мало кому нужные
критерии.
Дополнительные
занятия, здоровые, радостные и обязательно открывающие что-то новое для ребенка,
должны стать нормой в семье. Это явное приглашения своего малыша и его поощрение к новым открытия, к жизни в
удовольствие.
Также стоит помнить, что каждое детское увлечение имеет свои временные рамки.
Если ребенок горит к чему-то, предоставьте
ему возможность этим заняться в
требуемый момент. Немудро ставить условия: «Вот если заработаешь хорошие оценки,
то получишь желанную игру или удовольствие.» Такое поведение родителей напрочь
убьет в ребенке желание к поиску и радости от жизни.
(продолжение в следующем выпуске)
Форум «Города Мастеров» здесь
Все новости форума и знакомство с Мастерами, по желанию, можно получать
еженедельно по рассылке. Подписку на рассылку оформить здесь
Активные темы форума «Мы и
наши дети» здесь
Активные темы форума «Дети Индиго» здесь Каждый имеет право создать свою тему после регистрации на форуме!