Радости воспитания характера Плоды ответственности Этапы формирования мотивации
Что посеет человек, то и пожнет
Послание ап. Павла к Галатам 6:7
Начало о формировании
и роли мотивации в воспитательном семейном процессе можно прочитать здесь
Генри Клауд и
Джон Таунсенд выделяют 4 этапы формирования правильной мотивации. Все этапы
важны, пропустить их нельзя.
Страх последствий.
Незрелость сознания
Жизненные ценности и этические нормы
Зрелое чувство любви, зрелое чувство
вины.
Итак, читатели
рассылки уже убедились, что успешным залогом отличного воспитания является безусловная
любовь родителей к детям. Это основа всех отношений с ребенком в семье. Вначале любовь,
потом ограничения.
Страх последствий
Этосвязь между поступками и их результатами Как только
родители начнут устанавливать ограничения и определять последствия, ребенок
сразу же попытается проверить всю серьезность родительских намерений. Он будет
протестовать и открыто демонстрировать ненависть. Никому не нравиться, когда
беззаботная жизнь заканчивается! Однако, в этот момент важно родителям твердо
стоять на своем, быть справедливыми и непоколебимыми, сопереживать ребенку во
всех эмоциональных проявлениях.
Таким способом вы
добьетесь того, что ребенок начнет считаться с действительностью вокруг него,
примет авторитет родителей.
Если все будет
происходить в разумных пределах и обе стороны сумеют преодолеть первые
трудности, то у ребенка разовьется здоровый страх последствий. У него появятся
новые мысли в голове « Мне нужно знать, к чему готовиться. Чего это мне будет
стоить?» Эти новые мысли будут сопровождаться смутной тревогой, которая будет
останавливать его и заставит еще раз
подумать действительно ли надо делать то, что он задумал.
Такой момент в
поведении малыша можно принимать как первую победу родителей в формировании
мотивации. Родители должны твердо стоять на свеем, дольше чем ребенок. Если и
правило нарушает сын или дочь 100 раз,
то родителям важно настаивать на его соблюдении 101 раз. Только так можно добиться
результата. Так ребенок усвоит очень важную жизненную истину, что человек сеет, то он пожнет.
Будьте
внимательны! Страх последствий не должен превращаться в страх потерять любовь.
Ребенку надо постоянно чувствовать родительскую безмерную привязанность и
эмоциональную близость, какие бы правилам не были нарушены. Суть отношения
родителей к провинившемуся ребенку можно выразить так «Я тебя люблю, но ты
сам выбрал для себя эти трудности».
Это ранний этап
формирования мотивации. На этом этапе ни в коем случае не устанавливайте ограничения,
находясьв гневе или желая прибегнуть к
карательным мерам. Ребенок сам должен
контролировать себя и не доводить дело до нежелательных последствий. А
этого не произойдет, если он всегда обеспокоен
лишь тем, чтобы «не попасть под горячую руку». До детей доходит истинная суть последствий
только тогда, когда они поймут – проблема кроется не в разгневанном
родителе, а в них самих.
Несдержанные и
разгневанные очень часто родители могут заметить, что их влияние на детей со временем
сходит на нет. Ибо ребенок понимает – самый лучший способ общения с
разгневанным родителем- не обращать на
него внимание.
Незрелость сознания
Этот этап напрямую
связан с усвоением нового опыта. Это духовный процесс, с помощью которого у ребенка капля за каплей вливаются
любовь и человеческие ценности.
Усвоение нового
лежит в основе развития человеческой способности любить, иметь самообладание,
вырабатывать систему нравственно-этических ценностей. Это формирует сознание.
На этой стадии формирования мотивации происходит подсознательное присвоение
всех качеств человека или людей, которые значимы в детском возрасте.
Поэтому на этом
этапе очень важно сформировать у детей внутренне ощущение любви и необходимых
ограничений, вместо того, чтобы стоять за детской душой и вечно ворчать или
постоянно напоминать о необходимости мыть руки или чистить зубы.
Итак,родителям, которым получаетсяс любовью и настойчивостьюустанавливать ребенку необходимые запреты,
формируют в нем некого «внутреннего родителя». Этот образвпоследствии начнет делать свою работу за
живого родителя. Первоначальная форма такого «родителя» внутри (ранее сознание)
будет состоять из слов и взглядов, воспринимаемых ребенком как чьи-то еще, а не как собственные. Именно
поэтому иногда дети могут говорить о себе в третьем лице.
Временами родители могут демонстрировать чрезмерную жестокость, строгость. Это
может привести к возникновению у ребенка грубого и незрелого сознания. Такие
дети постоянно пребывают в состоянии подавленности, живут с чувством вины или
могут демонстрировать злобу и жесткость по отношению к другим людям или детям.
В этом случае сознание является перекошенным, и сама структура , которая
отвечает за формирование мотивации, отделяет человека от любви и ответственности.Не рекомендуются проявлять часто и излишнюю
суровость в семье.
В процессе
становления и развития сознания ребенка стимулом к его любви и хорошему поведению начинают оказывать
внутренние силы, а не родительское подталкивание в спину. Ребенок не хочет
перечить внутреннему родителю, потому что он стал для него вполне реальным. И
это добрая весть для родителей, которые делают все правильно. Сохраняйте
твердость, дарите любовь и будьте внимательны к происходящим переменам в ребенке.
Если мать или отец очень крепко привяжется к ребенку, то он примет ваши границы
и не сформирует свои личные границы. О самостоятельности и об ответственности в
таком случае даже нечего мечтать.
Ребенок,
изначально успокоенный тем, что мама и папа не обращают на него внимания, в
конце концов, запутается и не будет четко знать, где лежит предел дозволенного
для него и что можно, а чего нельзя. Может развиться ощущение вседозволенности, и он поставит себя над
законами жизни. Родители должны следить за тем, чтобы поведение ребенка соответствовало
законам реальности, а не родительским искаженным представлением о ней. Рекомендуется
поддерживать контакт с теми, кто разбирается в детях, и может вам подсказать, как
перейти на третий этап формирования мотивации.
Жизненные ценности и
этические нормы
Ребенок взрослеет
и постепенно привыкает к «раздающимся в голове» голосам, начинает более тщательно «примерять их на
себя» - голоса станут облекаться в понятийную форму. Ребенок уже сам начнет
определять, когда ведет себя приемлемо или неприемлемо. Это признак еще большей
зрелости детей и становления его личности. Это период закладки жизненных ценностейи этических норм. Этот период очень важен, он
ляжет в основу взглядов и убеждений по таким вопросам, как отношения с людьми,
основы морали и профессиональную деятельность.
Дети начинают задавать подобные вопросы «А это плохое
слово?» «Смотреть эту передачу хорошо?». Ребенок пытается понять этические
принципы родителей и одновременновырабатывать
свои личные. Это самое лучшее время детства, чтобы объяснить детям, почему вы считаете,
что люди должны вести себя именно так в этой жизни, чтобы помочь ребенку
сделать собственный выводы. Это хорошее время сказок, чтения и обсуждения!
Никогда ни в чем
не стыдите ребенка. Его сознание постоянно в работе, оно все время анализирует
побудительные причины его поступков, разделяя их на плохие или хорошие.
Зрелое чувство любви, зрелое
чувство вины
Пока родители
остаются для ребенка источником, из которого он черпает правду жизни, он не задается
вопросами нравственного характера. Сын иди дочь шагают по жизни под влиянием высшей движущей силы – любви.
Все больше вовлекаясь
в жизнь, общаясь с другими людьми помимо семьи, дети начинают задумываться о моральных принципах
жизни самостоятельно. Одна из целей воспитания – это дать старт кустановлению детьми отношений с окружающими
его людьми. Качество этих отношений и являются самой главной движущей силой его
жизни.
Умение поставить
себя на место другого- высшая форма
любви. Это способность ощущать свои обязанности перед другим человеком. Она
следует только тогда, когда понимается и
принимается личная ответственность за свою жизнь и свои поступки. Ребенок, у которого
развиты здоровые границы личности,должен
руководствоваться в своем поведении не только «это хорошо или плохо», но и «Это
причинит боль другому человеку». Создавать такую мотивацию- входить в обязанности родителей. ( если они
сами мотивированы такими принципами).