Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фактор матери

  Все выпуски  

Фактор матери Радости воспитания Плоды ответсвенности Мотивация


Психологическая Консультация OnLine 
Архив консультаций |  Задать вопрос психологу |  Заказ услуг

Фурсова Светлана Психологическая консультация OnLine
Чтобы получить срочную помощь, войдите в систему
SiteHeart

Радости воспитания характера
Плоды ответственности
Мотивация

Каждый уделяй по расположению сердца,
не с огорчением и не с принуждением;
 ибо доброохотно дающего любит Бог.
2 Послание ап. Павла Коринфянам 9:7

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Родители, которые ответственно подходят к воспитанию детей, проживают с ними все радости и печали, одним словом – помогают расти, обязательно должны иметь хорошие плоды своего воспитания. Одним из них  мотивация.

Мотивация – это  важный элемент человеческой личности, закладывается в детстве. Каждый взрослый родом из детства. И именно в детском возрасте закладывались основы индивидуального мировосприятия и алгоритмы взаимодействия с миром, реализуемые уже в зрелом возрасте. Именно в детстве формируются скрытые внутренние мотивы и основы стереотипов поведения.

Мотивация или мотивы  -  это побудители к деятельности, которые складываются под влиянием условий жизни человека и определяют направление его активности. Часто мотивация проявляет себя как потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Мотивация развивается всю жизнь через обогащение жизненного опыта. В зрелом возрасте человек способен менять свою мотивацию самостоятельно, но в семье родители должны шаг за шаг мотивировать своих детей к усвоению главных ценностей жизни. Умение мотивировать ребенка является очень ценным компонентом педагогического мастерства. Мотивировать детей – это искусство, которому надо обучаться.

Воспитание детей не должно сводиться только к тому, чтобы научиться избегать неприятностей в жизни. Важно привить важный принцип жизни любовь, а не благополучие.

За каждым поступком стоит определенный мотив. Мотивы поступков меняются в соответствии с возрастом. На разных этапах развития искусство послушания становится все более сложным. В начале жизни человек – это существо, не признающее никаких законов, полностью сосредоточенное на себе. Младенец не может посочувствовать матери, понимать, как она трудиться, как она устает, заботясь о нем. Далее, постепенно ребенок знакомится с запретами и правилами и узнает, какие неприятности его ждут, когда он ведет себя неправильно. Нарушил правило – будет плохо, сделал как надо – будет хорошо. Затем появляются более глубокие причины правильного поведения – этика,  понимание общеобязательных правил, сострадания к другим. Все эти качества основаны на дисциплине, с любовью внушенной ребенку ранее. Он стал понимать, что ответственность делает жизнь лучше. Продолжая в том же духе, родители смогут увидеть более веские причины хорошего поведения сына или дочери.

Высший мотив поступков человека  - любовь к людям. Но трудно дорасти до такой зрелости, чтобы руководствоваться исключительно только этим мотивом. Но стремится к этому важно каждому. И если в семье этот мотив принят как руководство к действию, то он волей неволей укрепиться в сознании  ребенка и в последствии станет важным активаторам поступков.

Это хорошо стремиться к тому, чтобы стать Человеком Любви, но не надо забывать, что человек также имеет пороки и недостатки, эгоизм и незрелость. Чтобы удерживать духовное равновесие, важно прививать и другие не менее важные мотивы поведения детей – совесть. (об этом будет отдельная тема).

В основе всех поступков человека лежат побудительные причины или мотивы. Они объясняют, почему мы поступаем так, а не иначе. Говоря о побудительных причинах того или иного поступка, следует заострить внимание на таком моменте.

Когда речь идет о ребенке, мотивы его поведения играют решающую роль. Пример! Девочка убирает в своей комнате лишь потому, что иначе не может в выходные дни посмотреть телевизор. Но когда этой девочке исполниться 20 лет, в основе ее стремления к поддержанию порядка будут лежать уже другие побудительные причины.

Мотивы поведения ребенка меняются вместе с развитием его личности. Незрелые мотивы, такие как страх испытать боль или столкнуться с негативными последствиями являются руководством к действию совсем маленьких детей. От родителей требуется больше, чем просто помочь ребенку отвечать за свои поступки. Каждый родитель желает, чтобы в основе правильного поведения сына или дочери лежали правильные побудительные причины, а не желание избежать наказания.

Еще пример! Вы хотите, чтобы сын сидел и делал уроки. А он без конца отвлекается, встает из-за стола или сидит, уставившись в окно. Мама неотступно стоит надо душой и «пилит», пока уроки не будут сделаны. Данная схватка будет выиграна мамой. Но может быть ею же проиграна вся война. Побудительной причиной стремления в ребенка делать уроки станет желание поскорее прекратить ворчание за спиной, а не мечта о хорошей заслуженной отметке. Как долго мама сможет стоят сзади спины и «побуждать»?

Когда ребенок из данного примера достигнет подросткового возраста, оставляя его дома одного, родители не смогут ему доверять. Такой ребенок вырастет и будет работать только тогда, когда кто-то будет его понуждать к действию, диктовать условия жизни извне. Он не будет даже предполагать, что можно самостоятельно выполнять работу.

Чтобы такого не произошло с вами, замените «ворчание за спиной» на щедрую и продолжительную похвалу за каждую мелочь, которую ребенок освоил самостоятельно.

Итак,  Мотивация – огромная помощь ребенку в деле познания важности собственных границ и способностей.
Как родитель может помочь своем чаду руководствоваться правильными мотивами, ведущими  к положительным результатам?

Процесс родительского влияния на формирования мотивации ребенка состоит из нескольких этапов. Каждый из которых необходим. Перепрыгнуть через этапы невозможно.

Воспитывая правильную мотивацию следует помнить родителям о том,  какая огромная задача стоит перед растущим и познающим реальность границ ребенком – как много требований ему представляют родители, учителя, жизнь, друзья. Поэтому родители должны быть твердо уверенны в том,  что ребенок укоренился в любви, то есть он не сомневается,  что он любим безусловно. Только в атмосфере любви и благодати человек усваивает правила и законы жизни. Трудно выносить боль наказания и разочарования, если рядом ребенок не видит человека, который любит его безусловно. Если дитя не чувствует безусловную любовь к себе, то начинают испытывать к правилам отвращения и видит в них только несправедливость.

Генри Клауд и Джон Таунсенд выделяют 4 этапы формирования правильной мотивации.

  1. Страх последствий.
  2. Незрелость сознания
  3. Жизненные ценности и этические нормы
  4. Зрелое чувство любви, зрелое чувство вины.

Более подробно о каждом этапе формирования мотивации в следующем выпуске.

Вопросы родителей и ответы  доктора педагогики Джеймса Добсона.

Вопрос: Каким образом можно воспитать в сыне здоровое отношение к вопросам пола?
Ответ: Воспитание сексуальной дисциплины всегда было нелегким, даже когда общество осознавало важность сдержанности в вопросах взаимоотношения полов. Но теперь нашему обществу свойственно пренебрежительное отношение к номам нравственности.  Наши подростки вступают в мир, в котором осмеиваться добродетель добрачной чистоты. Теперь даже супружеская верность не цениться так, как ценилась несколько лет назад. Сексуальная вседозволенность восхваляется со всех сторон – с подмостков театра, на телевидении и радио, в журналах. Секс используется для рекламы практически любого вида товара, начиная с зубной пасты и заканчивая сухими завтраками.

Дети и подростки не могут не слышать эти голоса. Секс сконцентрировал на себе все внимание современного общества, и родители не в состоянии защитить свое дитя от растлевающего влияния  этой морали. Каким образом семья может противостоять этим силам, действующим на впечатлительных детей?

При воспитании моральных устоев в первую очередь следует установить здоровые взаимоотношения между родителями и детьми в ранние годы жизни ребенка. В этом случае можно надеяться, что в подростковом возрасте ребенок будет достаточно уважать и ценить своих родителей, чтобы поверить их словам и принимать их советы.

Однако, к сожалению, уважения к родителям бывает недостаточно для того, чтобы принять правильно решение. Я твердо убежден, что детей следует учить абсолютному доверию Богу. Мы должны четко осознавать, что милостивый Бог любви также является и Богом гнева. Если мы решетим нарушить Его моральные установки, то пострадаем от определенных последствий своего поступка. Божьи духовные законы также неизменны, как и Его физические законы. Если человек прыгнет с крыши 20-этажного здания, он умрет потому, что его тело разобьется о землю. Намеренное нарушения Божьих заповедей грозит такой же катастрофой. Подросток, который знает эти истины, скорее всего, изберет жизнь нравственной чистоты среди развращенного общества.

И еще! На десятый день рождения моей дочери я собираюсь подарить ей маленький золотой ключик на цепочке. Она будет носить его на шее, и он будет символизировать ключ к ее сердцу. Надеюсь она отдаст его одному-единственному мужчине  - тому, кто будет делить с ней своей любовью всю оставшуюся жизнь.

 

Это форум по вопросам воспитания детей
Новые  темы:
Что посеешь - то и пожнёшь.
Родительская безответственность.
Переходный возраст
Физическое наказание детей
Моя дочь капризуля
Скоро экзамены 

Снежана  fursova@cons-help.com  
Архив рассылок
Архив консультаций



Copyright (C) Яна Лан тел.: +380 (50) 420 42 44, e-mail: yana@cons-help.com  

В избранное