Радости воспитания характера Плоды ответственности Мотивация
Каждый уделяй по расположению сердца,
не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог.
2 Послание ап. Павла Коринфянам 9:7
Традиционно
главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В
каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под
системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более
или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того,
что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Родители,
которые ответственно подходят к воспитанию детей, проживают с ними все радости
и печали, одним словом – помогают расти, обязательно должны иметь хорошие плоды
своего воспитания. Одним из нихмотивация.
Мотивация
– этоважный элемент человеческой
личности, закладывается в детстве. Каждый взрослый родом из детства. И именно в
детском возрасте закладывались основы индивидуального мировосприятия и
алгоритмы взаимодействия с миром, реализуемые уже в зрелом возрасте. Именно в
детстве формируются скрытые внутренние мотивы и основы стереотипов поведения.
Мотивация
или мотивы-это побудители к деятельности, которые
складываются под влиянием условий жизни человека и определяют направление его
активности. Часто мотивация проявляет себя как потребности и интересы, влечения
и эмоции, установки и идеалы.
Мотивация
развивается всю жизнь через обогащение жизненного опыта. В зрелом возрасте
человек способен менять свою мотивацию самостоятельно, но в семье родители
должны шаг за шаг мотивировать своих детей к усвоению главных ценностей жизни. Умение
мотивировать ребенка является очень ценным компонентом педагогического мастерства. Мотивировать детей – это искусство,
которому надо обучаться.
Воспитание детей
не должно сводиться только к тому, чтобы научиться избегать неприятностей в
жизни. Важно привить важный принцип жизни любовь, а не благополучие.
За каждым
поступком стоит определенный мотив. Мотивы поступков меняются в соответствии с
возрастом. На разных этапах развития искусство послушания становится все более
сложным. В начале жизни человек – это существо, не признающее никаких законов,
полностью сосредоточенное на себе. Младенец не может посочувствовать матери, понимать,
как она трудиться, как она устает, заботясь о нем. Далее, постепенно ребенок знакомится
с запретами и правилами и узнает, какие неприятности его ждут, когда он ведет
себя неправильно. Нарушил правило – будет плохо, сделал как надо – будет
хорошо. Затем появляются более глубокие причины правильного поведения – этика, понимание общеобязательных правил, сострадания
к другим. Все эти качества основаны на дисциплине, с любовью внушенной ребенку
ранее. Он стал понимать, что ответственность
делает жизнь лучше. Продолжая в том же духе, родители смогут увидеть более
веские причины хорошего поведения сына или дочери.
Высший мотив
поступков человека- любовь к людям. Но
трудно дорасти до такой зрелости, чтобы руководствоваться исключительно только
этим мотивом. Но стремится к этому важно каждому. И если в семье этот мотив
принят как руководство к действию, то он волей неволей укрепиться в сознании ребенка
и в последствии станет важным активаторам поступков.
Это хорошо стремиться
к тому, чтобы стать Человеком Любви, но не надо забывать, что человек также
имеет пороки и недостатки, эгоизм и незрелость. Чтобы удерживать духовное
равновесие, важно прививать и другие не менее важные мотивы поведения детей –
совесть. (об этом будет отдельная тема).
В основе всех поступков
человека лежат побудительные причины или мотивы. Они объясняют, почему мы
поступаем так, а не иначе. Говоря о
побудительных причинах того или иного поступка, следует заострить внимание на
таком моменте.
Когда речь идет о
ребенке, мотивы его поведения играют решающую роль. Пример! Девочка убирает в
своей комнате лишь потому, что иначе не может в выходные дни посмотреть телевизор.
Но когда этой девочке исполниться 20 лет, в основе ее стремления к поддержанию
порядка будут лежать уже другие побудительные причины.
Мотивы поведения
ребенка меняются вместе с развитием его личности. Незрелые мотивы, такие как
страх испытать боль или столкнуться с негативными последствиями являются руководством
к действию совсем маленьких детей. От родителей требуется больше, чем просто
помочь ребенку отвечать за свои поступки. Каждый родитель желает, чтобы в
основе правильного поведения сына или дочери лежали правильные побудительные
причины, а не желание избежать наказания.
Еще пример! Вы
хотите, чтобы сын сидел и делал уроки. А он без конца отвлекается, встает из-за
стола или сидит, уставившись в окно. Мама неотступно стоит надо душой и «пилит»,
пока уроки не будут сделаны. Данная схватка будет выиграна мамой. Но может быть
ею же проиграна вся война. Побудительной причиной стремления в ребенка делать
уроки станет желание поскорее прекратить ворчание за спиной, а не мечта о хорошей
заслуженной отметке. Как долго мама сможет стоят сзади спины и «побуждать»?
Когда ребенок из
данного примера достигнет подросткового возраста, оставляя его дома одного,
родители не смогут ему доверять. Такой ребенок вырастет и будет работать только
тогда, когда кто-то будет его понуждать к действию, диктовать условия жизни
извне. Он не будет даже предполагать, что можно самостоятельно выполнять
работу.
Чтобы такого не
произошло с вами, замените «ворчание за спиной» на щедрую и продолжительную
похвалу за каждую мелочь, которую ребенок освоил самостоятельно.
Итак, Мотивация – огромная помощь ребенку в деле
познания важности собственных границ и способностей. Как родитель
может помочь своем чаду руководствоваться правильными мотивами, ведущими к положительным результатам?
Процесс
родительского влияния на формирования мотивации ребенка состоит из нескольких
этапов. Каждый из которых необходим. Перепрыгнуть через этапы невозможно.
Воспитывая
правильную мотивацию следует помнить родителям о том, какая огромная задача стоит перед растущим и
познающим реальность границ ребенком – как много требований ему представляют
родители, учителя, жизнь, друзья. Поэтому родители должны быть твердо уверенны в
том, что ребенок укоренился в любви, то
есть он не сомневается, что он любим
безусловно. Только в атмосфере любви и благодати человек усваивает правила и
законы жизни. Трудно выносить боль наказания и разочарования, если рядом
ребенок не видит человека, который любит его безусловно. Если дитя не чувствует
безусловную любовь к себе, то начинают испытывать к правилам отвращения и видит
в них только несправедливость.
Генри Клауд и
Джон Таунсенд выделяют 4 этапы формирования правильной мотивации.
Страх последствий.
Незрелость сознания
Жизненные ценности и этические нормы
Зрелое чувство любви, зрелое чувство
вины.
Более подробно о
каждом этапе формирования мотивации в следующем выпуске.
Вопросы
родителей и ответыдоктора педагогики Джеймса Добсона.
Вопрос: Каким образом можно воспитать в сыне
здоровое отношение к вопросам пола? Ответ: Воспитание сексуальной дисциплины всегда
было нелегким, даже когда общество осознавало важность сдержанности в вопросах
взаимоотношения полов. Но теперь нашему обществу свойственно пренебрежительное отношение
к номам нравственности. Наши подростки
вступают в мир, в котором осмеиваться добродетель добрачной чистоты. Теперь
даже супружеская верность не цениться так, как ценилась несколько лет назад.
Сексуальная вседозволенность восхваляется со всех сторон – с подмостков театра,
на телевидении и радио, в журналах. Секс используется для рекламы практически любого
вида товара, начиная с зубной пасты и заканчивая сухими завтраками.
Дети
и подростки не могут не слышать эти голоса. Секс сконцентрировал на себе все
внимание современного общества, и родители не в состоянии защитить свое дитя от
растлевающего влиянияэтой морали. Каким
образом семья может противостоять этим силам, действующим на впечатлительных детей?
При
воспитании моральных устоев в первую очередь следует установить здоровые
взаимоотношения между родителями и детьми в ранние годы жизни ребенка. В этом
случае можно надеяться, что в подростковом возрасте ребенок будет достаточно уважать
и ценить своих родителей, чтобы поверить их словам и принимать их советы.
Однако,
к сожалению, уважения к родителям бывает недостаточно для того, чтобы принять
правильно решение. Я твердо убежден, что детей следует учить абсолютному
доверию Богу. Мы должны четко осознавать, что милостивый Бог любви также является
и Богом гнева. Если мы решетим нарушить Его моральные установки, то пострадаем
от определенных последствий своего поступка. Божьи духовные законы также неизменны,
как и Его физические законы. Если человек прыгнет с крыши 20-этажного здания, он
умрет потому, что его тело разобьется о землю. Намеренное нарушения Божьих
заповедей грозит такой же катастрофой. Подросток, который знает эти истины,
скорее всего, изберет жизнь нравственной чистоты среди развращенного общества.
И
еще! На десятый день рождения моей дочери я собираюсь подарить ей маленький золотой
ключик на цепочке. Она будет носить его на шее, и он будет символизировать ключ
к ее сердцу. Надеюсь она отдаст его одному-единственному мужчине- тому, кто будет делить с ней своей любовью
всю оставшуюся жизнь.