Радости воспитания характера Установление здоровой
привязанности в семье Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Послание ап. Павла к Римлянам
Что такое привязанность
и какую роль она играет в жизни человека, можно прочитать в архиве рассылке
здесь.
Выполняя
определенные задачи, ребенок развивает в себе способность испытывать
привязанность - это умение вступать во взаимоотношения с людьми,
соприкасаться с кем-то за пределами собственной личности. Когда между
людьми возникает привязанность, то происходит обмен земными благами: - правда о мире и людях; - надежда; - сочувствие; - утешение; - поддержка; - ободрение…
Ребенок
должен делать свое дело. А мать или другой взрослый- свое. Способность вступать в отношения с людьми
выявляется и растет во взаимодействии детей и родителей.
В
семье ребенок должен познать роскошь человеческого общения. Понять, что именно
в нем – источник необходимого для жизни. Познав важность взаимных отношений,
дети, вырастая, начнут организовывать свою жизнь в поисках поддерживающих и
прочных отношений.
Задача
матери с первых дней жизни – вывести малыша из «скорлупы», в которой он еще
обитает, в мир отношений. Добиваться этого нужно всеми атрибутами материнской
любви – ласками, нежными прикосновениями, теплыми словами, мгновенным
удовлетворением потребностей маленького человечка. Действуя так, каждая мать
заверит свое дитя, что внешний мир
надежный, и к нему можно обращаться за помощью. Принимая любовь ребенок,
будет впитывать в «свою кровь» то, что внешний мир достаточно хорошо!
Чтобы
установить здоровую привязанность в семье, и дети и родители должны выполнять
свои жизненные задачи.
Задачи ребенка: (по книге Генри
Клауд,Джон Таунсенд «Как воспитать замечательного ребенка»)
1.Испытывать потребность в отношениях и
отзываться на нее
Потребность
– это то, что заставляет человека рискнуть и вступить во взаимоотношения. С
самого рождения человек испытывает нужду – это несильно приятное состояние,
которое и служит пусковым механизмом для того, чтобы попросить о помощи.
Свою
нужду ребенок выражает плачем, криком, визгом и истерикой (если родители не
вовремя отреагировали на тихий плач). Самые
первые потребности новорожденных – это потребности жизнеобеспечения. Вовремя и
правильно удовлетворенные такие важные потребности малыша дают ему понять, что
какое благо он может получить, когда обратится за помощью. Также ребенок
учиться устанавливать близость с человеком, который удовлетворяет его
потребности.
2.Постоянно давать знать о своих потребностях
Жизнь- это естественный процесс и малыш не всегда
может получить необходимую любовь и поддержку сразу, как только они ему
понадобятся. Родители не всегда находятся рядом, да порой и не могут понять, что
малыш требует. Задача ребенка протестовать до тех пор, пока не придет
помощь. Это природный инстинкт, который окрестили не так давно «избалованностью ребенка». Младенец
не может долго терпеть, откладывая удовлетворение потребности, и не следует подвергать
его этому испытанию. Не получая необходимой дозы любви вовремя, малыш впадает в
отчаяние.
3. Принимать благо
Новорожденный
ребенок внутри почти пустой. Его сосуд любви не наполнен до отказа. Чем он
моложе, тем больше этой пустоты в нем. Главная задача на первом году жизни- наполнить эту пустоту любовью, через тысячу
тысяч прикосновений материнских рук. Чем старше становиться ребенок тем, меньше
ему требуется непосредственного присутствия родителей. Первый год жизни, наполненный
любовью, становиться внутренним источником, питающим и утешающим человека в
нужде на протяжении жизни. Каждая доза любви очень нужна малышу, проявленая соответственно его
возраста. Если появляется жуткое желание приголубить подростка, как малыша,
отдать свою любовь, а он изворачивается, то знайте, время младенческих объятий
закончилось. Ищите другие способы, чтобы выразить свою признательность
взрослеющему сыну или дочери. Принимая
любовь от родителей, малыш не ведет себя пассивно он очень трудиться, чтобы
вернуть эту любовь близкому ему человеку – через улыбку, смех, протягивание руки…
Безусловная принятая любовь является его «топливом», чтобы расти и выполнять свои жизненные задачи.
Задачи родителей
1.Отвечать на потребности детей
Родители
должны быть рядом, чтобы восполнить нужду детей в близости. Родители должны
быть настроены на эмоциональное состояние ребенка, уметь его распознавать. В
раннем возрасте ребенок совершенно не уверен, что кто-нибудь окажется рядом и
поможет. Испытывая боль и неудобства, недовольства, малыш кричит, что является
сигналом для действия взрослого. Если
мать холодна, погружена в свои проблемы, отстранена, то и ребенок начинает воспроизводить отчужденность. Сначала
он протестует, потом отчаивается и выходит из отношений. Неопытному человеку
может показаться, что ничего особенного не происходит, малыш научился самостоятельно
успокаиваться, даже меньше кричать начал. Знайте! Ребенок перестает ощущать
потребность в любви. Он отстраняется от самой жизни. В любой момент, мать
способна вернуть эту потребность – ощущать себя любимым безусловно. Поэтому,
очень важно, чтобы мать в это время поддерживали близкие. Первый год жизни
малыша – это изнурительный труд для матери, который влияет на ее физическое и эмоциональное
состояние.
2.Сохранять предсказуемость
У
новорожденного нет никакой внутренней опоры. Он не владеет чувствами, не знает
надежности и безопасности. Постоянное присутствие родителей обеспечивает
организованность и порядок, соблюдения режима дня, которые успокаивают малыша.
Он принимает эту упорядоченность, обретает в ней покой и узнает, что близость –
это организованность и последовательность. Непостоянство
в каждодневных дейстивях родителей порождает тревожность или двойственность в
поведении маленьких детей. Дитя не предсказуемой матери цепляется за нее, когда
она выходит из комнаты, и отворачивается от нее, когда она возвращается. Не
надо воспринять появление жизненных потребностей малыша как попытку командовать
всей семьей. Также, не прислушиваясь к личным природным ритмам малыша, иногда родители
ставят личное счастье малыша в угоду предписанным правилам кормления и уходу, навязанным
бабушками или книгами, врачами.
Всякая
идея хороша, если она придерживается «золотой середины.» Реагировать на детский
плач, не значит, что мать ни на минуту не может отлучиться. Непродолжительный
плач поможет ребенку почувствовать, что он сам уже может нести ответственность
за взаимодействие с внешним миром. Он учится самостоятельно осваивать некоторые
движения и навыки. Позволяя немного похныкать малышу и потрудиться, мудрая мать
будет способствовать проявлению первых шагов самостоятельности. Чтобы не
ошибиться: а уметь отвечать на крик малыша или позволить ему кричать, важно развивать
в себе материнскую чуткость.
3.Передавать опыт удовлетворенияжизненноважных потребностей
Наиболее
важно сделать это на первом году жизни. Впоследствии
такой опыт проявится в жизни сына или дочери надежностью и предсказуемостью в
поведении. Утешая младенца в это время, родители показывают ему то, что внешний
мир не такое уж страшное место и подготовят почву к переходук исследованию этого незнакомого и такого непонятного
мира. В
следующие годы, удовлетворяя потребности, мама будет обучать ребенка терпению,
и самоутешению. На
втором году жизни приходит время устанавливать конкретные требования и определенные
порядки.
В
следующем выпуске о близости без покушения на личное пространство ребенка.