Отрок, оставленный в небрежении, делает
стыд своей матери Притчи Соломона 29:15
Возникшая
в наше время эпидемия негативного самовосприятия явилась результатом
извращенной системы оценки человеческого достоинства. Общество построено так, что
далеко не всякого человека в нем ценят и принимают. Почет и хвала достаются
лишь немногим избранным, обладающими с самого рождения теми качествами, которые
в этом мире ценятся превыше всего. Эта система порочна и родители должны противостоять
ей. Каждый отец и мать должен в первую
очередь сам осознать и быть в твердой уверенности, что его ребенок заслуживает иметь все самое лучшее
в этой жизни, несмотря ни на что. Одна из важнейших задач каждого родителя выпустить
своего младенца в мир с чувством собственного достоинства. Достоинство
личности- это не то, что можно обрети,
а можно не обретать. Все должны обладать
этим качеством. Родители- это первые
люди в жизни малыша, которые должны сообщить ему об этом – Ты достоин жить
счастливо и полноценно!
Когда
малыш появляется на свет, родители стараются, чтобы он был здоров и хорошо
развивался психически. И мало кто с первых дней жизни задумывается о том, каким
человеком он станет, какая личность пришла в мир. Такие мысли приходят в
моменты первых серьезных недоразумений в поведении, которые могут испугать
родителя. И тогда начинаются уже исправления. А как правильно, никто и не
научил малыша.
С
рождением человека не рождается личность. Личность развивается в процессе
жизни.
Личность
определяется следующими критериями: - притязание на признание; - осознание себя во времени -в прошлом, настоящем и будущем, - осознание своей половой принадлежности, - осознание себя в социальном
пространстве- осознание своего долга
перед другими и своих прав среди других.
Выходя в «люди», то есть, общение ребенкас миром вне семьи, часто показывает родителям, что изменятся поведения
малыша, появляются новые доселе незамеченные привычки. Не готовых к этому
родителей такое поведение детей начинает пугать.
Родителям
важно знать, что притязание на признание
- одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении
получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям
людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его
совершеннее. Это нельзя останавливать. Каждый малыш по природе своей стремится
к самосовершенствованию: он учится лучше бегать, прыгать, кувыркаться, он
стремится лучше рисовать, конструировать, он хочет вообще все делать лучше! Он
стремится сделать лучше и самого себя. А для этого ему нужно подтверждениеродителей, что он действительный лучший.
Самый
первый плацдарм отношений с миром без мамы, в большинстве случаев,
являетсядетский сад. Важно провести
подготовительную работу перед тем, как малыш посетит сад.Надежные
взаимоотношения в семье помогут сыну или дочери легче адаптироваться в детском
обществе с новыми тетями. Ребенок не будет чувствовать себя покинутым своей
мамой.
Подрастая,
в дошкольные годы ребенок начинает понимать различия между общением с людьми
своего и противоположного пола. Мальчик хочет быть похожим на папу, он жаждет
единства с ним. Маленькие девочки испытывают такие же чувства к маме. Девочка
хочет стать женой папы. Мальчик вырасти и жениться на маме. Родители должны помочь
детям удерживать и упорядочивать эти глубокие чувства. Заверив сына в своей
любви, мать должна объяснить : «Я замужем за папу и мне уже нельзя больше
выходит замуж. Когда ты вырастешь, ты найдешь себе для себя свою единственную
женщину». Отец обязан принять соперничество сына и как-то справляться с ним. Но
при этом мальчик не должен забывать, кто в доме хозяин и принимать эту
реальность.
Еще
один показатель взросления – понимания
взаимности отношений. Эта способность развиваетсявпервые школьные годы. Ребенку надо
объяснить, что партнер в отношенияхсуществует
не исключительно ради ребенка. У него есть свои потребности, которые также
следует удовлетворять. В отношения надо вкладывать всего себя. Все идет хорошо
и обе стороны совершенствуются в отношениях до тех пор, пока разделяют ответственность
за них. Если ребенок рассматривает связь с родителями с точки зрения лишь
собственных интересов, позднее его ждут серьезные конфликты с людьми. Хорошие
люди не захотят иметь с ним дело. Люди с серьезными проблемами позволят ему использовать
их – в результате его духовный рост полностью прекратиться. Человек может
остановиться в своем развития и деградировать.
Нужно
ввести и ограничения, и награды, которые регулируют степень участия вашего
ребенка в повседневной жизни, меру понимания забот и чувств других членов
семьи. Так закладываются основы ответственных отношений. Попросите ребенка:
«Расскажи, как у тебя прошел день в школе. А потом не забудь и нас спросить, как
прошел наш день». Не забывайте особо внимательно выслушать ребенка, даже если
он говорит невнятно и нелогично.
Не
поощряйте дурные порывы и эгоизм. Если ребенок не желает интересоваться другими
людьми, это должно повлечь за собой определенные последствия, которые также не
будут способствовать развитию личности в будущем.
Любовь
и отношения подразумевают опыт и практику взаимности.
Самое
зрелое из проявлений привязанности – умение
отдавать бескорыстно. Альтруизм – это способность пожертвовать чем-то ради
другого, не думая при этом о себе. Альтруизм не знает иных побуждений, иных
мотивов, кроме заботы о благе другого человека.
Детям
младшего возраста свойственен оптимизм. Взрослым не надо спешить показать
ребенку всю суровую правду жизни. Все должно идти своим чередом. Психика малыша
еще не готова к серьезным испытаниям. Сильные психологические нагрузки, стрессы
могут нанести большой вред его здоровью, привести к развитию у него неврозов,
так как ребенок не научился еще как взрослые приемам саморегуляции.Поэтому родители не должны ссориться и
ругаться в присутствии детей, привлекать ребенка в процесс выяснения отношений,
предъявлять ребенку завышенные требования, возлагать на него слишком большую
ответственность.
Напротив, мамы и папы должны поддерживать жизнерадостное настроение детей.
Плохое настроение может быть признаком наличия каких-то проблем у малыша. В
этом случае нужно поговорить с ребенком, выяснить причины его уныния.
И еще! Надо с детства приучать ребенка думать о хорошем, о предстоящих успехах
в жизни. Расскажите малышу, когда он вырастет, то все может!
Все
перечисленное выше закладывается в семье и в будущем неоценимо поможет уже не малышу плыть по волнам жизни без ущерба для
своего психического здоровья.
В
семье дети научаются тому, что мир добр и невраждебный к нему. Но это происходит
при том условии, что родители не ругают всех и вся каждый вечер после трудового
дня.
Каким
увидит малыш мир вне дома, зависит от атмосферы
в доме.
Итак, Важным признаком
психологически здоровой личности является умение
общаться с людьми, которое выражается через:
- Привязанность; - Основы доверия; - Ценность отношений; - Самоутешение; - Отношение с миром; Об этом писалось в прошлых выпусках. Архив рассылки здесь
- Личное пространство и близость, какая
разница - Как установить здоровую привязанность в
семье В
следующих выпусках рассылки