Самое сокровенное из жизни наших мамочек от "Страны Мам"
Тренируем память ребенка
Память – это сложный процесс, как она работает и почему не знает ни один ученый досконально, но именно в наших силах помочь своему малышу запомнить с ранних лет все самое для него важное. И для того, чтобы понять, как же устроена память, мы с вами попробуем на примере нескольких общеизвестных утверждений разобраться.
Возрастные особенности детской памяти.
Факт 1. Ребенок до 3 лет «теряет» свои воспоминания и может
забыть о родной матери, если расстаться надолго. Причиной тому может послужить защитная реакция, в результате которой блокируется весь негатив.
А на самом деле? В реальности же детская память избирательна и имеет эмоциональную окраску. Именно поэтому ваш кроха не забудет вас, если вам в силу каких-то обстоятельств придется расстаться на пару месяцев, поскольку мама для него – это первый эмоциональный всплеск в его памяти. Конечно, малыш может сделать вид, что обижен и
какое-то время не подходить к маме, но это происходит не из-за забывчивости, а скорее всего из-за других мотивов.
Наиболее вероятным можно назвать реакцию на разрыв контакта с матерью, он происходит в три этапа: протест, отчаяние и отчуждение. Именно для того, чтобы нервная система максимально безболезненно перенесла этот момент – происходит торможение психопроцессов и вырабатывается своего рода защита – отрицание. Что это означает? Просто малыш отрицает данную ситуацию, и может уже, будучи во взрослом
возрасте, делать тоже самое: отрицать очевидные для окружающих вещи только потому, что ему самому они неприятны. Закладка такого процесса происходит до полутора лет.
Когда моему ребенку было 2 года, нам пришлось расстаться и не видеться 4 недели. Мы общались по телефону, точнее он слушал мой голос, но при встрече все равно не узнал и отвернулся. Это было больно… Но уже через час все встало на свои места и малыш обнимал меня своими ручками, целуя в щеку.
Что рекомендуют психологи в данном
случае? Компенсацию внимания для того, чтобы снова наладить контакт «мама - ребенок» или «папа - ребенок». Необходимо чаще брать малыша на руки и качать. Что это даст? Это поможет малышу справиться со стрессом, ведь на его подсознательном уровне такие покачивания равны ощущению безмятежности, защиты и пребывания в материнском лоне. Проявите немного терпения, и через небольшой промежуток времени контакт будет налажен.
Факт 2. Мы не помним своего детства до 3-5
лет.
А на самом деле? Поскольку в этом возрасте нервная система еще несовершенна (нет четкого перехода импульсов от клетки к клетке), то способности создавать воспоминания в виде ярких и полноценных картинок, связанных между собою, еще нет. У меня, например, есть расплывчатые воспоминания из очень раннего детства, до 4 лет, но это просто смазанные картинки, абсолютно не имеющие между собой никакой связи.
И, поскольку, завершается такой процесс ближе к 7 годам,
то именно ближе к этому возрасту у наших детей появляются целостные воспоминания о том или ином событии.
Если верить Фрейду, то своего рода детская амнезия связана с тем, что память вытесняет плохие воспоминания, как правило, агрессивные из сознания ребенка. И происходит это в возрасте 2-4 лет.
Также, существует и еще одна версия, что поскольку в таком юном возрасте ребенок еще не связывает события, происходящие вокруг него с собой, то и запоминает он больше только то, что вызывает у
него особый эмоциональный всплеск или же приносит ему новый опыт.
Например, я помню, как в возрасте примерно 3 лет я решила, что кабель от антенны телевизора очень вкусный и его можно грызть, заодно и почесать десна. Работающий телевизор меня не смутил. К счастью, током меня не стукнуло, но крик мамы от испуга я запомнила.
Интересные факты о детской памяти: как же они запоминают?
- Память малыша прочно связана с тактильными ощущениями, а также, восприятием
увиденного. Именно поэтому, яркие, эмоционально окрашенные события прочно «врезаются» в нее. - Стихи, песенки, прибаутки запоминаются достаточно легко, на помощь приходят ассоциации, а вот при пересказе прозы (сказки, истории) включается логика. Вот почему так важно читать вместе с ребенком. - Иногда происходит путаница между образами памяти и воображения. Так возникает непреднамеренная ложь. - Если кроха будет иметь возможность трогать, ощущать и играть – он запомнит это. - Поскольку двигательная,
образная и эмоциональная память развиты лучше, а вот словесная – страдает, то запомнить малышу легче картинки, эмоциональные рассказы, сказки, мультфильмы.
Факт 3. Так как память формируется у ребенка ближе к школе, то и тренировать ее с пеленок специально не нужно.
А на самом деле? Крайне неверное утверждение, ибо память начинает свою работу с 3 месяцев жизни крохи, а с возрастом ее объем увеличивается. С самых младых
лет необходимо заниматься с ребенком, чтобы память малыша наполнялась эмоциональными образами, какими-то деталями. Ближе к 4-5 годам жизни появляется осмысленное запоминание, а к 5-7 годам и произвольная память (когда ребенок самостоятельно что-то сам запоминает, а через некоторое время вспоминает при необходимости).
Факт 4. Чтобы научить ребенка логике, нужны сюжетные игры.
А на самом деле? Верно, но с оговоркой. До
3 лет малышам трудно удержать в памяти события или информацию, не имеющую отношения к конкретным действиям. Поэтому рекомендуется сюжетная игра на конкретных примерах, с которыми малыш сталкивается в жизни. Таким образом, он сможет не просто построить логическую цепочку, но и запомнить ее. В качестве примера приведу несколько вариантов игр, которые не просто помогают развитию логики, но и укрепляют память. Скорее всего, вы их знаете и в вашем детстве такие игры тоже были.
Стихи. Ну кто их не учил в детстве? Замечательная Агния Барто с ее легко запоминающимися на всю жизнь: «Уронили мишку на пол…» или «Идет бычок, качается». Это уже классика поэзии для детей, с которой стоит знакомить малышей с пеленок. А когда кроха начнет говорить – начинайте учить с ним стихи, побуждая его запоминать рифмы: вы начинаете строчку, а малыш – заканчивает. Такой вот стихотворный диалог вполне способствует развитию памяти.
Пальчиковые игры. Использовать можно все, что угодно: и крупы, и возрастные мозаики, и пальчиковый кукольный театр, и специальные краски – словом все, чтобы развивать мелкую моторику! Однако, не стоит оставлять малышей одних во время таких игр – есть риск того, что он обязательно захочет испробовать крупы или детали мозаики «на зубик», будьте внимательны при этом!
Игры-«запоминалки». Очень простые, доступные для малыша и родителей, веселые игры, которые, кстати, можно сопровождать стихами. «Мишка косолапый по лесу идет», помните? И при этом нужно показывать крохе, как вальяжно, в раскачку шагает медведь. И чем интереснее вы покажите – тем у крошки будет больше желания повторять за вами. Отличный способ проявить свои актерские таланты всем членам семьи, а заодно и весело провести время.
Развиваем зрительную память. Для крошек помладше можно предложить простой вариант игры: разложите игрушки в несколько коробок (2-3, больше не нужно), а потом вынимайте их по очереди, называйте и предложите малышу вспомнить, кто в какой коробке был. Заменить можно детскими сортерами – отличный способ развития, как для зрительной памяти, так и для мелкой моторики рук.
Деткам постарше можно предложить
такой вариант: кладете перед ним несколько предметов, просите запомнить их, а потом пусть малыш закроет глазки, а вы уберете один из них. Задача малыша назвать предмет, которого нет перед ним.
Обратите внимание, родители!
Развитие детской памяти – это замечательно, нужно и важно. Но есть то, что может оказать обратный эффект и способно ослабить или же затормозить развитие внимания: - неконтролируемый просмотр мультфильмов и вообще телевизора; - компьютерные
игры для развития малышей – это отлично, но и занятия должны быть строго дозированы.
Подводим итоги.
Иногда я слышу такое утверждение, что дети запоминают лучше и быстрее взрослых. Вполне может и так, но вот и забывают они гораздо быстрее, в отличие от нас. Только вот нежных родительских объятий, совместно проведенных вечеров и игр дети точно не забудут никогда. И когда они станут взрослыми, наши крошки, пусть в их памяти будет как можно больше
ярких воспоминаний из детства!
Итак, первые дни после рождения с успехом пережиты и волнения по поводу того, что не будет молока – позади. Вы все чаще чувствуете приливы молока в груди, а
иногда грудь настолько наполнена, что причиняет даже дискомфорт. По мере прихода молока у молодых мамочек возникают новые вопросы и трудности, поэтому, необходимо знать некоторые тонкости в кормлении малыша, особенно учитывая то, что вас скоро выписывают, и дома вы можете просто растеряться без помощи медиков. Читать далее»
Волшебное время года: неделя до новогодней ночи и неделя после… Надеюсь даже самые взрослые из вас, кто читает эту статью, по-прежнему наряжают новогоднюю ёлку. По большому счету не важно она живая, пахучая и колючая, или она весь год хранится у вас на антресолях, или в подвале в специальной коробке. Ёлочные игрушки – и вот она, калитка в ваше далекое, или пока еще близкое детство. Повезло тем взрослым, у кого сокровища для новогодней елки до сих пор хранятся в «маминой коробке».
Читать далее»
Участвуя в игре к НГ, я связала в подарок вот такую лошадку И так она мне понравилась , что следом связался еще табун Причем каждая лошадь диктовала свой характер, имя приходило само в конце работы Коник (истинный мужик) Гламурка Радуга Лямур Веснянка
Практика новогодних корпоративов пришла к нам из Европы и США. Сегодня любая уважающая себя организация считает своей обязанностью организовывать праздники сотрудникам – с банкетом, развлекательной программой и выпивкой. Одинокие девушки часто ждут праздничных корпоративов как манны небесной: все надежды они возлагают на неформальную обстановку и высокий градус. На корпоративе ведь можно сблизиться с недоступным
в будни мужчиной – например, генеральным директором или коллегой из смежного офиса. А тесное знакомство не всегда обещает радужные перспективы… Читать далее »