Самое сокровенное из жизни наших мамочек от "Страны Мам"
Аппетит ребенка - как он формируется?
Каждую маму непременно заботит вопрос о том, как малыш кушает, почему он хочет кушать одни продукты, и совершенно не хочет – другие, а врачи всегда спрашивают на осмотрах об аппетите ребенка. Аппетит – это один из важных показателей здоровья и нормального развития ребенка, по аппетиту судят о самочувствии малыша, а если
с ним возникают проблемы – родители очень сильно беспокоятся по этому поводу. Как же возникает аппетит и зачем он нужен малышу, когда проблемы с едой считать нормальными явлениями и капризами, а когда – поводом для консультации с врачом? Сегодня будет этот вопрос обсуждать подробнее.
Об аппетите. Когда вы понимаете что хотите покушать? Обычно у вас в организме возникают особые процессы, и мозг дает команду телу – что хочется есть, в животе начинает призывно урчать, и вы
начинаете думать о еде, вкусном блюде. У ребенка в общих чертах процесс формирования желания поесть возникает по тому же принципу, но сформулировать свои желания в очень юном возрасте ему трудно, но мамы знают уже по поведению – малыш проголодался. Первое время малыша кормят по примерному расписанию, формируя у него правильные пищевые привычки и стабильную работу пищеварения, в дальнейшем чувство голода уже подсказывает ребенку – пока подкрепиться.
При этом в организме работают два
особых процесса – пищевая мотивация, возникающая на основании неприятных ощущений в желудке при голоде, и чувство насыщения, приятное ощущение, возникающее после еды, когда мозг посылает импульсы к телу о том, что прием пищи нужно закончить, питательных веществ получено вполне достаточно. В организме ребенка механизмы голода и насыщения зависят от эмоционального и физического состояния, процессы пищеварения тесно завязаны со всеми другими физиологическими процессами, и если с организмом малыша что-то не
так, нарушения аппетита могут быть одним из явных признаков нездоровья, так как пищевые рефлексы – одни из важнейших в жизни.
Аппетитом у ребенка называют особое субъективное и эмоционально окрашенное состояние, которое вызывает стремление к приему пищи – иногда строго определенной, тогда говорят об избирательном аппетите. Аппетит зависит от чувства голода и насыщения, но назвать голод и аппетит синонимами нельзя. Аппетит – это комплекс приятных ощущений и эмоций, связанных
с определенной пищей или приемом пищи вообще, аппетит стимулируется многими факторами – приятной обстановкой, запахами пищи, определенным опытом жизни, приобретенным ранее. В общем, это сложно чувство, но описать его словами можно так – «появление слюны, желание съесть определенный продукт при воспоминании о нем, при его виде или при его упоминании».
Чувство насыщения и голода отражается на аппетите ребенка, и про аппетит говорят, что он хороший или плохой, однако чувство
голода у малыша не всегда вызывает аппетит. Дети могут есть пищу, когда голодны, но совершенно без аппетита, они сами не попросят есть, пока их не покормить, хотя будет и бурлить животик, и пройдет много времени с момента предыдущего приема пищи. Иногда не смотря на голод, у детей может быть выработано даже отвращение к еде, и тогда кормить малыша становится очень проблематично. Это приводит к переживаниям со стороны родителей, ведь для любого родителя хороший аппетит малыша это залог его нормального развития
и крепкого здоровья.
От чего зависит плохой или хороший аппетит? если голод и процесс насыщения – это физиологические процессы, возникающие на уровне рефлексов, и имеются они у всех детей, то вот аппетит – это более сложное понятие и ощущение. Аппетит формируется на основе опыта малыша, на основе родительских действий и отношения родителей к питанию ребенка. Именно расширяя границы вкуса за счет прикорма и знакомства с новыми блюдами и пищей, происходит формирование аппетита,
ребенок учится формировать аппетит от взрослых. Именно ваш пример для него будет самым показательным и весомым. Также на аппетит влияют индивидуальные особенности малыша – медлительность или активность, национальные традиции особенности, определенные привычки в жизни. И особенно влияют на формирование аппетита стимулы – как положительные, так и отрицательные. Немалую роль в плохом аппетите играет насильственное кормление и формирование негативного отношения к еде, когда малышу насильно буквально
запихивают в рот кашу или суп, мясо или овощи. Не менее серьезно влияют наказания за столом, разборки и скандалы, крики и ругань.
Формирование аппетита в разном возрасте. Как мы уже сказали выше, аппетит формируется на возникновении врожденного рефлекса – чувства голода, именно голод посылает в мозг команду активизироваться и начать поиски пищи или проявить требования к родителям по удовлетворению чувства голода. Малыши обычно начинают капризничать и кричать, плакать, дети постарше
– показывать «ням-ням». Аппетит формируется после того, как чувство голода неоднократно удовлетворяется, что сопровождается приятными ощущениями от животика при насыщении. Это и дает в дальнейшем хороший аппетит, с едой малыш связывает чувство блаженства и удовольствия.
У грудничков хороший аппетит связывается с получением вкусного молочка по первому его желанию и требованию, а кроме того, дополняется чувством комфорта от сосания груди и тепла тела мамы. Все это в комплексе дает
ощущение приятного и в дальнейшем – аппетит на сосание груди. У искусственников – это своевременные кормления смесью, как только малыш захотел кушать, без долгих перерывов и выдерживания интервалов между кормлениями.
Детям постарше при введении первых прикормов и дальнейшего питания – это создание спокойной и неторопливой обстановки, возможность несколько раз попробовать новую пищу, привыкнуть к ее вкусу и консистенции, возможность выбора среди нескольких вариантов того, что
будет наиболее привлекательно по виду, запаху и вкусу, по тактильным ощущениям. Первое время дети очень любят есть пищу руками – одновременно питаясь и развивая свой вкус и аппетит. В формировании аппетита крайне важны такие факторы, как сервировка блюда и его подача малышу, процесс приема пищи, возможность участия в питании – еда руками, держание ложки и даже размазывание еды по столу. Все это положительно влияет на аппетит. Постоянная ругать на ребенка за неаккуратность и раскидывание еды может
привести к нарушениям аппетита и проблемам с едой.
Почему дети предпочитают определенные блюда? С каждым продуктом ребенок получает определенный набор питательных веществ, в том числе и на данный момент времени особенно необходимых организму. Мозг малыша учится всему новому, и запоминает ту пищу, которая была ему наиболее подходящей по вкусу и по составу на определенное время роста и развития. В дальнейшем, он вспоминает свои приятные ощущения и состав поступающей пищи, как самой необходимой
и одновременно – самой вкусной для него. Поэтому, при имеющемся выборе – он посылает команду организму выбрать то, что для него наиболее вкусно и необходимо. Если малыш сильно хочет кушать – его аппетит возрастает в первые минуты приема пищи – он готов буквально наброситься на еду, если помнит – что она ему нравилась и ему было вкусно.
Если же с едой связаны неприятные моменты, принуждение или питание через силу, либо организму на сейчас просто не требуется много
пищи или определенных веществ .мозг посылает команду на отказ от еды и на блокировку аппетита. Также аппетит зависит от состояния системы пищеварения и ее способности к перевариванию той ил иной пищи в данный момент. Если пищеварительная система неактивна, малыш болеет или хандрит, аппетит его закономерно снижается, также как аппетит сильно зависит от условий внешней среды – в жару он снижен, в прохладную погоду – повышается из-за различного расходования калорий. По мере наполнения пищеварительной
трубки едой или при нарушении ее опорожнения (при запорах, например), в кору мозга посылаются импульсы от тела о неготовности принять очередную порцию еды, что приводит к снижению аппетита и отказу от еды.
Стоит помнить. Аппетит у ребенка, как и у вас самих, изменчив, и может сильно колебаться в течение дня. В питании малышей стоит опираться именно на аппетит и не кормить ребенка через силу, лучше попытаться докормить его попозже. Так, если ребенок мало двигался и плотно поел, он может
длительно расходовать калории, а если он был на прогулке, много бегал и играл, он может быстро израсходовать даже плотный обед. Поэтому, при расчете питания и его количества опирайтесь на индивидуальные особенности ребенка. Лучше положить ребенку потом добавки, чем стоять у него над душой, требуя, чтобы он непременно все доел.
Помните, аппетит чуткая система, он ранее всего реагирует на изменения в организме, и если малыш отказывается от еды – не стоит игнорировать такие сигналы, внимательно
присмотритесь к ребенку, действительно ли он просто не проголодался, или он заболевает, ему больно кушать или он чем-то расстроен. Спросите его – почему он не хочет кушать, если кроха вполне может ответить, либо поищите видимые и явные признаки плохого аппетита. Завтра мы поговорим уже о более серьезных расстройствах аппетита и вероятных отклонениях.
Это прекрасно - быть чьим-то счастьем! Дорогие девочки, предлагаю вам познакомиться с еще
одной замечательной жительницей Страны Мам: tail-wind или Эльвира. Я ее зову Эля - мне очень нравится это имя, и хозяйке очень идет. Мне сложно вспомнить когда и при каких обстоятельствах мы познакомились - такое чувство, что знакомы мы были всегда. Эль, расскажи немного о своей семье Читать далее»
Решила я связать шапочку сынульке. Связала верх, покрутила ее и засомневалась. Капюшон одевать мы не любим,
вдруг зимой продувать будет ветром. От дочиной курточки, из которой выросли, отсадила капюшон из искуственного меха и сделала подклад. Делала без выкроек(я так всегда-а потом жалею, когда мучаюсь с подгонкой... то там не так, то сдесь чуть не хватает...). А вот собственно и меховая внутренняя шапочка Вставляем шапули друг в друга и прошиваем. Вот и сам результат моих трудов. Читать далее»
Решила побаловать своих домашних запеканочкой.
Делюсь и с вами своими приготовлениями. Нам понадобится: 200 гр творога(пачка) 120-140 гр сметаны(делаю "на глаз" ) 3 яйца 3 ст л манки 5 гр ванили 1 ст л крахмала Читать далее»
Вчера сестра принесла печенье, сказала сделала на пробу. Безумно вкусное, должно быть у всех, на новый Лошадиный год Ингредиенты 150 г сливочного масла ( я брала маргарин) 100 г сахара 3 яйца 3 ст. л. меда 100 г овсяных хлопьев (лучше тонкого помола) Читать далее»
Нередко случается так, что нам необходимо организовать мероприятие по какому-то поводу, предназначенное не для узкого круга родственников и друзей, а, скажем, для коллег, широкого круга знакомых или даже прессы. Однако наши
идеи по проведению таких тусовок не всегда оказываются удачными. Почему? Читать далее »