Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мамино счастье

  Все выпуски  

Мамино счастье Раннее развитие


Здравствуйте, мои дорогие подписчики!

Приглашаю всех для общения на форуме . Здесь можно обсудить проблемы воспитания, детского здоровья, посмотреть рецепты приготовления блюд  с пошаговыми инструкциями в фотографиях, посмеятся в разделе юмор  и многое другое.

Теперь в каждом выпуске рассылки будут уроки для малышей.  Надеюсь, они будут полезны в качестве подспорья для занятий мам с малышами.


Занятия с малышами 1-2-3 лет или как воспитать маленького гения

Ни для кого не секрет, что чем больше заниматься с ребенком, тем более развитым он будет. Сейчас появилось множество клубов для развития способностей малышей с пеленок. Однако не у всех есть возможность посещать такие курсы и занятия. Однако и дома можно прекрасно заниматься с ребенком, достигая ничуть не меньших результатов. Я предлагаю вашему вниманию серию занятий с детьми для детей «нежного» возраста. Часть материалов взята мною с тех курсов, которые мы посещали с дочкой, частично материалы взяла из старых методичек, которые хранятся у нас дома в большом количестве, потому что моя мама бывший педагог (хотя разве педагоги бывают бывшими?), часть придумала сама, импровизируя по ходу занятий с дочкой.  Я не претендую на оригинальность и авторство методик, но надеюсь, что  предложенные мною примеры занятий с малышами будут полезными. Конечно, если ребенку годик, в основном все будет делать мама, и чем старше ребенок, тем активней он будет принимать участие в занятии. Когда дочке был 1 годик, и мы начали посещать занятия по методике Марии Монтессори, мне многие говорили, что я зря это делаю, ребенок все равно ничего еще не понимает, мол, она еще слишком мала. Зато теперь, когда видят дочкины успехи, только руками разводят. Ведь речь идет не об уроках в школе, когда ребенок сидит определенное время в неподвижной позе, внемля словам учителя. Все делается в виде игры, только игра эта заранее подготовлена и целенаправленна. Ребенку такие занятия только в радость.  


Перед началом занятий хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты:

1. Лучше выбирать одно и то же время для занятий, чтобы ребенок привыкал к дисциплине и ждал уроков, хотя никто не запрещает проводить отдельные особенно понравившиеся упражнения в любое время. 

2. Лучше если ребенок будет сытым и выспавшимся, а так же в хорошем настроении.

3. Сначала показывает мама, потом повторяет ребенок, сидеть лучше напротив.

4. Не стоит наставать и заставлять детей делать что-либо насильно и в течение длительного времени, как правило, все упражнения длятся не более 3-5 минут, если не получается сейчас – получится потом – главное желание заниматься. Если получилось – не стоит проделывать многократно для закрепления материала, только если ребенок сам не проявляет явного интереса к повторному выполнению задания, лучше повторить при последующем занятии.

5. Некоторые повторы на занятиях я заведомо не описываю, помните, что повторенье – мать ученья! Некоторые занятия можно повторить полностью через некоторое время. Или же одно занятие провести несколько раз с малышом – вы сами почувствуете, какой именно ритм лучше всего подходит именно вашему ребенку.

6. Активно хвалите детей – им это так нравится!
И ни в коем случае не ругайте, если не получилось. Всегда оставайтесь в спокойном расположении духа.

7. Не воспринимайте эти рекомендации как догму – творите вместе с ребенком, реагируйте на ситуацию, не бойтесь отступить от плана занятия, дополняйте своими идеями. Ведь мама – это творческая профессия.

8. Если малыш очень мал, одно занятие можно разбить на несколько.

9. Нумерация занятий совершенно условна, их порядом можно изменять в зависимости от предпочтений малыша и мамы.

10. Конечно, все дети индивидуальны, не пытайтесь вписывать ребенка в какие либо рамки. Не опускайте руки, если вам вдруг кажется, что ребенок не усваивает задания или не хочет заниматся. Импровизируйте, пробуйте разные тактики. У нас тоже бывализанятия, когда мне казалось, что дочка совершенно не интересуется тем, что я говорю или показываю. Но через время дочка сама вдруг выполняла задания с какого-либо урока, который мы проходили довольно давно и к которому ни разу не возвращались, ввергая меня в легкий шок.


Урок №1 «Шарики-лошарики»
Необходимый материал для занятия: всевозможные шарики, которые только сможете найти – резиновые, деревянные, пластиковые, разных размеров, разных по фактуре. Коробочки или другие емкости, в которых есть отверстия, куда можно вкладывать шарики, миска с горохом, деревянная ложка, карандаш с примотанной скотчем ленточкой.

Тема занятия шарики.  Небольшие шарики можно катать по столу ладошкой – развивается координация движений кисти, массируются биологически активные точки. Шарики катаются разной величины и разные на ощупь -мягкие, резиновые, большие и маленькие, таким образом развивается восприятие формы, маленький большой. Шарики можно катать по столу друг к другу – отрабатывается точность движений, шарики можно бросать в воронку, искать под тряпочкой и в руке. В миске с горохом прячутся небольшие шарики или другие мелкие предметы и под присмотром мамы эти предметы извлекаются из гороха – прекрасный массаж и развитие мелкой моторики.

Ребенок собирает разбросанные по полу шарики в корзину, таким образом ребенок учится собирать вещи, при этом идентифицировать их – в корзинку складываются только шарики или маленькие мячики, а не кубики или другие игрушки. Небольшие шарики заворачиваются в фольгу ребенок должен попытаться сам достать шарик из фольги (развитие мелкой моторики).

Ребенку предлагается задание – с помощью деревянной ложки (можно и обычной) перенести небольшой шарик из одной емкости в другую, которые стоят на табуретках. Это могут быть, например, пластиковые тарелочки. Необходимо было пройти, не уронив мяч, а при его падении, поднять, снова положить в ложку и продолжить движение.

В конце урока декламируется стих «Мишка косолапый», изображая движения мишки.

Мишка косолапый по лесу идет

Шишки собирает, песенку поет,

Шишка вдруг упала, прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ!

В качестве музыкального части урока можно использовать запись какой-нибудь веселой детской песенки, а ребенку дать в руки палочку с ленточкой (ленточка может быть примотана скотчем к карандашу), ребенок машет палочкой из стороны в сторону или вверх и вниз под музыку.


Раннее развитие ребенка
Введение - общие размышления...

Автор: Ирина КОРНИЛОВА , источник: http://www.vospitateli.ru/

Кадр первый. "Посмотри внимательно, - говорит мама 11-месячному малышу, - Это истребитель марки Mirage, выпускаемый фирмой Dassault". Кроха, сидящая на полу, внимательно слушает мамин голос. Эта продвинутая женщина занимается с ребенком по системе Глена Домана. Главное в этой системе - постоянные занятия с ребенком по карточкам, выписанным из мировой энциклопедии. И на карточках, как вы уже поняли, не просто дядя, а, к примеру, первый президент Америки Джордж Вашингтон. Сторонники Домана и сам автор уверяют, что благодаря этим карточкам родители закладывают в мозг ребенка обширнейшие энциклопедические знания, которые потом "всплывают" просто на автомате...

Кадр второй. Шестнадцать лет спустя этому же ребенку показывают карточку этих же самолетов. "Понятия не имею, что это такое, - басит подросток. - В первый раз это вижу". Так стоит ли игра свеч?

Термин "раннее развитие ребенка" появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии - Марии Мантессори, в Японии - Масару Ибука. Все эти достойнейшие люди сходились в одном - существующая система образования в корне неверна. Если с детьми не заниматься с самых первых дней жизни, то потом будет поздно. И вот младенцам рассказывают мировую историю, учат иностранным языкам, рассказывают, как правильно сложить дроби. Скептики криво ухмыляются и с пеной у рта доказывают абсурдность и даже вред всех этих действий. А детишки у таких родителей демонстрируют перед камерой знание Шекспира в 5-летнем возрасте, складывают "мама" из кубиков Зайцева в семь месяцев, играют на скрипке в три года... Гениальность или дрессировка?

Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте - мозг человека растет и развивается только в самом раннем детстве. Если быть точнее, то до трех, иногда пяти лет. И если в этот период не объяснить ребенку, кто такой первый президент Америки, то потом это же самое в него придется вдалбливать долго и упорно. Иначе говоря, пятилеток всегда легче научить, чем шестилеток, четырехлеток - чем пятилеток, трехлеток - чем двухлеток и так далее. В последнее время в огромном количестве стала появляться литература о том, что именно слушать и что именно читать беременной женщине, чтобы ее ребенок родился умным.

Однако в последнее время крупнейшие западные ученые стали говорить о том, что мозг человека может расти и развиваться всю жизнь! Но! Будет это делать только при определенных условиях. Означает ли это открытие конец теориям раннего развития?

Вовсе нет. Просто подходить к ним, как и ко всему остальному в этой жизни, надо с позиций здравого смысла.

АКТИВНАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ВЛИЯЕТ НА МОЗГ

Факт. Научно доказанный на крысах. У тех животных, которым поставили яркие красивые домики, повесили кольца, поставили лабиринты, объем мозга увеличился на 25%! То же самое, как считает наука, происходит и с человеком. Покупая ребенку красивые, развивающие воображение игрушки, вы не просто так тратите деньги, а вкладываете их в выращивание гения. Помните только, что нет смысла покупать игрушки и хранить их в коробке под замком (вдруг ребенок поломает? ). Ваша задача как родителя обеспечить свободный доступ к этим игрушкам для ребенка. Чтобы он с самого раннего детства сам мог выбирать, чем заняться. В идеале у ребенка должны быть:

- краски (для совсем маленьких существуют пальчиковые краски, съедобные), пластилин, цветная бумага, безопасные детские ножницы, клей

- конструкторы (для малышей лучшей серией признана ЛЕГО-малышам, в которой соединены музыкальные эффекты с простотой сборки)

- мячи

- спортивный уголок (горка, шведская стенка, качели, батут, маты)

- ролевые наборы (кухни, кукольные домики для девочек; гаражи, мастерские для мальчиков)

- музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, бубны, детские синтезаторы)

- мягкие игрушки (только не надо с ними перебарщивать, равно как и не надо давать их детям до года)

Поверьте, нет детей, которые бы не любили играть, однако есть дети, которых этому не учат родители. Да-да, играм тоже надо учить. Показать как, поиграть немного вместе, похвалить за результат. И вот уже вы спокойно читаете книгу, а ребенок четвертый час возится в комнате, находя себе занятие и, самое главное, развивая мозг. Кстати, самую оптимальную с этой точки зрения организацию детского пространства можно найти в работах Марии Мантессори. Основной упор она сделала на зоны: спортивная, сенсорная (здесь должны быть предметы разной фактуры, вода, массажные мячики, коробочки с разными запахами и т.д.), игровая.

ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Не совсем факт. Большинство детских психологов склоняется к тому, что минимальный возраст, когда нужно учить ребенка иностранным языкам -5-7 лет. То есть не раньше, чем ребенок уверенно заговорит на родном языке. Тем временем сторонники теории раннего развития советуют учить иностранный с пеленок. Кто прав? Уже известно, что ребенок, которого пытаются сразу с рождения учить двум и более языкам, начинает говорить позднее своих сверстников. Это понятно. Стремясь к билингвизму, родители слишком перегружают мозг малыша.

И ребенок никак не может разобраться со словами, предложениями и т.д. Некоторые психологи уверяют даже, что лучший возраст для изучения иностранных языков -14 лет. Лучший совет от детского психолога Лены Даниловой: если вам уж так хочется начать изучать иностранный язык с ребенком с самого детства, то ограничьтесь одним детским стишком. Но так, чтобы этот стишок, как говорится, от зубов отскакивал. На этот стишок потом уже в 14-16 лет ляжет вся база иностранного языка без всяких усилий.

ЧЕМ БОЛЬШЕ РЕБЕНКУ ПОКАЗЫВАТЬ КАРТОЧКИ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН ЗАПОМНИТ

Вы помните самый первый пример? Так вот, судя по всему, нет смысла мучить младенцев всемирной энциклопедией. Самый большой минус теории Глена Домана - это сведение роли ребенка с творца (как у Мантессори) до слушателя. Вместо того, чтобы поиграть с ребенком в прятки, родитель-"домановец" упорно показывает карточки. Однако что-то можно взять и отсюда. Несложные карточки с знакомым предметом и его написанием помогут вашему ребенку не только пополнить словарный запас, но и раньше начать писать. А пять минут в день для игры в лото -сплошное удовольствие для малыша.

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ВКЛЮЧАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ, ТО ОН ВЫРАСТЕТ ГЕНИЕМ

Доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность человека. То есть человек, послушавший Моцарта, перед контрольной решит большее количество задач, чем человек, не слушавший музыку. Это факт. А уж как им распорядиться - ваше дело. Одно помните - с музыкой тоже не все просто. Японец Масару Ибука, чья книга "После трех уже поздно" расходится огромными тиражами, предупреждал - если у матери нет слуха, лучше не петь колыбельные младенцу. Иначе у ребенка тоже не будет слуха. И сломать эту запрограммированную закономерность сможет лишь очень хороший психолог, сумевший перепеть человеку фальшивый мотив. Это, во-первых. Во-вторых, не эксплуатируйте всего одну музыкальную игрушку с одним и тем же мотивчиком. Особенно это касается многочисленных подвесок для кроватки. И не забывайте, что музыка (особенно для маленьких детей) не должна быть слишком громкой. Это относится и к музыкальным инструментам.

ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ ДОМА ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Большое заблуждение. Очень важно, особенно в условиях нашей зимы, когда большинство маленьких детей садят под замок дома, дать ребенку возможность много двигаться. Вот зачем и нужны различные спортивные комплексы или просто подвижные игры. Поверьте, это куда важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. Тем более, что детские психологи говорят об обязательном наличии дома шведской стенки. Оказывается, возможность лезть вверх у детей стимулирует не просто умственные способности, но и веру в себя. Кто бы мог подумать, что покупая ребенку лестницу, вы стимулируете развитие лидера?

ТЕЛЕВИЗОР И КОМПЬЮТЕР ВРЕДНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

Интересно, а что будут говорить наши дети лет через тридцать? "Немедленно отойди от машины времени и посиди, хоть телевизор посмотри"? А наших родителей бабушки-дедушки гоняли за то, что они читали книжки. Я хочу сказать, что конечно, 12-часовое сидение за компьютером может утомить глаза и испортить зрение. Но и 12-часовое чтение книг - вредно для глаз. Так что не надо паниковать и корить себя за покупку очередной компьютерной игры. Просто попробуйте распределять время и вовремя выманивать юного компьютерщика на технические перерывы. И позаботьтесь о хорошем освещении и хорошем стуле-кресле, чтобы избежать сколиоза. А научных данных об ужасных последствиях работающего телевизора или компьютера для детского здоровья и психики нет. Понятно только, что старый советский Винни-Пух лучше в воспитательных целях, чем Том и Джерри.

Подводя итог, хочется подчеркнуть два правила:

1. Гораздо лучше перебарщивать с методиками раннего воспитания, чем не заниматься с ребенком вовсе.

2. Если стоит выбор между уроком игры на скрипке и прогулкой, то выбирать надо второе. Для здоровья полезнее. А здоровье, как известно, потом ни за какие деньги не купишь.
__________________________________________________________________

На сегодня это все. Присылайте свои отзывы, рекомендации, пожелания. Свои мнения, пожелания, критику, а также слова благодарности  можно выссказать здесь .

Если Вам нравится эта рассылка, посоветуйт ее друзьям. Подписаться можно с сайте www.svetan.ru (в правой колонке) и на сайте рассылки (здесь также можно посмотреть архив рассылки).

Я желаю вам всем крепкого здоровья, оптимизма в жизни и бодрости духа.

С уважением,

Светлана

www.svetan.ru


В избранное