Всегда хочется
спросить «а что будет»? Хотя, впрочем, речь пойдет не о небесной каре, а вообще
о самом факте обожествления родителей. Объективно, родители действительно наши
«первичные боги», они имеют власть карать и миловать, дарить тепло и поддержку
или нет, помогать, заботиться или злиться и ограничивать во всем. Божество
родителей не бывает добрым или злым однозначно. Для ребенка всегда оно содержит
элементы добра, потому что у ребенка есть кров, пища, одежда и хотя бы
минимальные возможности развития только потому, что у него есть родители
(или люди, заменяющие их – все равно ребенок нуждается в родительском
божестве). Но удивительный парадокс: дети вырастают, и все равно для очень
многих родители продолжают оставаться богами. Причем это даже порой не осознается.
Хотя, по идее, взрослый человек может и должен выбрать себе своих богов (или
вовсе обойтись без них). И, казалось бы, выбирают – Христа или Аллаха, Будду
или Принцип Дао, науку или какую-то другую систему мировоззрения. Но родители
остаются для многих куда более могущественными богами.
Что стоит за
этим? Страх. Не осознанный, не осмысленный, первобытный страх. Причем не самого
ребенка, а прежде всего родителя. Вспомните историю Сатурна и Юпитера. Сатурн
пожирал своих новорожденных детей, потому что боялся, что кто-то из них займет
его трон и лишит его власти над миром. И в итоге одному из них, особо
проворному и удачливому Юпитеру, удалось таки выжить, и что он сделал? Конечно
же, сверг отца и занял трон.
Именно
подобного рода тревога и заставляет родителей воспитывать своих детей в страхе
– чтобы они не свергли их, не лишили их власти (значимости, привлекательности,
не обесценили их достижения своими еще большими достижениями, не смогли бы
позволить себе то, что родители хотели испытать, но боялись….) Суть примерно
одна. «Ты станешь больше и лучше меня, и этим уничтожишь меня, и в моей жизни
уже не будет смысла». Этот очень глубокий мотив часто руководит
бессознательными порывами родителей продолжать оставаться для детей богами.
Чем чревато
свержение с постамента родителей? Ничем. Никакой страшной кары за это не
предусмотрено. Более того, если вы поставите родителей ногами на грешную землю,
вы сделаете им доброе дело. Как?
Одно
лирическое отступление. Многим может показаться, что в этой статье я выступаю
«адвокатом» взрослеющих и повзрослевших детей (и обращаюсь чаще именно к ним,
потому что чаще всего именно они – мои клиенты), а родителям – «прокурором».
Так вот ответом на вопрос «как» я хочу уравновесить положение, потому что в
действительности хорошо понимаю мотивы и тех и других.
Если вы
унесете родителей с постамента, вы увидите, что они просто обыкновенные люди.
Со своими глупостями, слабостями, недостатками, ошибками, что они не совершенны
и не могут ими стать. И тогда вы перестанете требовать от них, чтобы они были
как боги – всепрощающи, любвеобильны, всегда преданны, добры и терпимы. Ваши
родители – не боги. И если вы готовы взять свое право не быть должным, не
оправдывать ожидания, не исполнять требований, не поддаваться манипуляциям, то
тогда отдайте родителям право быть такими, какие они есть и какими были.
Да, хорошо
было бы, если бы они всегда давали вам поддержку. И не критиковали по каждому
поводу. И не сравнивали бы с другими. Хорошо было бы. Но они не были должны.
Они были должны вам только в части безопасности и жизнеобеспечения, и сделали
это как умели, и любили, как могли. Не требуйте от них в ответ всепрощения и
понимания. Не требуйте, чтобы они в одночасье избавились от биосоциальных
рефлексов. Не требуйте, чтобы за считанные дни в них открылась широта мышления.
Если вы берете себе свою свободу – отдайте им их свободу быть такими –
неправильными, требовательными, деспотичными….
Формула
свободы проста. Они имеют право хотеть. Вы имеете право отказать. Они имеют
право обижаться и реагировать на вас как угодно. А вы имеете право отвечать на
их реакцию так, как считаете нужным или не отвечать вовсе. И это не означает
тотальной войны. В вопросе сепарации конфликты неизбежны. Но если вы унесете
родителей с постамента и начнете понимать их человеческие мотивы, то вам будет
проще заниматься собой и своими обидами, а не пытаться доказывать родителям,
что те были неправы. Да, вы имеете право обижаться на родителей. Но это – ваша
история, и разбираться с ней уже вам лично.
Эпилог.
Ситуация в советском
и постсоветском обществе была однозначной. Я бы ее охарактеризовал как
«наследие общинного строя». Суть такова, что человек, который не продолжил род
– неполноценный человек, не состоявшийся. Потому многими дети воспринимались
как некая необходимость, но осознанности в этих актах деторождения было порой
крайне мало. И родитель, который не задумывается о том, зачем ему ребенок, в
итоге лишь бездумно повторяет модель родителей: «сначала нас родители
используют и требуют от нас что-то, а потом мы требуем от детей и используем их
– так живут все и так надо». А потому родители редко задавали себе вопрос, чего
же они на самом деле хотят. И потому очень многого недополучили в жизни. И
потом испытывают страх, зависть и ревность к своим детям.
Примите это таким,
какое оно есть. Если вы читаете эту статью, у вас уже точно есть выбор, в какой
модели жить. И возможно, если вы – взрослый ребенок, то именно вы, разобравшись
со своими обидами на родителей, честно признав эти травмы, проработав их,
сможете впоследствии научить своих же родителей безусловному принятию и
искренней любви. А если нет – то сможете отпустить их и больше ничего не
требовать.
Если вы –
родитель, уставший от конфликтов с детьми, и чувствующий неуважение с их
стороны, то попробуйте понять, что такое поведение ребенка говорит вам о своих
же собственных недоработках. Которые вы еще можете компенсировать – начать
исполнять свои желания, жить для себя, и научится советоваться с детьми как со
взрослыми, уважать их выбор, и тогда они ответят вам искренним теплом и
пониманием.
Каждый, будь
то родитель или ребенок, может признать простую вещь: другой человек – это
другой человек. И вне зависимости от возраста, у каждого есть свой путь, свой
выбор и свое право на ошибки. И став взрослыми, мы все можем только добровольно
дать что-то друг другу. А то, что дано неискренне и из-под палки – разве это
подлинный дар любви?
Фритц Перлз
придумал такую формулу, которую часто называют «молитвой гештальтиста»:
«Я – это Я, а
Ты – это Ты. Я занят своим делом, а Ты – своим. Я в этом миpе не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты – не для того, чтобы
соответствовать моим. Если мы встpетились и поладили – это пpекpасно. Если нет
– этомy нечем помочь.»
Это относится
и к родителям, и к детям в равной степени.