Пытка воспитанием или воспитание без пытки Отметки, которые нас подводят.
Пытка Воспитанием или Воспитание без Пытки
Ваши дети не дети вам.
Они - сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,
Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня. Калил Джебран
Дети Индиго впервые озадачили учителей
и родителей, когда показали, что им совершенно безразлично, как учитель их оценит. Индиго – не хотят
мириться с учительскими вердиктом об их состоятельности или не состоятельности
освоить учебный материал. Дети Индиго обладают, может быть и слегка завышенной самооценкой,
но для нихэто живительная влага, чтобы
выжить в жестких условиях системы школьного образования, где все дети очень категорично
делятся в зависимости от оценки учителя на «5», «4», «3», «2», «1». ( В Украине
сегодня эта шкала занимает от «12» до «1»).
Может ли существовать современная школа без оценивания? Что происходит, когда
система оценок входит в жизнь человека очень прочно? Об этом размышляет
педагог-практик Стивен Харрисон.
Свет не в конце
туннеля. Он горит не так
далеко, И не ищи его все собственного опыта. Он и сейчас
внутри тебя. Он никогда не угасал,
Как и ты никогда не покидал Божьего Сознания. Тебе некуда идти,
Нечего совершать.
Возьми своего ребенка за руку
И постой рядом с ним неподвижно и тихо. Вдохни глубоко-глубоко И пойми, что ты дома.
Отметки, которые нас подводят
Страх - это мера того, насколько мы
хороши по сравнению с другими людьми. Но не как друзья, коллеги или члены
общества, а как конкуренты. Эта же идея воплощена в системе школьных отметок:
получивший отметку «5» лучше того, кто получил «4», и оба они лучше тех, кто
получает «3». Каждый из нас оценивает то, что
происходит в нашей жизни. Мы сравниваем то, что происходит с нами, с тем, что
происходит с другими людьми. Сравнивая прошлое и настоящее, мы даем оценку
событию. Оно нам нравится или не нравится, пробуждает страх или доставляет
удовольствие. Мы даем оценку своему опыту, сравнивая события между собой.
Сравниваем лучшего ученика одного класса с лучшим учеником другого класса.
Такова структура нашего мира. Можно ли найти в нем что-нибудь такое,
что не подлежит оценке и сравнению с чем-либо другим? Можно ли найти что-нибудь
такое в нашей жизни, нашей культуре, наших школах, что своим богатством притягивает
нас, требует, чтобы мы все глубже и глубже исследовали его? Мы можем назвать
этот феномен любопытством. Мы можем назвать его энтузиазмом. Это побудительная
сила всех наших поступков. Она отражает то, что происходит в наших сердцах, и
не предполагает ни оценки, ни суждения. Казалось бы, нелепо анализировать
процесс обучения, движимый любопытством, и привлекать внешнего арбитра для его
оценивания. Но таковы реалии нашей школы и ее властной структуры: оценки здесь
ставит учитель, а не ученик. Рынок образовательной системы весьма странен: это
рынок монопольный, где производитель оценивает клиента, а не свободный рынок, в
условиях которого низкопробные товары не находят покупателей.
Нынешней системе образования присуща
определенная структура ценностей. В наших школах математика и умение писать
считаются вещами гораздо более важными, чем музыка, искусство или такое в
высшей степени неприемлемое времяпрепровождение, как тихое созерцание, грезы
наяву. Занятия по математике проводятся каждый семестр каждый день в каждой
школе, потому что математика ценится высоко. А резьбе по дереву детей вообще не
учат. Нет и уроков философии. И уж конечно нет занятий по педагогике: мы
слишком заняты образованием, чтобы задумываться над тем, что оно собой
представляет.
Кто же заправляет процессом оценивания
и что происходит с теми, кто не попадает в высшую категорию? По сути
дела, мы говорим ученику: «Качества, которыми ты обладаешь, ничего не стоят. А
вот то, чему научу тебя я, ценится высоко. И если тебе удастся постичь то, что
я преподаю, ты станешь ценным. Если же нет - ты будешь никому не нужен».
Оценки - это некий код, говорящий обо
всем этом и еще кое о чем. Мы принимаем эту интеллектуальную сортировку,
поскольку она позволяет эффективно отбирать способных и отсеивать неспособных.
Это помогает организовать социальную структуру нашего общества.
Но есть и другая возможность: ценить
детей такими, каковы они есть, и поручить им самим направлять ход своего
обучения и по-своему себя оценивать. Желание продвигаться в выбранном направлении
повлечет за собой и желание ученика соответствовать установленным для
абитуриентов требованиям.
Отказ от принудительного, назойливого
выставления оценок приведет к тому, что ученики, которые чуть менее
сообразительны или отличаются своеобразными интересами, не потеряют желание
учиться. Уничтожение системы оценок возвращает свободу обучения личности,
которой больше не нужно по команде потреблять информацию и по команде ее
выдавать.
Такая учебная среда не мешает учащемуся
задержать свое внимание на чем-то новом
для себя, ощутить это соприкосновение полнее и изучать свой опыт не торопясь,
понимая, что он собой представляет и как им можно воспользоваться. Учеба
становится невообразимо сложной и прекрасной.