Пытка воспитанием или воспитание без пытки О детской любознательности
Пытка Воспитанием или Воспитание без Пытки
Ваши дети не дети вам.
Они - сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,
Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня. Калил Джебран
Дети
Индиго впервые серьезно сталкиваются с непониманием за
школьной партой. Современные методики не дают детям сохранить и развивать такое
важное качество для познания мира и себя- любознательность. Вот почему сегодня так много ничем не интересующихся подростков. Скучный
молодой человек с грустными глазами и ленью сегодня далеко не исключение,
которое очень сильно раздражает как родителей, так и учителей. «Он\она ничего не хочет, ему/
ей ничего не интересно!» Откуда такие жалобы взрослых на детей старшего
школьного возраста? Ответ можно найти в статье Стивена Гаррисона – «Учеба без страха»
Маленький
мальчик пришел домой с запиской от учителя, в которой говорилось,
что он лишен любознательности.
Мать, прочтя записку, конечно же, расстроилась. «Нужно, чтобы у тебя была
любознательность.
Я в тебя вобью эту любознательность. Заставлю круглые сутки сидеть над
учебниками,
но ты у меня будешь любознательным», - сказала она. «А что
такое любознательность?» - спросил ребенок.
«Отстань со своими вопросами!»
То, как мы учимся, во многом похоже на то, что происходит с нами в новой
ситуации: мы впитываем впечатления и перерабатываем информацию. Полноценное
обучение невозможно без соединения двух этих действий.
Можно столкнуться с чем-то новым, но
так ничего о нем и не узнать. Можно, наоборот, получить какую-то информацию или
даже овладеть техническим навыком, не являясь участником реального опыта. Но
изучение фрагментов опыта - это отнюдь не то же самое, что изучение собственно
опыта.
Полноценное обучение по своей природе целостно и разносторонне. Фрагментарное
же обучение, при котором мы изучаем лишь некоторые части целого, - однобоко. В
лучшем случае оно вводит нас в заблуждение, а в худшем - если мы не подозреваем
о его фрагментарности - может быть даже опасным. Опыт человеческого познания
хранит достаточно повергающих в дрожь примеров разгула несовершенного знания,
преподносимого как непреложный факт.
Наша культура помешана на чудесах технологии, поэтому мы склонны отдавать
предпочтение деятельной части образования, ведущей к увеличению
производительности труда. Вполне логично, что и наша педагогика делает упор на
технику обучения и информацию, жертвуя при этом как пониманием сути, так и
сведением полученного опыта в единое целое.
Деятели образования, на которых воздействуют рыночные законы, руководят своими
учениками так, словно в производительности спасение человечества, а благо
государства является наивысшей ценностью.
В школе мы поняли, что правильный ответ - это хорошо, а неправильный - плохо, и
если мы знаем правильный ответ, то будем сидеть в первом ряду, а если нет -
лучше сесть сзади, где легче спрятаться.
Это бы еще полбеды, но мы узнали, что
правильный ответ существует. Нас так научили, и мы в это уверовали. К
сожалению, наличие правильного ответа подразумевает существование множества
неправильных ответов. Очевидно, что шансы дать неправильный ответ намного выше,
чем правильный. И потому многие из нас слишком хорошо усвоили: лучше уж
прятаться на задней парте, поскольку шансы отнюдь не в нашу пользу.
Вся эта концепция правильных и
неправильных ответов с высоты сегодняшнего дня выглядит несколько
абсурдной, но в свое время она представлялась нам вполне разумной. Логично
предположить, что информация надежна, и если ты ею овладел, то тебе что-то
известно. Без сомнения, ты что-то знаешь, вот только полезность этого нередко
очень быстро сводится к нулю.
Как же так получается, что стимулом к
учению становится страх? Сталкиваясь с новыми обстоятельствами и не понимая,
что они собой представляют, мы стремимся что-нибудь о них узнать. Если под
давлением страха нам это удается, мы увеличиваем свои шансы на выживание.
Теперь мы можем попытаться изобрести какой-нибудь безопасный способ поведения, например,
понять, когда нужно слушать и как реагировать, чтобы выйти сухими из воды. Мы
моделируем то, что должно произойти, исходя из уже имеющихся знаний. Так, если
мне известен ответ, который нужен учителю, я поднимаю руку. Если я не знаю
ответа, то руки не подниму. Если я знаю, что обычно происходит в той или иной
ситуации, я могу рисковать смелее.
Но почему же мы учимся из страха, а не из любопытства? Ведь мы можем очутиться
в новой ситуации, которая покажется нам чрезвычайно интересной. Тогда мы станем
бесстрашными ее исследователями, изучая все стороны того, с чем столкнулись. Но
почему же обычно мы делаем подобные вещи из страха? И почему мы непременно
хотим, чтобы наши дети учились так же, как учились мы?
Маленькому ребенку еще не успели внушить никаких теорий, и он изучает мир из
любопытства. Он познает любую ситуацию, общаясь с ней непосредственно,
бесстрашно совершая ошибки. В свое время ему придется узнать, что существует
нечто, называемое «неправильно». Но для ребенка «неправильно» не является синонимом
психологической неудачи. С его точки зрения он всегда прав, ведь каждый его
ответ, даже если он неверен по существу, - это ценный опыт. Ребенок учится. Он
познает мир.
Неужели невозможно дать ребенку образование таким способом, чтобы не помешать
проявляться его любопытству, его бесстрашию, его способности вникать в новые
ситуации и отдаваться чему-то без оглядки? Или мы и дальше будем методично
прививать детям чувство безопасности, рука об руку идущее со страхом? То
чувство, которое воспитали в себе мы, боясь и действуя из боязни. Вот главный
вопрос, который мы должны задать себе как люди, как члены общества и как
родители. Живем ли мы, подчиняясь страху, или повинуемся врожденному стремлению
к исследованию и риску? К чему мы больше стремимся - к изоляции и безопасности
или к общности? Этот вопрос можно сформулировать так, что он прозвучит
отвлеченным интеллектуальным тезисом о детях, педагогической теории или
философии жизни. А можно посмотреть на него как на основополагающую проблему нашей
жизни. Ведь ответ на этот вопрос, по существу, определяет, что представляем
собой мы сами, как мы воспитываем детей и как творим свою культуру - то
наследство, которое мы оставим подрастающему поколению.
Сетевой издание "СВЕЧА"
публикует различные материалы, статьи и заметки на различные темы. Это и
воспитание детей, нравственные ценности, климат в семье, современная
школа. Своим читателям мы предлагаем ознакомиться с интересными рассказами
для детей различного возраста от дошколят до подростков. На страницах
издания опубликованы методические разработки, сценарии детских
праздников, кукольных спектаклей, советы психолога и многое другое.
Будем
рады, если вы найдете на сайте много полезного и интересного! Добро пожаловать
на страничку сетевого издания "СВЕЧА".