Ты до сих пор еще веришь, что время-это
помеха обучению. Время не имеет никакого отношения к обучению. Знание – вот свидетельство того, что ты чему-то научился. Все, что тебе предстоит узнать,- это то, что Бог любит тебя. Твои дети уже знают это. А ты сопротивляешься. Ты очень поможешь детям, если позволишь им научить себя. Тогда и они поймут это полнее Джеймс Твайман
из книги «Если ваш ребенок не такой, как все»
Продолжаем думать
об образовании наших детей. Образование- это дорога в будущее ребенка. Но почему не у всех эта дорога ясная и
светлая. Почему детям так трудно, неохотно учиться сегодня? Кто видит
счастливых детей оттого удовольствия,
которое они испытывают, посещая школу, особенно старшеклассников? Напишите мне,
если вы их видите. Очень интересный
взгляд на образование сегодня, причины почему оно неэффективное подымает с
своей статье Стивен Харрисон.
Воспитание целостного ребенка
Если (человек) полагает, что целое состоит из
независимых фрагментов, то именно так и будет
функционировать его разум.
Но если он может связно и гармонично соединить все в неделимое, безущербное и безграничное целое, то и
разум его будет склонен
оперировать подобным же образом.
Отсюда вытекает целостность и упорядоченность действий.
Дэвид
Бом
Что
означает воспитать целостного гармоничного ребенка? На первый взгляд, ответить
на этот вопрос не составит труда. Чтобы разобраться в том, каким должен быть
целостный ребенок, достаточно вглядеться в то, частью чего он является: в
целостных родителей, целостную семью, целостное общество. Увы, такие родители,
семьи и общества встречаются довольно редко. И то, и другое, и третье по
большей части фрагментированно, беспорядочно и неработоспособно. Наша задача
состоит в том, чтобы для каждого ребенка найти такой способ общения, который
помог бы ему стать целостной личностью даже в этом столь фрагментированном
мире.
Существующие педагогические системы исходят из того, что внимание ребенка нужно
удерживать. Но разве
ребенок настолько несовершенен? Разве он изначально не несет в себе
любознательности, творческих способностей, желания общаться - всего того, за
что так борется система образования? Разве с самого начала дети не стремятся
учиться что-то делать, не накапливают информацию и не общаются куда эффективней
взрослых?
Говоря о воспитании целостной личности, нужно иметь в виду все ее стороны, а не
только интеллект. Простое расширение школьной программы путем включения занятий
языком, математикой, искусством не решит проблемы воспитания. Конечно, мы можем
сказать, что хотим взрастить в ребенке интеллектуальные, эмоциональные,
физические и даже духовные составляющие. Но даже такого набора качеств не
достаточно для описания целостной личности. Мы забываем о непостижимой
врожденной, генетически обусловленной предрасположенности ребенка и об
удивительной гибкости детского мозга. Нужно воспитывать ребенка во всем
многообразии его способностей, соприкасаясь сразу со всеми его качествами, а
также совершенствовать способы взаимного
общения ребенка с миром.
Целостный ребенок похож на эпицентр сложной паутины, сотканной из разнообразных
сигналов и реакций. Учить ребенка делить на части, измерять при помощи чисел и
«раскладывать по полочкам» живую неделимую жизнь - это значит учить его ограничивать
свои способности вместо того, чтобы развивать их. Такое ограничение под личиной
образования было вполне уместно в давно ушедшие времена с их нуждами, но вряд
ли оправдано в нашу эпоху. Ведь сегодня человеку, чем бы он ни занимался - от
управления небольшим коллективом до решения глобальных экологических проблем, -
приходится уметь осознавать взаимосвязь уже не отдельных «кирпичиков»
мироздания, а разнообразных сложных и живых систем. Устаревшее фрагментарное образование больше не в состоянии удовлетворить
всевозрастающую потребность в умении управлять невиданными прежде потоками
информации, постигать природу межкультурных конфликтов и справляться с
проблемой истощения природных ресурсов - от нефти до пресной воды. Этим
потребностям может удовлетворить лишь качественно новое, целостное воспитание
детей.
Нынешняя система образования родилась во времена перехода от аграрного общества
к индустриальному и была, по сути, предназначена для переобучения крестьян в
промышленных рабочих. Потому-то традиционная легенда, которой мы продолжаем
тешить себя в связи с государственным образованием, гласит, что если мы дадим
образование своему ребенку, то у него появится возможность добиться успеха в
жизни. Именно через образование дети получали доступ к участию в экономическом
процессе. Оставив ферму, переехав в город, можно было найти рабочие места и
ресурсы.
В стремлении смягчить тяготы фермерской жизни, получить выгодные удобства
города или пригорода, молодые люди обменивали относительную независимость и
самодостаточность фермы на зависимое положение наемного рабочего в городской
экономике. Облегчить этот переход и было призвано широкомасштабное
государственное образование.
Наша система образования, подобно нашей экономике, производит продукт. И
этот продукт - работник промышленного производства. Такова историческая роль
государственного образования. И надо воздать ему должное, независимо от того,
несло ли оно знания людям или просто нивелировало и подчиняло личности, это
образование создало рабочую силу, которая приводила в действие огромную
экономическую машину на протяжении целого столетия.
Но вот что производит эта система теперь - работника грядущего информационного
века? Или, может быть, бесполезный рудимент прошлого? Нужен ли нам по-прежнему
промышленный рабочий или наша система образования должна научиться производить
на свет нечто иное?
Нужна ли современному обществу личность,
наученная не думать, а вбирать информацию ? Дети, которых мы учим сегодня,
станут взрослыми через десять-двадцать лет. И будут ли они, напичканные давно
устаревшей информацией, обладать навыками и способностями, необходимыми в том
будущем мире, опережающем нынешний лет на двадцать? Какова будет цена
работнику, умеющему только поглощать и отрыгивать информацию? Очевидно, что
компьютеры справятся куда лучше - они уже сегодня делают это быстрее нас. От
человека потребуется не информация, а умение ею пользоваться.
Итак, заглядывая в будущее наших детей, мы понимаем, что гораздо полезнее
надуманных псевдофактов вчерашнего дня для них окажется умение обращаться с информационными системами нового времени.
И чувствовать себя как рыба в воде в таком будущем сможет лишь тот ребенок,
которому сегодня дают возможность изучать разнообразные источники информации,
учиться понимать ее значение и приобретать навыки ее обработки и
преобразования.
Смешно и грустно, что сами дети, если им не мешать, стремятся именно к такому
знакомству с информацией. Они отрываются от этого занятия, только когда
родители принимают суровые меры: отводят в школу, заставляют сидеть смирно,
затыкают рот, принуждают слушать и запоминать отдельные фрагменты знания.
Информацию на вход, информацию на выход - все как в компьютере. Только вот
компьютеры-то принимают и передают информацию быстрее и с большей точностью. К
тому же не нуждаются в сне, перерыве на обед или отпуске.
К счастью, существует то, что отличает ребенка от компьютера и отнюдь не сводится
к способности хранить информацию. Человеческий интеллект целостен. Он способен
не только воспринимать биты информации, но и устанавливать между ними
взаимосвязи. Но вот учим ли мы этому в школе? Разве можно научить этому там,
где двенадцатилетний ребенок сидит в обществе одних только двенадцатилетних и
изучает одну только геометрию? Причем государство требует, чтобы
соответствующий тест продолжался от звонка до звонка - ровно пятьдесят минут?
Неужели ребенок таким вот образом изучает взаимосвязи всего сущего? Или он
все-таки привыкает изучать информацию, отвлеченную от всего сущего? Учим ли мы
ребенка мыслить, задействуй все его возможности, или просто преподаем ему
ограниченный набор знаний преимущественно рассудочного характера? Так стоит ли
удивляться, что дети нередко чувствуют себя в подвешенном состоянии? Ведь мы
сами прививаем им подобную оторванность, отдавая предпочтение одной узкой
области знания перед всеми остальными.
(окончание статьи в следующем
номере)
Совет родителям
Дебра Хегерль назвала
Индиго знатоками «кнопок».Под этим
она понимает то, что ДетиИндиго работают с нами,взрослыми, чтобы помочь нам узнать , как мы манипулируем
своими партнерами. Поэтому, если вы постоянно сталкиваетесь с сопротивлением со
стороны Индиго, то первым делом
проверьте себя. Возможно, они держат пред вами зеркало или в своей непримиримой
манере просят вас помочь им в установлении новых границ, проявлении их скрытых
талантов с способностейили в подъеме на
новый уровень развития.