Птицам нет нужды учиться летать. Они просто расправляют крылья и отдаются
ветру Твои дети поведут себя так же, Если ты покажешь им, как расправить душу.
Продолжаем разговор
об образовании Детей Индиго. Начало
можно прочитать здесь. Маленький ребенок умиляет
взрослых своей непосредственностью, радостью и беззаботностью. Но почему наши
счастливые, жизнерадостные и любознательные малыши, получив образование, в
большинстве случаев превращаются во взрослых, начисто лишенных этих качеств? Что такое происходит в жизни
детей за школьные годы, почему из счастливого малыша вырастает удрученный и
недовольный взрослый?
Будут
сделаны попытки в рассылке разобраться в этом.
Во времена перемен те, кто учится,
наследуют землю, а
выучившиеся обнаруживают,
что превосходно
оснащены для того, чтобы иметь
дело с миром,
которого больше нет
Эрик Хоффер
Предисловие к книге
«Счастливый ребенок»
Стивен Харрисон
Мы не переставая спорим о том, как лучше учить детей. Но часто ли мы вспоминаем
о целях этого обучения? Да, мы
говорим о социальных обязательствах и подготовке ребенка к жизни во взрослом
мире, полном труда и забот. Но мы слишком редко слышим о самом ребенке и почти
ничего - от ребенка.
Похоже, все, на что претендует нынешнее образование, - это подготовить молодого
человека к выполнению определенной роли в обществе. Безусловно, это полезно для
общества. Но, среди забот о производительности труда, не теряем ли мы более
глубокого смысла и более высокой цели образования? Не забываем ли мы об уникальности детской Души, этого
неповторимого и хрупкого недолговечного проявления пылкой и целостной жизни?
Можно
ли изменить нынешнюю модель образования, напоминающую штампование винтиков
экономического механизма, так, чтобы она больше походила на активный
эксперимент по развитию творческих способностей? Мы настолько увлеклись
обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка -
это созидание его счастливой жизни. Ведь
именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и
себе.
Счастливый человек, простыми и естественными отношениями связанный с друзьями,
семьей, соседями, человек, нашедший свое призвание, скорее всего, будет жить
полезной для окружающих жизнью и вместе со всеми создавать ткань вполне
эффективной общественной системы. Чего еще может потребовать здоровое общество
от своей системы образования, кроме того, чтобы она помогала людям быть
счастливыми? Разве мы хотим для наших детей чего-нибудь иного, кроме счастья?
Но, похоже, мы слегка побаиваемся этого самого счастья. С помощью образования
нас давным-давно отлучили от такого состояния, превратили в набор навыков и
хранилище информации. Наше образование предназначалось не столько для нас,
сколько для удовлетворения потребностей рыночной системы. Но в детях от
рождения заложена способность к
творчеству, и, к счастью, эта способность наследственная: мы вполне можем
унаследовать ее от наших детей.
Можем ли мы вырастить детей с учетом желаний их родителей, сверстников, семьи и
общества, но при этом без вмешательства нивелирующей и отупляющей системы,
которую сегодня называют образованием? Можно! Для того, чтобы всесторонне
воспитать ребенка, нужно принимать во внимание все стороны его жизни.
Незнание - это проявление неистового любопытства, свойственного ребенку. Дети
чувствуют себя абсолютно в своей тарелке, непрерывно обучаясь, тогда как мы,
взрослые, нередко испытываем потребность поставить точку. Ни точки, ни
начала в процессе обучения нет.
Хотя существует здание, которое мы называем школой, вовсе не оно является ядром
нашего обучающегося сообщества. Можно сказать, что нас объединяет понимание
того, что все мы, старые и молодые, принимаем участие в открытом исследовании
окружающего мира всеми доступными способами и в любом доступном нам качестве. Отношения,
связывающие нас друг с другом в процессе наших исследований, оказываются еще и
отношениями величайшего счастья.
Очень многие из тех, кто имеет дело с детьми, в высшей степени недовольны
качеством современного образования. Но гораздо больше среди нас тех, кто не
испытывает особого дискомфорта по поводу нынешней школьной системы, потому что
срослись с ней. В конце концов, большинство прошло через эту систему и считает
ее единственно возможной. Но о том, как обстоят дела, мы судим не по родителям
и прочим взрослым, а по детям, которые просто искрят творческими импульсами,
испытывая ко всему живейший интерес, и которые, получив образование, становятся
взрослыми, начисто лишенными этих качеств.
Но существует ведь и другая возможность, когда та самая естественная
любознательность и любовь к жизни, которые свойственны нам в детстве, остаются
с нами навсегда. Будучи людьми, мы с рождения умеем воспринимать жизнь такой,
как она есть, и в то же время преобразовывать
ее при помощи своего природного творческого дара, который совершенно
естественно возникает из открытости, внимания и сочувствия. Дети с первых дней
наделены этой способностью.
- Что, если мы позволим им пронести ее через
всю жизнь?
- Что, если мы доверимся воплощенной в ребенке
жизненной потребности - жить совсем не так, как мы?
- Что, если мы, обладая силой и знаниями об
этом мире, дадим им безопасность и защищенность, не требуя при этом, чтобы они
понимали жизнь так, как мы?
- Что, если мы дадим им свободу, уважение и
ответственность, соразмерные их действительным способностям?
- Что, если мы разделим с ними бесконечную
жажду новых знаний и общения?
Наш мир постоянно ставит перед нами сложные задачи, и приходится признать, что
у нас нет на них четких и ясных ответов. Все, чем мы можем похвастать, - это
рабочие гипотезы, сдерживающие мероприятия, временные решения и множество
оправданий. Определенных и неизменных решений у нас нет. Однако мы обладаем
могучим ресурсом, на который почти не обращаем внимания. Как это ни
удивительно, мы почти полностью вытравили его из наших общественных институтов
и руководящих организаций. У нас есть человеческий
потенциал, способный обеспечить творческий подход к решению любых жизненных
задач, - потенциал, соответствующий новым аспектам жизни и бытия, порожденным
пытливым умом и всеобъемлющим со-знанием.
Если решения сегодняшних проблем все же существуют, то они, скорее всего, будут
представлять собой ничем не стесненное и целостное самовыражение
неравнодушного, разумного и искреннего человеческого
существа - счастливого ребенка, выросшего в сердечного, сознательного,
интеллектуально богатого взрослого. Взрослого, который не лицемерит, владеет
своим разумом, но не позволяет разуму владеть собой, и ощущает свою
сопричастность всему, что его окружает.
Для
учителей
С самого рождения Дети Индиго нуждаются в признании их статуса. Если они не достигли
признания у педагогов, то постараются привлечь к своей персоне внимание
сверстников, и преподаватели поневоле будут вынуждены отреагировать. Смех и
всеобщее внимание класса приносят столь необходимое им признание ровесников,
особенно если такие случаи происходят достаточно часто. Однако таким образом
они могут перейти границы дозволенного и вообще быть исключены из школы. Они
очень быстро замечают, что способны взять власть над взрослыми, заставить их
выйти из себя, закричать, и встречают эти шумные выпады довольной ухмылкой.
Теперь, когда им оказано столько внимания, они действительно чувствуют себя
по-королевски! Дальше - больше: если их прогнали домой, тем лучше, поскольку не
нужно сидеть на занятиях, а можно смотреть телевизор или играть в компьютерные
игры.