Какое-то время назад я выкладывала
статью из рассылки
Алексея Фалеева о том, как важны стимулы для развития человека и
поддержания его здоровья.
"Качество ЖИЗНИ любого человека
зависит от КОЛИЧЕСТВА сигналов, поступающих с рецепторов".
Все дело в том, что человек, живущий в
современном обществе, испытывает жуткую нехватку стимулов,
активизирующих рецепторы тела.
Современный человек мало двигается,
поэтому рецепторы опорно-двигательного аппарата, определяющие степень
напряжения мышц и сухожилий, задействуются очень мало в повседневной
жизни.
Современный человек не бегает босиком
по траве; не царапается о кустарник, подстерегая добычу; не ощущает
потоки ветра на своей коже, поэтому рецепторы поверхности тела
недополучают нагрузки.
Современный человек не испытывает
резких колебаний температуры, а значит его терморецепторы
(воспринимающее холод и тепло) тоже "остаются безработными".
И т.д.
Таким образом, прогресс и комфортная
жизни привели к тому, что мы испытываем хроническую нехватку стимулов,
активизирующих наши рецепторы.
Нехватка подобных стимулов вызывает
состояние, которое врачи и психологи называют "сенсорная депривация".
Слово "депривация" (от английского deprivation) означает "лишение",
"потеря".
Хуже всего то, что сенсорная
депривация бывает не только явной (например, в случаях, когда человек
заперт в одиночной камере), но и скрытой, при внешне вроде бы
благоприятных условиях жизни.
Скрытая
депривация - одна из основных проблем
современного человека.
В результате
возникновения скрытой депривации у человека может:
- возникнуть неопределенное
беспокойство на ровном месте (и тогда человек начинает утешать себя
перееданием), когда вроде бы все в жизни идет хорошо, и нет никакого
повода для волнений;
- накатывающий иногда необъяснимый
страх;
- неопределенная потребность в
активности (что приводит к суетливости), или желание изменить свое
состоянии (и тогда он может начать прибегать к алкоголю или наркотикам);
- неприятные ощущения в теле, боли,
жалобы на здоровье (хотя врачи при этом не находят никаких заболеваний);
и т.д.
Но что самое неприятное - человек НЕ
ПОНИМАЕТ, почему это все с ним происходит. При этом внешне вроде бы
все обстоит совершенно благополучно - он может иметь достаток и хорошую
работу, полноценную семью, хорошо питаться и вообще вести интересную
интеллектуальную жизнь.
Кажется, живи, человек, и радуйся...
Но состояние скрытой сенсорной депривации не позволяет человеку
жить и радоваться...
Для скрытой
сенсорной депривации характерны такие признаки.
1. Более
острое эмоциональное реагирование. Недостаток
стимулов приводит к тому, что каждый стимул вызывает повышенную реакцию.
Например, всего лишь сломался каблук - а воспринимается это, как
окончательное крушение всего мира.
2. Нарушение
ориентировки. Подобные явления наблюдаются у
летчиков во время полетов ночью или в облаках (когда от пилота не
требуется никакой деятельности и он долгое время перед собой видит
только однотипный фон) - пилоту может показаться, чтосамолетперевернулся,
остановился или накренился. Или может появиться чувство нереальности
происходящего.
Один из пилотов так описал свои
впечатления от полетов над Антарктидой: "Представьте, что Вы сидите
рядом с монотонно работающим двигателем в комнате и часами смотрите в
хорошо побеленный потолок". Не удивительно, что такая монотонность
действует гипнотизирующее.
3. Повышенная
внушаемость.
В экспериментах канадского психолога В.Г.Бекстона было
показано, что скептически настроенные студенты, попадая в условия
сенсорной депривации, начинали верить сообщениям экспериментатора о
существовании привидений и полтергейста.
Повышение внушаемости в момент
депривации - это важное свойство, и его можно использовать себе во
благо, для внушения себе нужного настроения или нужной установки.
Еще в 1950-ых годах американский
нейробиолог Дж.Лилли начал применять для релаксации специальную
закрытую ванну. Человек лежит на поверхности теплой и слегка соленой
воды. Влияние внешних раздражителей - звуковых, световых, температурных
и т.д. - сведено к минимуму.
Полежав так в темноте минут десять,
человек перестает чувствовать воду и воздух вокруг.
Ему начинает казаться, что он парит в
вакууме.
В условиях ослабленной гравитации
мышцы расслабляются, в крови понижается количество адреналина, исчезает
страх и тревога. Такая ситуация идеально подходит для различного рода
самовнушений.
4. Недооценка времени.
В условиях сенсорной депривации
человек начинает необъективно оценивать время. Причем возникающая ошибка
очень существенна.
Был проведен ряд экспериментов, в
которых добровольцы соглашались на длительное пребывание в пещере.
В каждом из таких случаев оказывалось,
что люди недооценивали интервалы времени: один из участников
исследования при оценке прошедшего времени "отстал" на 25 суток за
период 59 дней, другой - на 88 суток за период 181 день.
Третий испытуемый, уже зная о том, что
при нахождении в пещере происходит значительное нарушение оценки
времени, пытался быть более объективным, но все-равно сильно ошибся -
"отстал" на 25 суток за 130 дней.
Ошибка очень существенная - субъективное
время удлинилось почти в 2 раза (т.е. человек думал, что прошли
сутки, а на самом деле прошло почти двое суток).
Не удивительно, что в условиях
сенсорной депривации современный человек становится "совой" - он просто
не чувствует, что уже вечер, по его субъективному времени еще только
середина дня... и поэтому, если он предоставлен сам себе, то как
правило, очень поздно ложится спать.
Таким образом, проблема, которую
Светлана указала в своем письме ("не могу рано лечь спать") - это
проблема не только Светланы, но многих современных людей, которые
испытывают недостаток стимулов, которые недостаточно раздражают
рецепторы своего тела.
Теперь, когда мы разобрались с
причиной, можно дать рекомендации по решению этой проблемы.
Решение очень
простое - стимулировать рецепторы тела.
В университете Нью-Йорка была создана
специальная аудитория, где студентов подвергали большому числу
стимуляций ("раздражений"): зрительной (цветомузыкальная установка),
слуховой (играла музыка), тактильной (кресла вибрировали и
подогревались), вкусовой (студентам выдали конфеты), обонятельной
(пахучие масла).
До и после сеанса "раздражения"
испытуемые делали рисунок, по которому оценивались следующие
характеристики - "открытость" (после сеанса "раздражения" выросла на
78%), "свобода экспрессии" (выросла на 58%), "глубина перспективы"
(выросла на 51%), "эмоциональность" (выросла на 66%), "оригинальность"
(выросла на 31%).
Исследователи сделали вывод о том, что
сенсорная стимуляция способствует повышению творческого потенциала.
Мы, конечно, не всегда имеем
возможность создать у себя такие условия.
В свое время, когда я прочитала это
впервые, мне стало многое понятно из жизни детей.
Почему летом они ДРУГИЕ. Нету этого
повышенного хныканья, нет капризов. Почему летом они точно знают, что
они хотят.
Почему они охотнее творят, делают скачок
не только в физическом росте, но и в эмоциональном, и в
интеллектуальном.
Да потому, что стимулов летом на порядок
больше. И это не только солнце и теплое море.
Это и босиком по траве, это контрасты
температур, это и повышенная двигательная активность.
Это и новые формы, и новые цвета, и новые
звуки, и новые люди, и новые ощущения..
Конечно, детям летом хочется дать этого
заряда больше. Чтобы они набегались, наплавались, насмотрелись разного и
интересного, попробовали какой-то новый опыт.
И все это, в большом количестве мы
предлагаем в своих летних программах.
В наших семейных лагерях мы и предлагаем
для проживания разнообразный опыт. Причем, не только детям, но и
взрослым.
Не удивительно, что родители пишут
мне о том, что после лагерей детей не узнать - у них начинается, вернее,
продолжается после лагеря, огромная познавательная активность. Они
намного охотнее общаются со сверстниками. И начинают интересоваться
очень многим, потому что в лагере всегда поднимается огромное количество
тем, которые потом , после лагеря, продолжают интересовать детей.
Да, и совсем забыла сказать-первая неделя проекта —
бесплатно.
Для
всех оплативших курс у меня будет два бонуса—
один практичный, второй для души
-Практичный
бонус -
методичка с описанием тех рецептов народной медицины, которые были
опробированы в моей семье и доказали свою эффективность. Рецепты на темы
— ангина, насморк, кашель, повышенная температура,аллергия.
-Бонус
для души.С
участницами этого курса, мы сядем как-то вечерком и все вместе сделаем
весеннюю Куклу Птица Радость. Эта куколка делалась на закличку весны. Ею
приманивали птиц, чтобы они прилетели и уже впустили, наконец, весну:)
Самая весенняя куколка.
Отзывы с предыдущего набора:
Марина - http://pippilongstock.livejournal.com/
Юля, большое тебе спасибо за курс! Было очень интересно, познавательно и
полезно для меня поучаствовать в этом курсе.
Я старалась по максимуму все выполнять. Думаю, что с заданиями курса
справилась процентов на 85. Не всегда удавалось делать прогулки и
последние дни не делала закаливающие процедуры,т.к. приболела. В
остальном шла по максимуму.
Ощущения сейчас очень приятные в отношении себя и своей внешности.
Конечно, я не знаю, что там у меня физически внутри изменилось, но
визуализирую я себе, что у меня все чисто, ладно и здорОво (ведь я же
старалась)!
Очень помогли психологические проработки (этого я от курса не ждала, но
это было приятным сюрпризом). Когда живешь один на один со своими пусть
и небольшими проблемами, очень сложно становится. Спасибо, что помогла
вытащить их наружу. Мне действительно стало легче на душе и плечи уже не
так тянет груз проблем))
Цели курса (мои личные 5 целей) я достигла процентов на 80! Что тоже
здорово для меня. Я не могу сказать, что мне удается всегда оставаться
спокойной в отношении с близкими, но прогресс явно есть! И проблемы со
здоровьем еще пока остались, но надеюсь уже идут на убыль. Остальные
цели достигнуты!
Меня очень вдохновило написание сказки! Хочется прям писать, писать и
писать еще и еще сказка
постоянно прокручивается в моей голове и воодушевляет меня на новые
свершения.
22-23 марта состоится очный
семинар "Сказочный терем" (Подмосковье)
Он для тех, кто давно мечтает обзавестись
собственным домом или улучшить жилищные условия, для тех, кто давно
планировал ремонт, но так и не собрался его сделать, для тех, кто хочет
переехать в другой район, но что-то мешает осуществить, для тех, кого
что-то не устраивает в собственном жизненном пространстве, а что с этим
делать непонятно.
В общем для всех, кто хочет дом своей
мечты сделать явью.
Семинар будет очень насыщенным,
потребует глубокой работы и погруженности. Поэтому и решено его провести
вдали от городской суеты в живописном месте на слиянии реки Волги и реки
Дубны, это место издавна считалось местом силы, думается и нам оно
поможет.
И что же в итоге мы обретем?
- Наглядное видение своего дома, где
все продумано и учтено до мелочей. То есть и нам становится ясно чего же
на самом деле хочется и как это выглядит, и у Вселенной появляется
зримый образ - чем нас порадовать.
- Ясное понимание, что нам мешает
достичь желаемого, чудесное превращение негативных установок в
позитивные, и вполне рабочий метод как в дальнейшем с ними разбираться
- На первый взгляд сказочный, но очень
действенный сценарий достижения желаемого, а также осознание как и с
чьей помощью все может произойти
- Оберег-помощник, который повернет
колесо удачи в нужную нам сторону и подскажет (на ушко) как ускорить
сбычу мечты
- Уверенность, что все произойдет в
соответствии с задуманным самым наилучшим способом.
15-22 июня, танцевальный, обучающий семинар по социальным танцам,
Адрасан, Турция.
— В чём суть ознакомительного семинара?
— Ознакомительный семинар предполагает знакомство с материалом, с
которым вы потом сами сможете работать после обучения на курсе.
Пополните багаж своих ощущений и знаний о танцевальной культуре разных
стран. И просто получите удовольствие от танцев в кругу.
Приглашаем всех, кто любит танцевать.
Тех, кто танцует с детства, и тех, кто
никогда раньше не танцевал!
Мы рады представить вам увлекательное
путешествие по странам и континентам в танцевальных ритмах нашей
прекрасной планеты, в котором нет зрителей — танцуют все
Круговые танцы народов мира — это весёлые
и грустные, шуточные и лиричные, медитативные и задорные — традиционные
танцы разных стран, которые танцуют, взявшись за руки.
В кругу все танцоры равны, независимо от
национальности, возраста, профессии и уровня подготовки, главное, чтобы
вы хотели испытать это удовольствие
утром ремесленные мастерские, купание,
народные игры, мягкая школа
до ужина арт-терапия совместная , детская
и взрослая. Где мы будем проживать различный опыт. Учиться отпускать,
выражать эмоции. Учиться расслабляться, чувствовать себя, играть…
после ужина — сказки, концерты, ярмарки,
поиски кладов…
после отбоя — арт-терапевтические
тренинги для взрослых. На этих тренингах вы будете ставить перед собой
вопрос и в ходе тренинга мы будем искать на него ответ.
Удивительный Макс Шупбах, миротворец, медиатор,
специалист по международным конфликтам,
консультант правительственных организаций,
политических партий, международных
некоммерческих организаций, племен и религиозных
сообществ. "Фасилитировал построение сообщества
в сербо-хорватских лагерях для беженцев на
протяжении югославской войны и отношения между
заключенными, исправительным персоналом и
тюремной администрацией в тюрьмах строгого
режима. Ведущий многочисленных общественных
открытых форумов по проблемам и вопросам
общественного беспокойства: недавно прошел
открытый форум, сосредоточившийся на отношениях
между исламом, иудаизмом и христианством в
Германии".(с)
"Что кажется хаосом в данный момент времени,
имеет четкую структуру. События, которые кажутся
"странными", на самом деле, имеют значение, и,
если пожелаете, являются ведущей силой для
перемен. В том, что маргинализируется сегодня,
скрывается будущее организации и завтрашний день
для сообщества".
"за трениями, "проблемами" или "сложным
человеком" есть скрытый смысл. Если мы включим
всю информацию, присущую полю: измеряемую и
неизмеримую, рациональную и иррациональную,
линейную логичную и эмоциональную, то мы
обнаружим уникальные решения, которые изначально
были заложены в ситуации, а вместе с тем откроем
потенциал для того, чтобы индивидуумы, команды и
организации стали более творческими, гибкими,
"текучими", достигая конкретных целей и усиливая
стратегию".
"Лидер в будущем — это не тот, кто все знает и
умеет, а тот, кто хорошо разбирается в себе и
других, может построить искренние отношения за 5
минут, фасилитировать сложные ситуации и
конфликты, даже с "врагами", в малых или больших
группах. Основной навык будущего лидера — это
осознанность: понимание своей личной психологии,
психологии других, спрятанную структуру
происходящих процессов. Внутренняя работа
лидера, его/ее отношение к другим, принятие и
любовь к тому, что "радикально другое, не
похожее", особые навыки выстраивать отношения —
все это может стать потенциальным источником для
важных изменений и трансформации в себе, команде
или организации".
"Мастер - это не статус, которого можно
достигнуть. Мастер - это путь. Путь, на котором
те методы, которые вы изучаете, станут вашим
способом жизни. Вам следует осознать, что
учиться придется всю жизнь. Мастер - это
человек, который понимает, что его судьба, его
путь на этой планете имеет определенное
направление. И его задача идти по нему и сделать
этот путь полезным для окружающих. В попытке
достичь этого, вы будете постоянно спотыкаться и
спотыкаясь - учиться новому. Но со временем вы
научитесь принимать и успех и неудачу как нечто
позитивное. Вы перестанете безудержно и безумно
радоваться, когда у вас все получается, как
задумано, или впадать в депрессию, если что-то
не получается. Потому что придет понимание, что
и успех и поражение это лишь частички чего-то
более крупного".