"Поскольку появился запрос на теоретические размышления, то хочется
поделиться собственным восприятием теории развития Ньюфельда.
Для
меня в первую очередь - это теория о том, что социальное развитие
ребенка, его способность адекватно существовать в социуме зависит не
от научения, а от созревания его мозга.
И процесс созревания мозга опять же в большей степени зависит не
от научения, а от того, в насколько безопасных условиях живет
ребенок, поскольку если мозг тратит свои ресурсы на защиту от
неблагоприятных условий, если ребенок находится в позиции
уязвимости, то ему не до развития.
Стандартное время созревания, когда мозг становится
способным к интегрированнию эмоций - это 6-9 лет, ожидать более
ранних проявлений смысла не имеет. Развитие происходит через
творческую энергию дерзновения и именно ее проявления - главный
маркер крепкой привязанности (не путать с творчеством от недостатка,
как способом справится с тревожностью).
Безопасность же проживания ребенка во многом зависит от его
отношений с взрослыми, которые о нем заботятся. Чем более безусловна
их любовь, чем точнее они способны удовлетворить его потребности, а
не хотелки, чем открытее признается право на чувства, в том числе и
негативные (при этом запрещаются только агрессивные действия), чем
больше людей находится в деревне привязанностей - тем безопаснее
жизнь ребенка и соответственно больше шансов на созревание к
ожидаемому возрасту.
И соответственно развитие ребенка зависит от крепости его
привязанности к заботящемимся о нем взрослым из деревни
привязанности, согласованности их действий и наличия уважения между
ними (чтобы это не были конкурирующие привязанности).
Кроме вышеперечисленного к теоретическим построениям я отношу:
1. Понятие о наличии двух групп инстинктов - доминирования и
подчинения
2. Шесть уровней привязанности, которые постепенно проходятся по
мере роста ребенка: 1) чувства, 2) подражание, 3)
принадлежность,лояльность, 4) чувство важности для другого, 5)
любовь, 6) чувство, что тебя знают
3. Запасной путь созревания через слезы тщетности
4. Рассмотрение агрессии как фрустрации, связанной с ощущением
небезопасности жизни.
Из этих теоретических положений для меняследуют
некоторые практические следствия(при
чем эти следствия уже не только достояние данной теории, а
перекликаются с другими практическими советами психологов других
направлений):
1.Фокус
внимания родителя должен быть не на актуальном поведении ребенка, а
на том, какие отношения между ними.
И следствия их этого -
1. Ответственность за отношения с детьми - на взрослом.
2. Первичность похвалы, как признания ценности ребенка, а не
материального поощрения или оценочного возгласа.
3. Ценность активного слушания и умение не разрушаться под
воздействием любых детских чувств и эмоций.
4. Формирование восприятия действительности ребенка через
моделирование собственного отклика на нее.(Не
давать ребенку почувствовать обессиливающий страх родителя)
5. Поддержание дисциплины через:
5 принципов эффективной дисциплины:
1) поощряйте
желание быть хорошим,
2) прежде чем руководить – завладевайте,
3) перекрывайте проблемное поведение,
4) осознавайте пределы своей силы
5) не пытайтесь воспитывать во время накала чувств,
4 принципа компенсации незрелости ребенка:
1) именно Вы в ответе за ребенка, а не наоборот,
2) изменяйте обстоятельства для появления иных чувств в
момент проблемного поведения
3) вводите ритуалы и традиции
4) режиссируйте желательное поведение как действие, но не
обманывайтесь тем, что ребенок понимает это как цель
и 3 практики помогающие ребенку взрослеть:
1) Помогайте ребёнку найти свою печаль при столкновении с
тщетностью, Не бойтесь выстраивать границы поведения, помогая
ребенку смирится с их наличием.
2) помогайте найти альтернативное поведение и
уравновешивание его импульсам
3) закрепляйте и поддерживайте благие порывы
Что еще хотелось бы сказать - в сообществе приветствуются
теоретические споры (но без приписывания оппонентам негативных
помыслов без прояснения предмета спора).
Так же стоит понимать, что та часть, которая относится к
практическим следствиям из теории может иметь разные вариации в
зависимости от семейной предыстории, особенности родителей и
семейного окружения.
Каждую зиму и каждое лето мы собираем компанию единомышленников, ищем
красивое место, чаще, рядом с морем и уезжаем туда.
Приглашаю вас отдохнуть вместе с нами.
Кто приезжает в наши лагеря
- родители и дети от 0 до 18 лет
Мы занимаем отель N и создаем там территорию свободную от телевизоров,
мобильных телефонов, Пи-С-пи и пр.
На фото ниже как раз наши домики в Австрии
В лагере дети и родители все делают вместе.
В наше время, когда дети и родители существуют раздельно
- работа, школы, садики, очень важно выделять время, когда вы находитесь ВМЕСТЕ со своим ребенком.
Когда не он ходит с вами по вашим делам, а когда вы занимаетесь
одним делом, интересным и вам и ему.
Когда ребенок чувствует, что он вам нужен и интересен.
Что получают родители в нашем лагере:
1. Своего ребенка. Возможность узнать его ближе. Возможность
узнать его в себе. Возможность понять его.
2. Себя. В лагере вы становитесь такими, какими были в
детстве. Вы имеете полное право дурачиться, плавать наперегонки, нырять со скал, разрисовывать себя с ног до головы красками и вообще, делать все, что захочется. А, если вдруг, за важностью дел, вы забыли, как это делается, мы поможем вам вспомнить.
3. Очень интересную взрослую компанию. В лагерях есть редкая
возможность найти единомышленников в тех вопросах, в которых их сложно найти в обычном окружении.
4. возможность научить много чему новому: - в лагере проходит много рукодельных мастер-классов. Причем,
не только дети и мамы получают удовольствие, но и папы. Видели бы вы, какие шедевры делают именно папы (даже, не знаю, что они на это способны) - мы всегда готовим программу для взрослых - с играми,
беседами, практиками - с этого года, по просьбам участников лагерей, мы будем
проводить и психологические семинары на темы семьи, детства.
Что же получают дети:
1. Родителей в полное и безраздельное пользование на время
лагеря.
Но родителям можно не бояться :), потому что, кроме вас, у ребенка будет еще много чего интересного.
2. Друзей. В наших лагерях дети получают бесценный опыт,
которого часто лишены - они живут и общаются в разновозрастной компании. Всегда есть те, кому они могут помочь. и всегда есть те, кто может помочь им. дети делают огромный рывок в развитии. Родители рядом, вокруг столько нового, дети в период лагеря, очень активно исследуют этот мир и себя в нем.
3. Возможность научиться многому новому. Возможность научить
тому, что знают сами. Возможность узнать себя лучше - нырнуть глубже, заплыть дальше, попробовать что-то совсем новое.
Одним словом, во время лагеря мы будем ЖИТЬ - узнавать себя,
узнавать своих детей, заводить новых друзей!!"
(Надежда)Отчет по прохождению 1 месяца курса 1. 1 месяц курса дал многое, хотя руками потрогать это вряд ли получиться. Самое главное для меня это то, что пришло глобальное понимание того, что я сама себе уделяю катастрофически мало времени, это я сама себя мало кормлю, мало пою, мало радую и т.д. и что только я сама могу все это изменить. Оказалось , что трудно без привычки ежеденевно делать многое только для себя, все время хотелось себя отодвинуть в сторонку, потому что совсем не было ощущения, что я у себя самый
главный человек в жизни и что заботиться о себе я должна в первую очередь. Сейчас у меня есть это чудесное ощущение внутри, что я - целый мир, очень важный и интересный, что этот мир надо холить и лелеять, радоваться ему.
2. В фиизическом плане изменилось качество пищеварения: живот практически не болит, вернее он вообще не болит, а если заболело что-то, то я уже наверняка знаю отчего (какая-то погрешность в питании). Организм привык получать много воды. Сейчас я уже четко понимаю когда я хочу пить, а когда есть, раньше я путала чувстсво голода и чувтсво жажды.
3. В психологическом плане мне на 1 месяце удалось сделать не все задания, но тем не менее появилось ощущение, что все люди вокруг - они хорошие изначально, и нет поводов сердиться, обижаться, осуждать, а хочется понять почему все разные. Не могу сказать, что получается всегда сохранять безмятежность и душевное спокойствие в любых ситуациях, но сейчас я не виню себя так много и подолгу как раньше за промахи. Сейчас есть просто мои эмоции, я воспринима. их как то, что есть
у меня и если это социально неодобряемая эмоция или реакция, я по большому счету не обвиняю себя в том, что я поступаю плохо и я плохая, я принимаю себя. Если все-таки чувство вины появляется, я провожу работу с самой собой, ищу корни это чувства, прорабатываю проблему, а не оставляю все как есть.
4. Из предложенного в курсе буду использвать многое:
распорядок дня мне оказался удобен,
раздельное питание нравиться,
Кисель Изотова - отличная штука я за него двумя руками, буду делать постоянно,
108 шагов по ручью - уже без этой процедуры не представляю свое утро
питье кремниевой воды - уже выпиваю 2 литра в день, причем легко и непринужденно
обязательное расслабление в течение дня
прогулку с проговариванием настроя