Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Город Знаек - все о развивающих методиках - Выпуск 8


preschooler_at_club.jpgДовольно часто ребенка начинают готовить к школе только в шесть лет, когда он уже вот-вот станет школьником. В короткий срок взрослые рассчитывают обучить дошкольника всему и сразу, не принимая во внимание то, что малыш может просто не справиться с таким мощным потоком информации. Вот почему рекомендуется заблаговременно начать процесс подготовки к школе, с тем, чтобы вести его последовательно в течение длительного времени. 
Совсем недавно подготовка детей к школе ограничивалась обучением чтению, счету, письму. Реальность сегодняшнего дня такова, что эти навыки, несомненно, необходимые, отступают на второй план. Практика свидетельствует, что трудности в первые годы пребывания в школе испытывают те дети, у которых не развиты познавательная активность, мотивация к получению знаний, творческое мышление.
Можно смело утверждать, что сегодня главная задача подготовки к школе – это всестороннее развитие ребенка, которое включает в себя тренировку его мотивационной сферы, а также интеллектуальных и творческих возможностей. Когда с раннего возраста родители осознанно воспитывают малыша как эрудированную, творческую личность, нет сомнений в том, что таким он в дальнейшем и станет.
Творческая личность способна в полной мере раскрыть себя в любых сферах деятельности. Творческий человек активно интересуется окружающим миром и одновременно сам становится востребованным.
Если интерес к творчеству и познанию не приходит сам по себе, его можно развить. Чтобы заинтересовать ребенка, родители сами должны найти для себя интерес в занятиях с ребенком. Малыш немедленно почувствует, что взрослому интересно общаться с ним. Вдохновляющая поддержка родителей на первом этапе развития просто необходима! Постепенно ребенок будет накапливать жизненный опыт, становиться все более уверенным в собственных силах, и, следовательно, все меньше он будет нуждаться в помощи родителей.
Словом, когда рядом с ребенком находятся взрослые, которым не жаль времени на его развитие, процесс подготовки к школе будет для малыша легким и увлекательным.

Что означает готовность к школе?

Модель будущего первоклассника включает в себя целый ряд показателей. Ребенок должен быть хорошо развит физически, у него должны быть сформированы предпосылки для систематического школьного обучения. Ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире, уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, осознает причинно-следственные связи. Ребенок должен владеть основами грамоты, счета, представлений о себе и окружающем мире. Кроме того, у него должно быть развито логическое и творческое мышление, память, воображение, коммуникативные навыки.
Рассмотрим подробнее критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе. Что входит в понятия «грамотность», «счет», «знания о мире»? Как следует развивать необходимые навыки?

Грамотность предполагает:

  • Знакомство с алфавитом
  • Базовые навыки письма
  • Составление и узнавание простых слов
  • Достаточный словарный запас
  • Применение в речи базовых грамматических структур
  • Использование речи для выражения своих чувств и мыслей в любой жизненной ситуации
Для развития устной речи рекомендуется как можно больше читать ребенку вслух, разговаривать с ребенком, учить его отвечать на вопросы и устно выражать свои желания и чувства.
Купите азбуку или специальную тетрадь «Буквы, звуки», учите ребенка узнавать и называть буквы.
Наибольшие сложности связаны с развитием письма. Одной из причин может стать недостаточное развитие мелкой моторики рук. Для того чтобы облегчить нагрузку в школе, следует заранее учить ребенка зрительно контролировать движения руки во время письма. Существуют упражнения, которые можно практиковать дома вместе с ребенком: рисование по клеточкам, штриховка, копирование узоров, дорисовка второй половины симметричного рисунка.

Счет предполагает:

  • Владение понятиями числа и количества
  • Представление о количественных и порядковых числительных
  • Навыки написания цифр
Математические представления – это средство умственного развития ребенка. От того, насколько успешным было развитие математических способностей ребенка в дошкольном возрасте, зависит его дальнейшие успехи на уроках математики в начальной школе. Умение логически мыслить, которому учит математика, поможет в дальнейшем освоить любую дисциплину.
Для домашних занятий с ребенком можно выбрать пособия, в которых предлагается сосчитать, сравнить предметы по величине, сложить, вычесть, различить геометрические формы.

Знания о мире предполагают:

  • Умение классифицировать предметы
  • Знание различных фигур (плоских и объемных)
  • Представление о природных явлениях
  • Знания о животных, растениях, технике, транспорте и т.д.
Гуляя с ребенком, показывайте и называйте ему различные предметы и явления. Можно также воспользоваться пособиями, в которых разные объекты разделены по группам. Например, «Растительность», «Мебель», «Строительство» и другие.

Интеллектуальное, творческое и социальное развитие.

Сегодня психологи в один голос утверждают, что для будущего первоклассника гораздо важнее уметь учиться и добывать знания, нежели владеть определенными сведениями. Современное образовательное пространство таково, что из огромного потока информации нужно уметь достать нужные знания, логически осмыслить, а также творчески преобразовать. Внимание, память, логика, образное и творческое мышление – все эти качества определяют, насколько успешен будет ребенок в школе, а затем и в жизни. Развивать интеллектуальную сферу ребенка нужно еще в раннем возрасте.

Интеллектуальное развитие.

Занимаясь с ребенком дома, используйте специальные игры и упражнения для развития памяти, внимания и других познавательных процессов. Например, объемные конструкторы или магниты на холодильник всевозможных форм – пусть ребенок пробует составить из имеющихся модулей какой-либо объект. Для детей 5-6 лет подойдут объемные паззлы, а также настольные игры, где нужно вырезать и складывать из мелких частей целое, подбирая детали по цвету. Так ребенок научится анализировать (раскладывать на части), анализировать (собирать воедино), а также классифицировать (группировать по какому-либо признаку) предметы.

Творческое развитие.

Для формирования творческое мышления у ребенка необходимо погрузить его в атмосферу искусства. Пусть ребенок пробует себя в разных областях, со временем он остановится на двух-трех видах творческой деятельности, которые будут приносить ему наибольшее удовлетворение. Это увлечение, пронесенное через всю жизнь, поможет лучше ориентироваться в сложных ситуациях, а также даст уверенность в себе.
Лучше, если творческое развитие ребенка происходит в специализированной студии или кружке под руководством творческого работника. Научить рисовать может только художник, петь – музыкант, а танцевать – танцор и так далее. В домашних условиях это невозможно, конечно, за исключением тех случаев, когда сами родители являются профессионалами в каком-либо виде искусства. Большое значение играет коллективная составляющая, когда ребенок творит, общаясь.
Все дети любят рисовать. Однако, изобразительное творчество это не только привычное изо, это еще и моделирование, дизайн игрушек, кукол, подарков из глины, теста, природных материалов. Также к изобразительному творчеству относится составление экспозиций: коллажей на определенную тематику, галерей предметов и вещей. Для ребенка будет очень полезно поучаствовать в коллективном дворовом творчестве, которое включает в себя лепку скульптур из различных материалов, строительство замков, укреплений и крепостей.
Детям интересно будет попробовать себя в пении и сочинении стихов, в импровизациях на заданную тему.
Благотворно сказывается на творческом развитии ребенка театральное искусство. Ребенок органично перевоплощается в одушевленные и неодушевленные предметы, проигрывает знакомые сказки и истории, а также выдумывает собственные воображаемые ситуации.
В танцевальных студиях ребенок учится выражать образы через пластику собственного тела, приобретает свободу движений.

Социальное развитие.

Наконец, успешная адаптация в школьном коллективе невозможна, если ребенок не владеет навыками социального взаимодействия. Родители могут сами научить ребенка независимо и самостоятельно работать, выражать и отстаивать собственное мнение, делить обязанности, оказывать помощь и принимать ее от другого. Кроме того, существуют специальные занятия в развивающих центрах, где ребенок получит социальные навыки в свободной деятельности под наблюдением специалистов.

Где и как развивать ребенка?

В идеале ребенок должен постоянно развиваться: и в детском дошкольном учреждении, и в специализированных развивающих центрах, и дома.
Как правило, в центрах дополнительного обучения предлагают комплексные занятия для подготовки к школе детей пяти-шести лет. В стандартное часовое занятие входит чтение букв, слогов, слов и предложений (15 минут), счет и измерение величин (15 минут), занятия с развивающими играми и пособиями (10 минут), подготовка руки к письму, включая пальчиковую гимнастику и рисование (10 минут), динамичные игры обучающего и коммуникативного характера (10 минут).
Такие занятия очень эффективны, но следует помнить о том, что участие родителей в развитии ребенка является одним из главных факторов успеха.

Анонсы новых статей:

В наш современный век колоссальных потоков информации и стремительного темпа жизни, людям приходится прилагать огромные усилия для запоминания всех необходимых вещей, давайте познакомимся с методикой эйдетики
Мастер класс по изготовлению букета роз из салфеток.

Которые отлично подойдут в качестве подарков для мам, бабушек, сестренок к Восьмому марта или к любому другому празднику. Развиваемся дома с удовольствием!
Если ребенок развивается дома – это вовсе не значит ограничить его воспитание телевизором, прогулками на улицу и походом к бабушке. Гораздо интереснее и полезнее творить с детьми, давать вол их фантазии, и Вы увидите, какой стимул для дальнейшего развития это даст ребенку.

В избранное