Город Знаек - все о развивающих методиках - Выпуск 7
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером в 1946 г, увидевшая свет спустя 10 лет, - это технология творчества. Длительное время единственным способом решения творческих задач - задач, не имеющих конкретного способа решения
и не поддающимся решению по формуле, - был "метод проб и ошибок". В начале столетия очень выросла необходимость в своевременном и стабильном решении творческих проблем, что неизбежно привело к появлению различных изменений "метода проб и ошибок". Наиболее популярные из них – разные варианты таких способов, как "мозговой штурм", "метод контрольных вопросов", "метод каталога". Сущность всех этих методов – увеличение интенсивности перебора идей и вариантов. Но существует
и противоположность - можно сократить время на перебор способов, но использовать его еще больше на разбор итоговых вариантов и выбор подходящего. Как показывает опыт и проведенные исследования во многих странах – число найденных этими способами решений, абсолютно не связанно с качеством решения проблемы.
Еще в сороковых годах Г.С. Альтшуллер поставил задачу иначе: "Как без многочисленного перебора вариантов решения проблемы выходить сразу на сильные решения?
Преодолеть
возможные трудности и справиться с этой задачей помогают три принципа, лежащие в основе ТРИЗ.
Принцип объективности законов развития систем - строение, жизнедеятельность и смена поколений систем повинуются объективным законам.
Следовательно: сильные решения - это решения, отвечающие объективным законам, закономерностям, эффектам.
Принцип противоречия - под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема тяжело решаема потому, что существует система противоречий - скрытых или явных.
Следовательно: сильные решения - это решения, преодолевающие противоречия.
Принцип конкретности - каждый класс систем, как и отдельные представители, внутри этого класса, имеет особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними - теми, на которых строится система, и внешними - той средой и ситуацией, в которых находится система.
Следовательно: сильные решения - это решения, учитывающие особенности конкретных проблемных ситуаций.
В современном мире, как демонстрируют исследования, проводимые в Америке и Европе, ведутся многочисленные изучения и разработки по различным вариантам ТРИЗ, скапливается опыт практического применения метода Г.С. Альтшуллера в различных отраслях человеческой деятельности. ТРИЗ-технологии обращаются в технологии метода решения проблем, без использования предметных областей, хотя и используют специальные знания из научных областей. ТРИЗ понемногу превращается в некоторую
систему моделей и механизмов обработки знаний, независимо от природы этих знаний, с целью анализа и решения сложных проблем. Это и положило начало использованию ТРИЗ-методов в образовании дошкольников и школьников: освоение детьми этих моделей позволяет им лучше учиться в школе, растет интерес к чтению книг и образованию. А психологические тесты показывают, что уровень беспокойности детей знающих ТРИЗ - заметно ниже того, что имеют другие дети в наблюдаемых группах.
В настоящее время
теория получила широкое распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Корее, Франции, Финляндии, Германии, и других странах. В Финляндии, Корее, Франции, США, Голландии, Бельгии, Англии, стремительно растет количество фирм, занимающихся ТРИЗ-консультациями и обучением.
О том, как стремительно новейшая технология решения творческих задач завоевывает популярность в мире, можно судить по всемирной компьютерной сети Интернет:
за последние годы количество статей по ТРИЗ уже превысило несколько тысяч, начавшись, по сути, с нуля. Крупнейшие мировые компании ищут на территории бывшего Советского Союза специалистов для своих исследовательских служб.
Как сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ постоянно развивается и прогрессирует. Способы и методы выносятся на нетехнические области: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, рекламу и Public Relations, решение коммерческих, социальных, социально-технических
и педагогических задач, задач системы образования.
Тризовская система обучения охватывает все возрасты, начиная с детсадовского.
Скоро День Рождения у любимого дедушки. Как его порадовать, что подарить? Немного подумав, мы с моим трехлетним сыном решили совместить приятное с полезным. Нет ничего лучше, чем подарок, сделанный своими руками. Море идей, что же смастерить? Представляем вашему вниманию наше творение. Возможно, для кого-то это станет отличной находкой. Отличноеразвивающее занятие. Самое главное, что процесс изготовления подарка был несложным, но очень увлекательным. Сынок так заинтересовался, что захотел сделать еще один самолет и подарить дедушке два. Да и расставаться с таким подарком ему было ой как непросто. Подарил и сказал: «Деда, только давай играть будем вместе!»
Для физического развития малышам постоянно требуется движение. Цель физического развитияребенка – это закреплениенавыков ходьбы и умение владеть своим телом. Для проявления оздоровительного эффекта очень важно начинать занятия с детьми как можно раньше. Лучше всего занятия проводить в форме игры. Перед
началом занятий мамочкам необходимо усвоить отличие гимнастики от зарядки.