Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вырастай-ка!

  Все выпуски  

Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры


Информационный Канал Subscribe.Ru


Расылка "ЛУЧиК"
   

 

"Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры"

   
 

Здравствуйте, уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки и те, кто только собирается ими стать!
Сотрудники образовательного центра "ЛУЧИК" и я, Александра Беляева, приветствуем вас на страницах нашей рассылки!


"Детские страхи"

"Придет серенький волчок
и ухватит за бочок…"



Страхи - непременное сопровождение нашей жизни, как камни на дороге. Конечно, страхи бывают разные: большие и маленькие, цветные и черно-белые, детские и взрослые… Диапазон страхов необычайно широк и ограничивается разве что нашей фантазией. Не даром есть старинная русская поговорка "У страха глаза велики". Есть страхи, которые естественны по своей природе и являются нормальной реакцией на негативное событие или следствием полученной информации. Например, страх возвращаться женщине одной по неосвещенной улице достаточно объясним и понятен. И было бы неразумно проводить работу по избавлению от этого страха. Это не только не ограничивает ее жизнь, но и позволяет ей из оправданных опасений не подвергать себя лишний раз риску. Но есть те, которые мешают нормальному течению нашей жизни, вносят в нее ограничения, заставляя нас испытывать крайне неприятные чувства. Так, например, панический страх оказаться внутри замкнутого пространства или страх остаться одному.


Сегодня наш разговор будет посвящен именно тем детским страхам, которые вызывают беспокойство у родителей и могут негативно повлиять на ход дальнейшей жизни ребенка.

Условно страхи можно разделить на две большие группы "врожденные" и "приобретенные".
Страхи, названные нами "врожденными" сопровождают определенный возрастной период развития. Например, полугодовалые дети (7 месяцев), часто пугаются незнакомых людей, особенно дядь, и особенно бородатых. Также после года появляется природно-обусловленный страх - страх остаться одному, в одиночестве.


Очень часто дети-дошкольники боятся темноты. Этот страх пришел к нам от предков, когда ночью, в темноте выходили на охоту самые опасные и неведомые звери. В возрасте 3 - 5 лет детей пугают отрицательные сказочные персонажи. При этом они часто ассоциируют их с реальными людьми. В возрасте 3-5 дети опасаются замкнутых пространств, не любят закрытых комнат. Довольно часто дети дошкольного возраста боятся животных, особенно с большими острыми зубами. Такие страхи проходят по мере взросления ребенка.

Теперь о "приобретенных" страхах. Давайте проясним, какие страхи и по каким причинам возникают, и что мы можем сделать, чтобы их предупредить.


Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Страх может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи собак, отрицательных персонажей и … "нехороших" людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Однако не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности, что можно выделить как вторую причину.


Третья причина - это запугивание в воспитании.
Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.
Иногда, родители не замечают того, как они своими высказываниями способствуют зарождению страхов у ребенка. "Будешь капризничать - я тебя отдам чужой тете!". Здесь два варианта исхода: ребенок понимает, что родители запугивают его для того, чтобы получить желаемое поведение, и будет в дальнейшем использовать подобные способы управления людьми, или, действительно верит вашему запугиванию, и у него не только появляется ощущение незащищенности в большом мире, но и вы выступаете для него источником этого страха.
"Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п." - рекомендуют психологи. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным. Родители и другие взрослые люди могут внушить ребенку страх нереализуемыми угрозами вроде: "Если будешь плакать, то я вообще тебя здесь оставлю одного, явится Баба Яга и заберет тебя!"


Вспоминаю, как в моем детстве многих детей отучали от вредных привычек грызть ногти или сосать палец. Обычно были угрозы вроде: "Будешь грызть ногти - пальцы отрежу!". В результате ногти мы грызть переставали или делали это тайком, чтобы никто не видел, а то пальцы ведь отрежут. Помню, действительно верилось в то, что взрослые это сделают. Страшно было.
Дело в том, что иногда, сами того не осознавая, взрослые прививают ребенку страхи: "Пойдешь к врачу - и он будет тебе делать уколы." Да, уколы неприятны, и ребенок помнит об этом. Но в следующий раз, когда нужно будет сделать прививку, ребенка сложно будет привести к врачу. Высказывания такого типа провоцируют страх врачей. Давайте вспомним, сколько взрослых людей испытывают страх перед врачами. Может, Вы входите в их число, или ваши знакомые.


Причина четвертая - тревожные родители. Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он - единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: "Не гладь собаку - укусит", "Не ходи по лужам - заболеешь", "Не ходи один во двор - там хулиганы". Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей
часто растут тревожные дети.


Дополнительные источники страхов

СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях.
Приведу пример игровой ситуации, которая возникла через 2 дня после трагедии Трансвааль-парка, случившейся вслед за взрывом в метро. Дети средней группы нашего детского сада построили импровизированный телеэкран из конструктора. Воспитатель берет в руки плоскую деталь конструктора, выполняющую роль телевизионного пульта, включает телевизор. На очереди 3 диктора, обозначившие себя как ведущие новостей.
Вед.1:"Здравствуйте, телезрители. Сегодня в Москве взрыв… Погибло 10 человек, раненные… пожар. Пожарная команда выезжала несколько раз. Есть раненные… много крови…".
Далее дикторы разными словами передавали информацию об убийствах, взрывах, пожарах и пр. Было общее - все в своих выступлениях называли количество человеческих жертв, звучало слово кровь. Наверное, глупо предполагать, что происходящие катастрофы не должны затрагивать эмоции детей, но обращать внимание на то, насколько детям нужно видеть полый объем предоставляемой информации, включая последствия катастроф - ответственность, прежде всего, родителей. Иногда родителям стоит всего лишь пересказать словами доступными детскому сознанию и соответственно психологической устойчивости смысл событий.
То, что ребенок видит по телевизору - родителям нужно обязательно знать. Если ребенку внезапно стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или мультфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины, замените на менее травмирующие.


Далеко не всегда можно угадать, что напугает ребенка и спровоцирует у него страхи, а что вызовет его восторг от захватывающего дух ужаса. Был случай, когда ребенок, два месяца мучался кошмарами, посмотрев мультфильм "Корпорация монстров" (наверняка многие взрослые смотрели его со своим ребенком). Во время самого страшного момента, когда появляются монстрики, девочка (5 лет) заплакала и попросила папу покинуть кинотеатр. После этого девочка ни на шаг не отпускала от себя мать, отказывалась выходить из дома, ночью плохо спала, часто просыпалась от кошмаров. Избавление от страха произошло только после совместного завершения просмотра мультфильма с психологом, использования рисуночных методов.

Литература. Перейдем к детской литературе. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение.


Читая детям старшей группы сказку "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" в пересказе одного из российских авторов, я столкнулась с некоторым изменением слов Аленушки, когда она отвечает братцу-козленочку со дна реки на его призывы.
Оригинал ответа Аленушки в русской народной сказке, которая привычна для меня с детства, звучит так:
Аленушка ему отвечает:
"Ах, братец мой, Иванушка!
Тяжел камень ко дну тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на грудь легли".

Тот вариант, который был зачитан мною детям:
Аленушка ему отвечает:
"Иванушка - братец!
Тяжел камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала".
Сразу дети задали мне вопрос: "Как понять змея сердце высосала?". Честно говоря, до сих пор сама думаю, "как понять?" Действительно, иногда у взрослого человека проходит некоторый мороз по коже при представлении картины описываемых событий в детской литературе. Именно поэтому, читая ребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед, когда вы почувствуете нежелательные слова, которые, возможно нарушат спокойное существование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.
К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время.

 

Если ваш ребенок испытывает страхи, то, первым делом, прекратите его пугать и пугаться сами. Вы должны серьезно отнестись ко всем чувствам, которые он испытывает. Высмеивание страхов просто недопустимо. Ребенок может замкнуться и остаться со своим страхом один на один. Отнеситесь ко всему, что он вам рассказывает с полным доверием. Постарайтесь выяснить, чего именно (или кого) боится ваш ребенок? Как это выглядит (можно ли его нарисовать)? Что "это" может сделать, какие у него привычки, чего он хочет? Что можно сделать, чтобы уменьшить его силу? Такое серьезное и конструктивное отношение с вашей стороны - мощное психотерапевтическое средство. Кроме того, проговаривание (а еще лучше - прорисовывание и проигрывание) страха сильно уменьшает его силу.



Исцеление детских страхов


Рисунки
Один из лучших способов домашней работы с детскими страхами - это их прорисовка. Когда ребенок рисует, он неконтролируемо изливает на бумагу свои эмоциональные состояния, переживания, отношения. При рисовании лучше будет использовать цветные карандаши и фломастеры. Помогите ребенку в процессе рисования, если он с трудом решается изобразить то, что его пугает.


После рисования попросите ребенка рассказать о том, кто или что изображен(о) на рисунке. Если это одушевленный предмет, то обязательно спросите, где живет и чем питается, как защищается от врагов, есть ли у него друзья, как можно с ним подружиться, бывает ли он когда-нибудь хорошим. Узнайте о нем как можно больше. Спросите ребенка, как его зовут? Не рассчитывайте на моментальный эффект от проведенного занятия при прорисовке страха. Возможно, эффект будет только после нескольких недель занятий. Постарайтесь в это время организовывать больше подвижных игр, прогулок, экскурсий и избегайте конфликтов в семье.
С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших достаточно давно. Если же травмировавшее ребенка событие (укус собаки, пожар и т.п.) еще совсем свежо в памяти, то лучше избавляться от этого страха при помощи игры.


Игровая деятельность
Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток скованности и страха, возникающего в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.
Игра "Пятнашки" - позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Суть игры - ограничить игровую площадку и расставить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят - тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет, также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа "Только попадись!", "Не догонишь!" и т.п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.
Игра "Прятки" - позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые "сдаются", так и не найдя прячущегося ребенка.


Это лишь два элементарных примера из возможного многообразия игр, которые вы наверняка помните еще с детства. Не бойтесь импровизировать и проявлять творчество, главное, чтобы ребенку было интересно и весело.

Приведем еще один пример самостоятельной работы, которую можно организовать с ребенком для избавления от навязчивых страхов.
Изначально, для определения (или уточнения) того, что пугает ребенка, можно использовать следующую историю-вопрос.
Родители задают ребенку вопрос, направленный на исследование детских страхов:
Один мальчик сказал себе тихо-тихо: "Как страшно!". Чего он боится?
Обычные ответы детей, не выходящие за рамки нормального реагирования: "Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут"; "Не убрал игрушки и боится, что мама будет его ругать"; "Боится темноты"; "Боится собаки", "Ничего не боится, просто пошутил" и т.д.
Ответы, которые требуют внимания: "Боится, что его украдут"; "Боится чудища, которое хочет его украсть и потом съесть"; "Боится, что его оставят одного"; "Боится, что умрет мама, (папа)"; "Боится, что придет вор и ударит его ножом". Столкнувшись с такими ответами, Вам следует задать дополнительные вопросы, чтобы получить более детальное описание страхов.

 

Попробуйте разыграть несколько сценок, которые, возможно, помогут ребенку справиться с его проблемой.


Игра "Управляемое чудовище".

Пусть ребенок изобразит на рисунке нечто страшное, какую-нибудь пугающую его фигуру. После того, как рисунок будет закончен, предложите ему поиграть в живого и упрямого монстра. Вы будете материалом для его изготовления, а ребенок скульптором. Пусть он придаст Вам нужную осанку, выражение лица. Если есть возможность, то он может использовать какую-нибудь одежду или аксессуары, чтобы придать вам максимальное сходство с воображающим чудовищем. Когда монстр будет готов, ребенок становится тем единственным человеком, чьей воли он подчиняется. Без его команды монстр не может сделать ни одного движения. Ребенок должен давать Вам команды, которые Вы в роли монстра должны беспрекословно выполнять ("Монстр иди вперед, принеси мне воды, замри…" и т.д.). Не разочаровывайте ребенка, пусть он в полной мере испытает власть над придуманным им же чудовищем. Следите за ситуацией: если поймете, что требуются энергичные действия, ведите себя активнее, а если понадобится - изображайте малоподвижную фигуру. Через некоторое время вы может предложить самому ребенку побыть чудовищем. Пусть в этой роли он проделает то, что пугает его в кошмарах.

 

Дорогие родители, надеемся, что наши рекомендации помогут вам в общении с ребенком и помогут предотвратить многие страхи. Если самостоятельно вам не удается помочь ребенку избавиться от навязчивых страхов, то обратитесь за помощь к специалисту- психологу.

Наши предки считали, что лучше средство борьбы со страхом - это смех. Считалось даже, что детский смех способен изгонять злых духов.
Так пусть в вашем доме чаще смеются дети!



Далее приводится пример терапевтической сказки, при помощи которой Вы, уважаемые родители, можете самостоятельно помочь ребенку избавиться от страха темноты. А также выдержки из книги классика современной психологии А.И. Захарова "Предупреждение отклонений в поведении ребенка".

 

Захаров А.И. Страхи
Любой воспитатель скажет, что некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу, становятся возбужденными перед проведением прививок, вздрагивают от неожиданного звука и т.д. во всех этих случаях речь идет о страхах. Далее>>

 

Т. Зинкевич-Евстигнеева СТРАХ ТЕМНОТЫ (терапевтическая сказка)
Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее. Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тревогу; ему показалось, что в спальне… Далее>>


Выпуск подготовила Александра Беляева,
психолог детского сада "Лучик"


темы следующих выпусков:

"У семи нянек дитя без глазу" (как научить ребенка придерживаться норм и правил?)
"Игры на свежем воздухе, игры на любой вкус"
"Создайте ребенку праздник!" (как организовать детский праздник)
"Мифы и реальность о детской сексуальности"
"Купите мне, купите мне, братишку и сестренку! Послушайте родители своего ребенка" (отношения сиблингов)
"Ваша поддержка ребенку - ступень к его успеху; или как вырастить лидера?"
"Что говорят психологи о детских рисунках"
"Как придумать сказку для ребенка?"
"Чего хочет ребенок?" (игра как диагностика потребностей)



 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное