Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
У рассылки несколько ведущих: Lora, Леночка, Julia и Гера (она же
автор "Малыш
растет"). Каждая из нас готовит отдельные выпуски, которые отличаются
друг от друга не только цветовым оформлением :) , но и подходом к обсуждаемым
темам. Мы не даем универсальных советов (их просто не существует в природе),
а только лишь делимся СВОИМ опытом, СВОИМИ мыслями, а так же опытом и мыслями
родителей со всего мира - из ваших писем.
Выпуск 74
22 Октября 2003 г.
Всем здравствуйте! Сегодня с Вами снова я - Lora, одна из соавторов этой рассылки.
В каждом возрасте у
ребенка существуют дела, которые он может
делать самостоятельно, которые он может
выполнить только с помощью взрослых или же
не в состоянии выполнить вообще. Так,
например, малыш, которого начинают кормить
с ложки, поначалу только открывает рот на
встречу еде. Спустя какое-то время он уже
выхватывает ложку из родительских рук и
пытается сам поднести ее ко рту (не без
ущерба для чистоты окружающего
пространства). На этой стадии родители чаще
всего помогают своему малышу, направляя его
руку по нужной траектории. И вот по
прошествии еще какого-то времени ребенок в
состоянии не только поесть, но и убрать за
собой посуду... помыть ее... стереть со стола...
Ответ на вопрос: "За счет
чего происходит развитие ребенка?" можно
найти у Л.С. Выготского. Он назвал те
действия, которые ребенок может
производить самостоятельно уровнем
актуального развития, а те действия,
которые ребенок может выполнить при помощи
взрослых (при показе, при подсказке) - зоной
ближайшего развития. Так вот: развитие
происходит за счет расширения зоны
ближайшего развития. То, что сегодня
ребенок делает вместе с мамой - завтра он
сможет сделать сам. И это именно благодаря
тому, что сначала это было "вместе с мамой"!
Если ребенку просто дать какую-нибудь
развивающую игрушку и не показать, не
объяснить, что с ней делать, не поиграть
вместе с ним - то будь она хоть трижды
развивающая, этому ребенку она ничего не
разовьет.
Вывод напрашивается сам собой:
чем больше дел вы делаете вместе со своим
ребенком, чем больше времени вы проводите
вместе - тем шире зона ближайшего развития
вашего малыша, тем больше у него
возможностей, тем более развитым в конечном
итоге можно его считать. Под развитием
здесь имеется в виду не только
интеллектуальное совершенствование, но и
умение выполнять какие-то житейские дела
самостоятельно: донести ложку до рта,
застегнуть пуговицы, помыть посуду, собрать
школьный портфель. Не важно, сколько лет
вашему ребенку. Для него одинаково важно,
чтобы вы помогли ему справиться и со
шнурками на ботинках, и с домашним заданием
по физике.
И напоследок хочу опять
обратиться к Выготскому. Он говорил, что
обучение эффективно только тогда, когда оно
идет впереди развития. Ребенку должно быть
НЕМНОГО ТРУДНО выполнять задания. Если
ребенок с чем-то слишком легко справляется,
значит это пройденный этап и учиться ему
тут больше нечему.
Автор статьи Ольга Дробова помогает понять, что каждый ребёнок - творец, рассказывая о рисовании в Монтессори-группе, г.Краснодар
Если говорить о занятиях рисованием с маленькими детьми, то я бы их поделила примерно на три абсолютно разных группы ? от нуля до двух лет, от двух до трех с половиной (примерно), и старше трех с половиной. В каждой группе рисование проходит по своим законам. Начнем с совсем маленьких.
Наши маленькие человеки склонны заниматься искусством, выдавать гениальные произведения ? или скандалить. Попытки ограничить свободу самовыражения (например, запрет лить воду на пол или раскрашивать себе ноги) скорее всего приведут к капризам и нервотрепкам. С другой стороны, предоставление ребенку полной свободы дезориентирует его и тоже способно вызвать непредсказуемые реакции. Ведь такие маленькие дети просто не знают, как работать с кисточкой и для чего положили бумагу перед ним. Из большого набора возможных применений всех этих новых штучек надо совместно с мамой отобрать не просто правильные, но и комфортные для обоих участников. Это оказывается довольно просто, надо только настроиться и почувствовать художника, а для этого провести ревизию своих ожиданий и понятий.
?Давай нарисуем кошку?
Прежде всего мамам необходимо осознать, что до трех лет ребенок существует в так называемом доизобразительном периоде. Это означает удовольствие от собственно процесса и практически мгновенное прекращение рисования при просьбе ?нарисовать птичку?. После того, как ребенок выразил себя и получил удовольствие, можно увидеть птичку, рыбку, человечка, или следы почти всех стилей живописи от начала времен до 20 века. Можно показать ребенку, как его произведение принимает завершенную форму. При этом постараться не повторять темы изображений, а специально поиграть с ассоциациями. Пятнышко с хвостиком и ушками ? кошка, пятнышко с клювиком ? цыпленок. В следующий раз ищем в рисунке динозавра, потом ? цветы в вазе, потом ? путешественника в горах. А можно оставить рисунок, как он есть, и каждый смотрящий увидит в нем свое. Мама ? ветер в горах, папа ? негритянку в
танце.
Но все это только ПОСЛЕ того, как рисунок сделан.
Хотите знать больше? -
продолжение статьи и детские рисунки ищите здесь.
Многие родители почему-то считают, что
детям нравятся обои с различными весёлыми
рисунками, как-то: зайчики, кораблики,
домики и т.д. Заботливо оклеивая комнаты
детей всей этой пестротой, взрослые даже не
задумываются, насколько она их раздражает.
К такому выводу пришли детские психологи
одного из университетов Великобритании.
Оказывается, и для глаз, и для нервной
системы маленьких детей гораздо
предпочтительнее однотонные пастельные
оттенки: бледно-жёлтые, голубые, салатовые
или розовые. Впрочем, то же самое
распространяется и на взрослых людей,
которые, в отличие от своих чад, могут сами
выбрать рисунок и цвет окружающего их
интерьера.
Известный семейный
терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала
обнимать ребенка несколько раз в день,
говоря, что четыре объятия совершенно
необходимы каждому просто для выживания, а
для хорошего самочувствия нужно не менее
восьми объятий в день! И, между прочим, не
только ребенку, но и взрослому.
Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с
ребенком. Как?"
Всем удачи и здоровья!
Книга отзывов и предложений находится по адресу _lora_s@rambler.ru
Вас ждут форум и чат, ?рубрикатор? (советы из рассылок разделены по темам), галерея постоянных читателей,
детский гороскоп, клуб профессиональных
родителей, новости со всего света и еще много интересного и полезного.
Почти каждый день, благодаря неугасаемым идеям основательницы сайта Мираэль, здесь появляются новые удобные штучки, заглядывайте к нам почаще.
(сайт не дублирует выпуски наших рассылок и живет собственной жизнью)
Ваше мнение нам тоже интересно, адрес рассылки: malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
Перепечатка возможна только с точной ссылкой на рассылку и авторство
На страницах данной рассылки медицинские проблемы заболеваний, тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы не направлять, а обращаться к специалистам.