Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Полезные советы родителям

  Все выпуски  

В помощь родителям: практические советы детского психолога Связь эмоционального состояния беременной и развитием плода


Как эмоциональное состояние будущей мамы связано с течением беременности, родами

и последующим развитием личности ребенка?

(Часть 2)

Рассуждая на вышеизложенные темы, признавая, что есть зависимость между эмоциональным состоянием беременной женщины и ребенком (плодом), мы необратимо подходим к тому, что хроническое негативное эмоциональное состояние мамы, яркие сильные стрессовые ситуации неблаготворно влияют на плод (ребенка). Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая основа» как с материальной, так и с психической точки зрения. Мать – посредник между внешним миром и ребенком. Будущий человечек в материнской  утробе улавливает все переживания, ощущения и мысли мамы, делая на подсознании выводы о том, какой мир: хороший или плохой? Агрессивно ли он ко мне настроен или примет тепло и спокойно? Если мама уверена в себе, не тревожится по каждому пустяку, значит я в безопасности, мне нечего бояться! Меня принимают, ждут и любят таким, какой я есть. Примерно такой монолог мог бы быть произнесен будущим ребенком, если бы он умел говорить.

«Картинку» ощущений нежелающей ребенка матери, находящейся вечно в состоянии неудовлетворенности жизнью, обстоятельствами ее развития, хронически нервничающую, подробно я описывать не буду. Просто представьте себе, что Вы в одиночестве едите в пустом, холодном и темном вагоне и знаете, что на конечной станции Вас никто не ждет…. Грустно? И мне тоже.

Существуют, конечно же, просто сложные, трагичные жизненные обстоятельства, которые могут сопровождать беременность женщины: утрата и потеря близких, развод и расставания, да многое, что может быть. В таких ситуациях состояние стресса это естественная реакция и иногда обращение за консультацией  психолога или психотерапевта - реальная помощь, первые шаги в избавлении или облегчении негативного состояния, боли и страданий.

Специалисты выделяют внутриутробную гипоксию, нарушения плацентарного кровообращения, аномалии родовых сил и течения родов, как последсвтия эмоционального стресса во время беременности. (А.О. Сырина, Г. Дик-Рид и др.). Так же можно добавить в список: угроза выкидыша, пролонгированные (длительные) или преждевременные роды, отсутствие крика при рождении у ребенка. Из выше сказанного, мы еще раз подводим итог, что негативное эмоциональное состояние оказывает неблагоприятное воздействие на течение беременности и, как следствие, на течение родов. Кстати, есть мнение, что это неблагоприятное влияние дифференцированно в зависимости от пола ребенка, т.е. будут наблюдаться разные последствия эмоционального стресса у мальчиков и девочек.

И самое исчерпывающее доказательство связи эмоционального состояния и течения беременности, родов и последующего развития ребенка это физиологический подход к данной проблеме. В 1925 г. Американский психолог и биолог У. Кэннон доказал, что при всех острых и хронических переживаниях в кровь матери вы­брасываются (или поддерживаются на постоянном уровне) «гормо­ны беспокойства» — катехоламины, достигающие без каких-либо препятствий плода через общую с матерью кровеносную систему. Поскольку у плода практически отсутствует система нейтрализации «гормонов беспокойства» и не развита возвратная венозная сеть, то они накапливаются в критических дозах не только в самом плоде, но и в амниотической жидкости, которую плод постоянно заглаты­вает и выделяет из себя. Соответственно увеличению количества околоплодной жидкости во второй половине беременности увели­чивается и количество находящихся в ней катехоламинов или их би­ологических последователей. При продолжении стресса околоплодная жидкость к концу бере­менности насыщается соответствующими гормонами. Одновременно ребенок испытывает все больший недостаток кислорода, из-за суже­ния под влиянием «гормонов беспокойства» сосудов, кровь которых доставляет кислород тканям плода, в том числе и нервным клеткам мозга. Длительный недостаток кислорода (гипоксия) не безразличен для нервной системы плода, вызывая характерную после рождения повышенную чувствительность к духоте, запахам, шумам, яркому све­ту и солнцу, легкость возникновения головокружений и обморочных состояний. Сами же катехоламины приводят к излишней подвижнос­ти, неустойчивости нервных процессов, тревожности, расстройствам настроения, эмоциональной возбудимости, нарушениям ритма сна и бодрствования (Абрамченко В.В., Коваленко Н.П., 2004 г.)

  Подводя итоги, хотелось бы добавить, что, несмотря на все невзгоды, главное желать появления на свет своего ребенка. Ждать его и ничего от него не требовать. Не приписывать ему заранее титул «исполнителя» Ваших нереализованных желаний и стремлений. Ему не надо завоевывать право быть в этой жизни, он его автоматически получает, просто рождаясь, и он не должен «отрабатывать» это потом, будучи вечно обязанным нам – родителям, будущим или настоящим. Мы подарили (подарим) жизнь человеку, и любим его просто так, ведь он родился…

Клинический психолог Ситникова Анастасия
www.psytren.ru

В избранное