Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей


www.danilova.ru
Выпуск № 138 от 24 сентября 2008 года 
 Сегодня в рассылке
  • Не пропустите! Начата запись на новый цикл "Неделек"!!!
  • Новые лекции Лены Даниловой!
  •  "Санькины недельки" в Центре "Развивай!"!
  • Новости магазина
  • Не пропустите! Начата запись на новые семинары он-лайн!
  • Где купить "Ранний старт"?
  • Внимание! Конкурс!
  • Советуем!
  • Внимание! Бесплатные проекты для детей
  • Реклама
  • Рубрика: "Статьи и полезные советы": Писать, читать, считать и выполнять инструкции взрослых. Так мы готовим к школе. Бедные наши дети...
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": Самостоятельность
  • Рубрика "Обмен опытом" - вопросы из форума
  • Рубрика "Ищем сторонников раннего развития в своем регионе"
  • Рубрика "Стихи и игры для детей"
 Новости сайта
 
 Новости магазина
 

Вы можете купить спорткомплекс "Ранний старт" и аксессуары к нему:

в Москве:
8-917-510-74-76
в Челябинске:
ICQ 115-214-048
8-906-860-53-37
в Нижнем Новгороде:
ICQ 414-014-654
8-908-734-28-73
в Краснодаре:
8-918-380-69-01

  В посуде Zepter - Ваше здоровье!

Посуда "Zepter" - здоровье на Вашем столе!
Теперь на нашем форуме Вы можете узнать, что такое посуда "Zepter", получить квалифицированную консультацию по ее использованию, узнать новые рецепты блюд для приготовления в посуде "Zepter"!
Консультации бесплатные!
Подробности и вопросы
на форуме

Или по телефону 8-916-737-33-81

 Новости нашего магазина

Спорткомплекс "Ранний старт - стандарт"
Массажная дорожка 
Гамак-кроватка 
Защитная стенка одинарная 
Игровой чехол "Сыр"

Заходите к нам в магазин!

 Новости наших партнеров

Детский магазин Дениска предлагает для чтения "Книжки-Квадраты". Это прекрасные книжки с короткими историями, большими яркими картинками и крупным шрифтам предназначены для малышей, которые с удовольствием послушают сказку на ночь, а затем и сами попробуют ее прочитать. В этой серии вышли: "Илья Муромец и Соловей-Разбойник», " Добрыня Никитич и Змей Горыныч", «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Здесь могут быть новости ваших сайтов

 Вопросы автору рассылки

Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой на нашем форуме (регистрация обязательна).

Убедительная просьба! Не задавайте вопросы в письмах, отправляемых по почте!  Писем очень много, они теряются. На форуме каждый вопрос на виду и никуда не потеряется.

Вы также можете предложить свою статью для публикации, прислав ее по адресу danilova_lena@rambler.ru

 Консультативный центр для родителей!
На нашем форуме работает консультативный центр для родителей !

Оргвопросы обсуждаются здесь
 
 Наша рассылка

Работа рассылки: ваши предложения
Если у Вас есть какие-то вопросы или предложения по содержанию рассылки, то оставьте их здесь!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
   
 Не пропустите! Начата запись на новый цикл "Неделек"!!!


Начата работа проекта "Санькины НЕДЕЛЬКИ" он-лайн!

Темы сентябрьских-октябрьских неделек:
"Небо", "Камни", "Город ", "Запахи", "Пушкин", "Осень", "Наш дом", "Часть и целое", "Собаки", "Тактильная неделька" и многое другое!

Оргвопросы
здесь
Обсуждение тем "Неделек"
здесь

 Новые лекции Лены Даниловой!

В конце октября Лена Данилова проведет курс занятий в "Школе хорошей мамы".

Вводную лекцию многие уже смогли прослушать в сентябре. В рамках всего Цикла Вы   узнаете не только о том, как справляться с капризами ребенка и почему возникают повседневные проблемы, но и как в целом научиться понимать своего малыша.
И, конечно, еще многое и многое другое!

Запись на занятия уже началась!
 "Санькины недельки" в Центре "Развивай!"!

Изображение:Winniethepooh.jpg

С 1 октября В Центре "Развивай!" начинаются занятия по методике Лены Даниловой "Санькины недельки".

Идет набор детей в группы:
  1-2 года,
  2-3 года,
  3-5 лет. 

Дополнительная информация и запись на занятия
здесь

 Новости магазина

В нашем магазине Вы можете приобрести не только "Ранние старты", но и игровые аксессуары к ним!

А также: книги, плакаты, карточки, игры и игрушки, товары по уходу за детьми.
Уже в магазине! Ароматические масла фирмы ИРИС и другие натуральные средства по уходу за ребенком!
 Не пропустите! Начата запись на новые семинары он-лайн!

Начата запись на новые семинары он-лайн!

Юлия Матвеева проведет семинар "Здоровый образ жизни" (ЗОЖ).
Запись
здесь

Лина и Юра Красные проведут новый цикл семинаров по развитию воображения и творческих способностей.
Запись
здесь
 Советуем!
  Издательство "Маленький гений-Пресс

Мы делаем обучение легким и увлекательным!

Разработка и издание обучающих игровых плакатов, уникальных детских географических карт, интеллектуальных игр, а также авторских методик педагогов-новаторов. Продукция издательства предназначена для детей от 3 до 11 лет.
 

 Внимание! Бесплатные познавательные проекты для детей!
Уже открылись бесплатные школы для детей!

ДЕНЬ В ИСТОРИИ
Ежедневные занятия, связанные с интересными историческими событиями, произошедшими в этот день.

"ВОЛШЕБНАЯ КНИГА" - библейские истории для детей
Доступно и интересно о самой главной книге.

ПРАЗДНИКИ - Хотите, чтобы каждый день у вас в семье был праздник? Присоединяйтесь!

ВРЕМЕНА ГОДА  для малышей! - добро пожаловать в наш новый проект! Давайте вместе наблюдать за тем, как меняются времена года!

 

 
  Реклама
Настольные детские игры для детей и взрослых в Интернет-Магазине для Вас по детским ценам!

Интернет-магазин одежды FunnyHippo - детская одежда для самых маленьких!

 

 
 Рубрика: Статьи и полезные советы
Писать, читать, считать и выполнять инструкции взрослых. Так мы готовим к школе. Бедные наши дети...

Елена СМИРНОВА, доктор психологических наук, Институт психологии РАО
По материалам сайта www.1september.ru

В последнее время главной заботой родителей, когда их ребенок достигает трех лет, становятся не игрушки, не сказки и потешки и даже не укрепление здоровья, а… его поступление в школу. Это странно, но понятно. Для того чтобы ребенка приняли в хорошую школу (а значит, для того чтобы он получил приличное образование, а потом удачно устроился в нашей трудной жизни), ему уже в шесть лет нужно выдержать ответственный экзамен на “готовность”. Следовательно, нужно как можно раньше начать обучение. А поскольку самим родителям учить некогда, да и не понятно, как учить трехлетнего ребенка, остается только надежда на профессионалов, то есть на детский сад. И родители ищут такой детский сад, в котором как можно раньше и как можно больше учат. Учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике, математике и даже философии. За такой детский сад родители готовы платить немалые деньги – ведь для своего ребенка, его будущего ничего не жалко. И воспитатели в соответствии с законами рыночной экономики охотно идут навстречу потребителю (то есть родителю) и учат.

В результате система дошкольного воспитания все более превращается в начальную ступень школьного обучения. Несмотря на прогрессивные и гуманистические концепции ученых, несмотря на политику отдела дошкольного образования Министерства образования РФ и его призывы сохранить детство, страх перед будущим берет свое, и “готовность к школе” ребенка становится главной целью родителей, воспитателей и даже психологов, работающих в детских садах. Такая тенденция является не только неоправданной ни с педагогической, ни с психологической точки зрения, но и весьма опасной: она может вызвать непредсказуемые последствия.

Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Знания и умения, приобретаемые в процессе учебных занятий и не включенные в жизненные интересы детей, не имеют для дошкольников личного смысла, а потому плохо усваиваются и, естественно, не дают развивающего эффекта. Заучив какие-либо термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать на практике. Несмотря на огромные усилия педагогов и дошкольников, готовность последних к школе остается весьма сомнительной. Дети не могут учиться только потому, что этого хотят взрослые. И не могут не потому, что они ленивые и непослушные, а потому, что они – дети.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника – в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что сейчас дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. В качестве главной причины этого обычно называют недостаток времени на игру.

Действительно, в большинстве детских садов режим дня столь перегружен различными занятиями, что на свободную игру остается не более часа. Однако и в этот час дети, по наблюдениям педагогов, не умеют содержательно и спокойно играть. Они возятся, дерутся, толкаются, и поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время спокойными занятиями или прибегают к дисциплинарным воздействиям.

Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они не только не умеют этого делать, но и не считают важным.

В результате игра уходит из жизни дошкольника, а вместе с ней уходит и само детство. Как известно, именно благодаря игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общительность, воображение, сознание ребенка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок добровольно подчиняется определенным правилам (открытым или заданным в игровой роли), причем именно выполнение их доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным.

Отношение современных дошкольников к игре (а значит, и сама игровая деятельность) существенно изменилось. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), из игры уходит “правилосообразность”: дети в большинстве случаев не знают правил игры или не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить свое поведение и свои желания с идеей – с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения – бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и прочими. Однако эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребенок лишь вынужден принимать их и приспосабливаться к ним. Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них, в правилах, представление о том, что и как надо делать, слиты с желаниями и эмоциями.

Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестает быть “школой произвольного поведения”, но никакая другая деятельность для ребенка 3–6 лет выполнить эту функцию не может. А ведь произвольность – это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и прочее. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления.

К сожалению, и родителей, и воспитателей, как правило, мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребенка считается степень готовности его к школе, что выражается в умении ребенка считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят идти в школу или теряют интерес к учебе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения очевидны только в первые 2–3 месяца школьной жизни – таких “готовых” детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать – эти ребята пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будут иметь весьма печальные последствия не только в школе.

 Рубрика: Статьи и полезные советы
  Самостоятельность

С.Л. Соловейчик
Отрывок из книги "
Педагогика для всех"

Первая цель воспитания, явная и бесспорная, заключается в самостоятельности. Человек - хозяин собственной жизни, а другим он - кормилец, поилец, помощник, заступник, защитник. Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них. Чтобы помочь родителям в достижении этой цели, нашим государством создана грандиозная система образования, общего и профессионального.

Но образование оказывается почти бесполезным и не ведет к самостоятельности, если не вырабатывается у человека внутренняя самостоятельность, не укрепляется тот жизненный хребет, от которого зависят все другие качества, подобно тому как физические наши силы зависят от крепости позвоночника.

Ускользающий от нас секрет слова "самостоятельность" заключается в том, что самостоятельный - значит свободный, а свобода зависит от важности и величины доступных нам жизненных выборов. Образованный свободнее неграмотного, потому что у него больше выбора в жизни, ему многое доступней. Поступки его сильнее влияют на судьбу, но у него и больше ответственности за сделанный выбор.

Несвободного за ложный выбор наказывает кто-то (родители, сверстники, закон), свободного за неудачный шаг наказывает жизнь. Свобода человека определяется источником наказания за ошибки; совершенно свободен человек, если источник наказаний в нем самом, и нигде больше. Его наказывает его же собственная совесть, и только она. Чем шире, чем значительнее выбор пути и путей, тем меньше свободы у человека от серьезной внутренней ответственности.

Получается, что общий объем свободы - это какая-то постоянная величина. Насколько увеличивается внешняя свобода действий, настолько же уменьшается свобода внутренняя - свобода от необходимости делать выбор, нести ответственность за свою судьбу, свобода от совести. А полная свобода поведения - это полная внутренняя несвобода, крайне напряженная нравственная и духовная жизнь. Напряженная, трудная, опасная! Для неразвитых людей она буквально невыносима - как трудна, например, для некоторых молодых парней жизнь "на гражданке" по сравнению с армейской. Они мечтают о дисциплине, потому что не могут справиться с собой на свободе, их давит тяжесть ответственности перед жизнью, они предпочитают зависимость. Так и подростки, не знавшие свободы в детстве и не научившиеся обращаться с нею, вдруг освободившись от родительского надзора, быстрее торопятся примкнуть к какой-нибудь компании сверстников, где царит самое суровое подчинение. Для духовно развитого свобода - крылья, для неразвитого - бремя. Поскорее сбросить его с себя, взвалить на плечи другого! Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как думают, а облегчаем, и притом опасно облегчаем. Мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность, мы перехватываем у жизни право наказания, мы ставим заглушку на источник самостоятельности. И если мы постоянно наказываем, осуждаем, делаем замечания, то вырастают люди, которые боятся самостоятельности, боятся свободы. Это давняя проблема человечества, ею особенно занимался Достоевский, а один из современных философов так и назвал свою книгу - "Бегство от свободы". По всем представлениям человек должен бы стремиться к свободе - но нет, он стремится прочь от нее, бежит от самостоятельности. Это, так сказать, восьмой смертный грех: конформизм. Человек не хочет быть свободным даже в мыслях! Ему показывают бумажную полоску в десять сантиметров, но все окружающие, сговорившись, утверждают, что в ней только шесть или семь сантиметров, и человек в руках психолога-экспериментатора, заикаясь и смущаясь, говорит не то, что видит, а то, что люди говорят. Он несамостоятелен, он как все, он конформист. Он вроде того шофера, который тридцать лет ездил, не зная правил движения, а когда это обнаружилось, объяснил: "А что хитрого? Куда все поворачивают, туда и я". Зависимое существо, духовный белоручка - не встречали? Руки могут быть в мозолях, ум изощрен, память забита знаниями, а дух спит, не развит. К ответственному моральному выбору человек не способен, боится его, живет в полной зависимости от своего окружения, от сослуживцев, от жены, от каких-то темных сил, поднимающихся из глубины его души. Самостоятельным его никак не назовешь.
 
 Рубрика: Обмен опытом - вопросы из форума
 
  Мягкая школа, айкидо и другие восточные искусства
Список форумов Раннее развитие детей -> Все о физической культуре и спорте -> Общее физическое развитие и спорт
Пишет РитаК:
Совсем недавно автор одного из активных дневничков выкладывала комплекс упражнений - элементы айкидо для ребенка.
в игровой форме.
например, ползать по-пластунски или ползать без рук (руки в замок за спиной) - игра в змею. это именно то, что мы налету схватили и играем. очень нравится.
но мы "прохлопали ушами" (остальные упражнения не успели запомнить), а дневничок был скрыт.
может кто-то успел сохранить эту инфу к себе?

Если вы ничего не знаете о "Мягкой школе", вам сюда!

Занятость ребенка
Список форумов Раннее развитие детей -> Мамины и папины заботы -> Психология и воспитание
Пишет Саша Сейдаметова:
Уважаемые Елена Анатольевна, Елена Ленной, Наталья Морозова и все сочувствующие мамы Smile !
Хочу услышать Ваше мнение, обоснованное и не очень.
Сколько нужно трех-четырех летнему ребенку (да и старше) тратить время на гуляние (бегать-прыгать...) и сколько времени можно уделять занятиям. В данном случае я не имею в виду занятия с мамой. Это само собой. Расскажу о нас. Руслану 3,6. Он идет в сад на три раза в неделю по 4 часа в день. То есть, до дневного сна я его забираю. Два раза в неделю утром у него плавание. Еще два раза в неделю по вечерам, если ему понравится, будет посещать музыкальные занятия. Надо сказать, что и на плавание и на муззанятия придется тратить время на дорогу, на машине. Сентябрь впереди, рядом с домом также открываются множество всяких кружков интересных для деток - и шахматы, и живопись. Везде хочется успеть.
Но назревает вопрос.
Как не перегрузить трехлетку этими уроками? Сколько нужно? Нужно ли? Или еще успеем? Или попробовать и выбрать одно занятие помимо спорта, или больше? Как скажется на псих.состоянии ребенка эти уроки? Вернее, их количество? Понятно, что везде все в игровой форме, увлекательно и интересно, но выдержит ли трехлетка такой поток, при условии, что начинается сад. Садик хоть и в щадящем режиме, всего 3,5 - 4 часа в день три раза в неделю, но все-же для него, наверное, тяжело будет.
Как правильно организовать все?
Я также понимаю, что главней вссего здоровье, а это - "солнце, воздух и вода". Но все-же хочется дать ребенку большего.
Или вообще подождать, пока с садиком разберемся?
Спасибо!

Выскажите ваше мнение здесь

Самостоятельный прием пищи
Список форумов Раннее развитие детей -> Повседневные трудности -> Как и чем кормить ребенка???
Пишет Мама Артурки:
Здравствуйте .
Сынишке 1, 2. Но вот как решиться перейти на самостоятельный прием пищи... чем больше "самостоятельности", тем меньше съеденного. Или доверять его аппетиту , а не моим переживаниям по поводу недоедания?
А тот самый аппетит у нас зависит от того "интересно" нас во время трапезы или нет - уже всю кухонную утварь ему в распоряжение предоставила. чувствую, грядет анархия, или ошибаюсь? Заранее спасибо.

Раскраски: обучающие, развивающие, обычные
Список форумов Раннее развитие детей -> Играем и развиваемся -> Развиваем мелкую моторику
Пишет Лена Данилова:
В каком возрасте Вы купили ребенку первую раскраску? Скачиваете ли Вы раскраски с Интернета?

Даете раскраски в свободное пользование? Или сидите вместе с ребенком и контролируете его занятия?
Как Вы выбираете раскраски? По сюжету? По качеству картинок? Обучающие ( с дополнительными заданиями)?
Любит ли Ваш ребенок раскраски? Использует по назначению или калякает?
Возникают ли проблемы в процессе работы с раскрасками?

Расскажите здесь!

Пишем буквы - интересные идеи! ?
Список форумов Раннее развитие детей -> Учимся читать и писать. Развиваем речь -> Учимся писать: от первых палочек в тетради до своих сказок
Пишет Лена Данилова:
Многие знают о буквах из наждачной бумаги - пособии Марии Монтессори. Это карточки с письменными буквами, вырезанными из наждачной бумаги. Ребенок сначала обводит их пальчиком, запоминает правильное движение. А потом учится писать буквы на бумаге.
По тому же принципу построено пособие Зайцева "Пишу красиво" (по которому мои дети в свое время учились писать). Ребенок должен обводить буквы сначала пальчиком, потом палочкой, потом фломастером через прозрачную пленку.

Сегодня на моих глазах Тёма (сын Майи) обводил пальчиком буквы (пока печатные) в пособии "Пишу красиво". Делал он это то тщательно, старательно. То мельком пробегая по некоторым элементам буквы.

Вот мне подумалось, а что сделать, чтобы малыш все же провел пальчиком по всей букве!? Подумала и, ничего не придумав, забыла. 
Потом мы пришли на кухню - попить кофейку. И тут меня осенило! Холодильник! Вот что нам поможет! 
Если маркером написать на холодильнике элементы букв (а позже и буквы целиком) и предложить малышу проводить по ним пальчиком, то малыш сможет видеть, как исчезают рисунки! Но для этого надо проводить точно по линии!

А ведь можно еще и геометрические фигуры обводить (даже раньше, чем буквы).

Много интересных идей в этой теме. Читайте и делитесь своим опытом!

 
 Рубрика: Ищем сторонников раннего развития в своем регионе!
Сибирь
Санкт-Петербург
Волгоград
Киров
Новгород Великий
Сургут
Краснодарский край
Таганрог
Новокузнецк
Владимир
Нижний Новгород
Норильск и Крайний Север
Уфа
Королев
  Греция
Израиль
США
Германия
Корея
Украина
Латвия
Беларусь
Эстония
Чехия
Италия
  Москва: Автозаводская
Вся Москва
Челябинская область
Ульяновск
Ирландия или Британия
Австралия, Сидней
Ставрополь
Владивосток, Приморье
Норвегия

Если Вы не нашли в списке своего региона, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Стихи и игры для детей

Железное — полезное
Овсей Дриз

— Зачем вам, ребята,
Всё это железное,
Ненужное,
Ржавое
И бесполезное?
Старые ножницы,
Чайник измятый,
То,
Что ведром
Называлось когда-то,
Кастрюля,
В которой
Не сваришь
Обеда,
И ржавая рама
Велосипеда —
Зачем вам, ребята,
Скажите,
Всё это?
Ребята сказали:
— Всё это отправят
Туда,
Где железо
Возьмут и расплавят.
И сделают снова
Ведёрко
И чайник,
Ножницы,
Острые необычайно,
Кастрюлю,
В которой
Ты сваришь
Обед,
И, главное,
Новенький
Велосипед.

 

 

 

Кто как пишет
Овсей Дриз

Каменщик пишет
Строкой необычной,
Строятся строчки
Стеною кирпичной.
Пишет сапожник
Гвоздями по коже,
Строчки его
На дороги похожи.
Портниха по ситцу
Ведёт свои строчки —
И вот уже платье
Готово для дочки.
Стихи, что чеканит
Кузнец молотком,
Кузнечик у речки
Прочтёт нам потом.

 

Стихи с сайта театра
"Волшебная лампа"

 


 


В избранное