Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей


www.danilova.ru
Выпуск № 124 от 29 апреля 2008 года 
 Сегодня в рассылке
  • Не пропустите! Он-лайн школы и семинары на форуме!
  • Центр поддержки родителей "Развивай!" под руководством Л. Даниловой!
  • Работает проект "Санькины недельки"!
  • Семинары Лены Даниловой в Киеве!
  • Внимание! Новый бесплатный проект для детей
  • Индивидуальные консультации Лены Даниловой
  • Внимание! Школы иностранных языков для детей!
  • Советуем! Серия новых  DVD для детей!
  • Внимание! Новые проекты для детей!
  • Внимание! Снова в продаже "Ранний старт"!
  • Новости сайта
  • Внимание! Новый конкурс!
  • Рубрика: Статьи на сайте: Учимся фантазировать
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": Книга и игра
  • Рубрика "Обмен опытом" - вопросы из форума
  • Рубрика "Ищем сторонников раннего развития в своем регионе"
  • Рубрика "Стихи и игры для детей"
 Новости сайта
 
 Новости магазина
 

Внимание! Новинка!

Комплекты карточек по методике Домана
в детском интернет-магазине «Жили- Были».

В продажу поступили новые мини-карточки по методике Домана и диск " Вундеркинд с пеленок-2" Жизнь человека.

Загляните в "Жили-были"!

 Новое!

"До-Ре-Ми"
Новый фильм "До-Ре-Ми", откроет малышам волшебный мир музыки. В фильме ребенок узнает какие звуки издают различные музыкальные инструменты. Ребята услышат прекрасное звучание флейты, саксофона, пианино, скрипки и органа, а также послушают как шумит море, как поет соловей и как звучит весенняя капель.

Фильм покажет малышу многообразие окружающих его звуков, научит обращать внимание на конкретную ноту - пробуждая первый интерес к музыке.

В фильме использованы классические произведения Гайдна, Баха, Кличановского, Шопена, Шумана, Генделя, Вебера, Мусоргского, Чайковского, Штрауса.

 Новости наших партнеров

Дорогие родители, в неделю с 21 по 26 апреля во всех детских центрах «ЯСАМ» проходит неделя Нового учебного года.
Во всех филиалах представлены расписания на сентябрь, октябрь и ноябрь.
Педагоги проводят подробные консультации по учебным задачам на следующий год в каждой возрастной группе.

Если один из партнеров очень хочет иметь ребенка, а другой нет, то что делать? Разводиться? Злиться? Страдать? Или поговорить? О том, как психологически точно построить такой разговор рассказывает замечательная статья доктора психологических наук В.Петровского на интернет портале "Психологический навигатор"

На сайте Деточка.ру читайте новую статью Помогаем ребенку развивать активный словарь "Среди многих других педагогических приемов, направленных на развитие и обогащение активного словаря ребенка, важно место отводится простому и регулярному общению ребенка с взрослыми.

Здесь могут быть новости ваших сайтов

 Вопросы автору рассылки

Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой на нашем форуме (регистрация обязательна).

Убедительная просьба! Не задавайте вопросы в письмах, отправляемых по почте!  Писем очень много, они теряются. На форуме каждый вопрос на виду и никуда не потеряется.

Вы также можете предложить свою статью для публикации, прислав ее по адресу danilova_lena@rambler.ru

 Консультативный центр для родителей!
На нашем форуме работает консультативный центр для родителей !

Оргвопросы обсуждаются здесь
 
 Наша рассылка

Работа рассылки: ваши предложения
Если у Вас есть какие-то вопросы или предложения по содержанию рассылки, то оставьте их здесь!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
   
 Не пропустите! Он-лайн школы и семинары на форуме!


На форуме работает «Школа Елены Анатольевны».
Бродникова Елена Анатольевна проводит занятия в Школе чтения для детей от трех лет.
Объявлен новый набор учеников! 
Начало занятий - 14 апреля!

Уже стартовал семинар Эмоции и познание, общение, мотивы... Вы можете в любой момент присоединиться к интересному обсуждению мира эмоций с Еленой Анатольевной и участниками семинара! Подробности
здесь


 

 Центр поддержки родителей "Развивай!" под руководством Л. Даниловой!


Внимание!

В Москве открывается центр поддержки родителей "Развивай!"
под руководством Лены Даниловой.
Дату открытия центра мы сообщим дополнительно! следите за нашей рассылкой!

В программе работы центра:
для родителей
- лекции Л. Даниловой по раннему развитию детей и по другим проблемам воспитания и развития
- лекции Е. А. Бродниковой по обучению чтению, математике в игре и по другим темам
- лекции других авторов по проблемам здоровья, натуропатии, воспитания, развития детей
для будущих родителей
- группы подготовки с радостному материнству -  все об уходе, здоровье, развитии детей в первый год вы узнаете еще до рождения ребенка!
для детей
- Английский клуб для детей
- Карапуз-спортсмен
- Недельки-офф-лайн
- Малыши на "Раннем старте"
и другие группы, клубы, кружки и занятия

В центре "Развивай!" Вы также сможете получить консультации логопеда, психолога, детского врача.
В центре "Развивай!" проходит запись в группы обучения нянь методикам раннего развития и основам ухода за детьми.

Подробности и запись в группы и на занятия - на форуме
в этом разделе

ВНИМАНИЕ!
Центр "Развивай!" начинает занятия в бассейне для малышей от 2 месяцев!
Запись на форуме
в этом разделе
 Работает проект "Санькины недельки"!


Проект "Санькины недельки" стартовал 14 января.
Вы можете присоединиться к проекту в любой момент.

Тема текущей недели: "Семья"
Далее: "Ландшафт (горы, равнины и т.д.)", "Насекомые".

Что такое "Санькины недельки" читайте здесь

Новые занятия каждый день!
Новая тема каждую неделю!
Присоединяйтесь!

 Семинары Лены Даниловой в Киеве!


С 12 по 18 мая 2008 года в Киеве пройдут семинары Лены Даниловой.

Темы семинаров:
Тема "Радость родительства или битва с детьми?"
Тема "Развивающие игры нового поколения"
Тема "Детский сад: все плюсы и минусы"
Тема "Развитие творческих способностей"
тема "Кубики Зайцева в семье"
Тема "Как научить ребенка чувствовать себя в воде "как рыба"" (Занятие в бассейне)


Подробнее в разделе
Украина
 Советуем! Серия новых  DVD для детей


"Я всё могу!" - это серия новых DVD для детей, включающие замечательные игры для малышей, волшебные истории в картинках для самых маленьких, увлекательные приключения для детей в возрасте от 3 месяцев и старше.
Маленькие дети – маленькие гении, и диски "Я всё могу!" обязательно помогут малышам раскрыть все их способности.
Мы приглашаем вас в мир чудес, где каждый ребенок знает - "Я всё могу!"
Продукция компании "Я всё могу!" представлена в пяти развивающих фильмах на DVD дисках. К Новому году будет уже  9 фильмов!
 Внимание! Летние школы 2008 года

Внимание!
Этим летом планируется проведение двух выездных школ для родителей.


Одна из них пройдет на Кубани. В гостинице "Валентина" (город Адлер).
Дата проведения - 15-25 июня.

Вторая пройдет с 17 по 27 августа в Германии в районе города Люббеке.

Все подробности
здесь
  Внимание! Новые бесплатные проекты для детей!



Уже открылись бесплатные школы для детей!

ДЕНЬ В ИСТОРИИ
Ежедневные занятия, связанные с интересными историческими событиями, произошедшими в этот день.

"ВОЛШЕБНАЯ КНИГА" - библейские истории для детей
Доступно и интересно о самой главной книге.

ПРАЗДНИКИ - Хотите, чтобы каждый день у вас в семье был праздник? Присоединяйтесь!

ВРЕМЕНА ГОДА  для малышей! - добро пожаловать в наш новый проект! Давайте вместе наблюдать за тем, как меняются времена года!

 Индивидуальные консультации Лены Даниловой
Лена Данилова проводит консультации по развитию детей с выездом на дом в Москве по предварительной записи.  

 Внимание! Новый конкурс!
  Новый конкурс фотографий "Встречаем весну".

Весна в самом разгаре и у вас уже накопилось множество фотографий на весеннюю тему. Покажите, как вы встречаете весну с вашим ребенком: в лесу, на даче или в городе.
На конкурс принимаются по 1-2 фотографии от участника.

Спонсор нашего конкурса – новый магазин для детей "Жили-были"

В конкурсе будет три победителя!
Приз за первое место «Набор садовода»
Приз за второе место «Флюгер Бабочка Флиппо»
Приз за третье место « Надувной мяч Ариэль»

Конкурс продлится с 23 апреля по 7 мая
Голосование с 8 по 18 мая

Для участия в конкурсе разместите сообщение в этой теме.
Участвовать в конкурсе могут зарегистрированные пользователи форума.

Убедительная просьба! Не размещайте огромных фотографий, уменьшайте их перед размещением в форуме.
О том, как разместить фотографии, можно почитать
на этой странице

Внимание: Все вопросы по конкурсу задавать модератору
VladaMarina.

 

 Внимание! Конкурс завершен!

Экспресс-конкурс!
"Развивалочка за три минуты" завершен!

Голосование
здесь
Спонсор конкурса –
центр  "Развивай!"
Приз в конкурсе - бесплатное посещение любого мероприятия.

 
  Ранний старт
Продажа комплексов "Ранний старт" началась!
Если Вы делали заказ, ждите письма от администратора магазина!

Не покупайте подделки!

Наши чехлы и аксессуары подходят только к "Ранним стартам". К "аналогам" они не подходят!
Готовятся к выпуску новые игровые чехлы! Игрушки, мобили и другие аксессуары!
Уже в продаже - защитная стенка! Это простое приспособление не позволит ребенку пользоваться комплексом в ваше отсутствие - убережет от падений!
"Ранний старт" - это не просто спортивный комплекс для малышей! Это спортивно-игровая система!
 

 
 Рубрика: Статьи на сайте
Учимся фантазировать
Лена Данилова

Волшебные предметы
Возраст: от 4-5 лет.

С героями сказок, приключенческих книг и фильмов постоянно случаются всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой безвыходные ситуации. 
Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма, чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами этот предмет должен обладать, как может выглядеть.
Пусть малыш нарисует героя, а рядом с ним - волшебного "помощника".
Спросите ребенка, а что бы он сделал, окажись у него в руках такой предмет или прибор.

Рисуем впечатления 
Возраст: от 4-5 лет.

Когда ребенок достаточно хорошо овладеет карандашом и кисточкой, начнет рисовать не "просто человечков", а более сложные "жанровые сцены", предлагайте ему нарисовать по вашей просьбе:
-персонажей любимой сказки (можете заранее обсудить, как выглядит тот или иной персонаж, во что он может быть одет, в какой именно момент сказочного действия ребенок хочет его изобразить),
-впечатления от недавнего похода в зоопарк, в цирк, в театр (вместе припомните, как вели себя животные, кто именно участвовал в представлении, как были одеты актеры и так далее),
-себя и членов семьи во время поездки к морю, походу на лыжах и так далее.

Воображаем и рисуем
Возраст: от 5-6 лет.

Предложите ребенку представить себе и нарисовать:
-пантеон сказочных "богов" - бога игры, бога веселья, бога плохого настроения, бога ветра, бога еды, бога сна и так далее; 
-разных фей и волшебников;
-королей и королев, царей, царевичей, цариц и царевен разных удивительных государств;
-неведомых, несуществующих зверей: известных по сказкам - гипогриф, соплохвост, слонопотам, тяни-толкай, змей-горыныч; или выдуманных - геометрин, круглохвост, роговолос, искроглаз, ползун чешуйчатый и так далее (придумайте сами или вместе с ребенком);
-жителей других планет (можно придумать вместе с ребенком название этих существ или названия планет);
-несуществующие виды транспорта (как земные, так и инопланетные), заранее обсудив, какими свойствами они будут обладать;
-сказочные предметы - волшебные палочки, шапки невидимки, ковры-самолеты, скатерти-самобранки и многое другое;
-разные города - инопланетные, сказочные (из той или иной сказки или "просто так"), настоящие (находящиеся в разных уголках земного шара);
-известных людей, портретов которых ребенок никогда не видел.
 

 Рубрика: Статьи и полезные советы
РОДИТЕЛЯМ - О ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ (Продолжение. Начало в предыдущих рассылках)
Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”
Из журнала
http://remochka.livejournal.com


7. КНИГА И ИГРА

«Я не знаю, во что мне играть», — часто жалуются дети. Детское воображение и фантазия постоянно нуждаются в пище. И ее щедро питают книги. Только для этого с детьми надо играть.

Педагоги считают, что до трех лет ребенок нуждается в каждодневных играх со взрослыми, по ведь в этом возрасте за детьми и так следят постоянно, значит, повторяем, речь идет не о времени, а о том, как общаться с малюткой. Что же касается ребят четырех-пяти лет, то с ними можно играть уже один-два раза в неделю, по 15-20 минут. Остальное время они играют сами.

В играх с детьми до трех лет инициатива принадлежит взрослому, он определяет и ход игры, позднее малыш жаждет все большей самостоятельности. Но это не значит, что ему не нужно руководство. Нужно, но тонкое, ненавязчивое, как желанная подсказка.

Однажды Настя сорвала цветок шиповника и положила в него пух одуванчика. «Ты сделала постельку для Дюймовочки?» - спросила я. Обрадованная девочка добавила лепесток, как одеяльце, положила постельку под куст и приспособила, как зонт, лист лопуха. Я поняла - на случай дождя. И мы пошли дальше.

Увы, некоторые родители не учитывают изменившейся психологии и возможностей ребенка и по-прежнему регламентируют игру с начала до конца. Тем самым докучают ему, а главное, мешают развитию самостоятельности, инициативы, выдумки, фантазии...

Игры по книгам будут эффективнее, если вы играете с ребенком и в другие игры. Играете как партнер, а не учитель, играете не снисходительно, а всерьез, заинтересованно, азартно. Не даете фору: ведь в игре со сверстниками он не получит спуска, а претензии на особые права вызовут отпор.

Учите взаимодействовать в игре, но и поощряйте, когда ребенок увлеченно и сосредоточенно играет один. Драгоценная привычка оставаться с самим собой — залог развития.

Ваш ребенок живет в детской среде, поэтому, играя с ним, особенно на прогулках, вы играете и с другими ребятами, влияя на них. Прогулки — часы счастья и воли. Увы, есть мамы и бабушки, которые напрасными окриками и запретами травмируют ребенка, наказывают по пустякам. То и дело слышится детский плач.

Детская игра — благоприятный момент для наблюдения за характером сына или дочки и для корректировки их поведения. Расскажу случай из своего детства. Мне было лет пять, когда я затеяла такую игру. Мы с любимой куклой дразнили другую, нелюбимую. Мне казалось это очень остроумным, пока я вдруг не услышала укоряющий голос отца: «За что вы обижаете бедную девочку?!» В одну секунду всё стало ясно и стыдно. Жизнь прошла, а я всё помню...

Вникая в игры по книгам, вы получаете дополнительные возможности для воспитания своих детей. Так, ребята любят изображать проказы Буратино и Карлсона. Пусть веселятся, только предложите разыграть и те эпизоды, из которых видно, что герои не только шалуны, но и хорошие товарищи и верные друзья. Мальчики могут очаровываться и злодеями, восхищаясь грубой силой: «Я — Карабас, у меня есть плетка! Все меня боятся!». В этом случае напомните сыну, чем кончил этот злодей (его победил Буратино и его друзья).

Для игр с малышами нужны игрушки: куклы, мишки, зайцы, собаки, автомобили, самолеты, солдатики. Не обойтись без кубиков, колец от пирамидок. Но если под рукой нет нужной игрушки - не огорчайтесь, а играйте с предметами-заменителями (палочками, камушками и др.), которые могут изображать и лягушку-квакушку, и мышку-норушку, и всё, что надо. Так велика у ребенка сила воображения, и так самозабвенно он играет.

Детская природа противоречива. С одной стороны, ребенок мыслит конкретно. Однажды в холодный, осенний день я сказала Насте: «Не лезь в лужу. Придем домой мокрые, папа в обморок упадет!» — «Куда упадет папа?» — встревожилась девочка. Но, с другой стороны, ребенку доступна такая сила абстрагирования, которая у взрослых присуща только великим ученым.

Расскажу, как Настя (3,5 года), изображая воспитательницу детского сада, возила «деток» на прививку к доктору (ко мне). В кукольную коляску она посадила не только кукол, но и мишку, зайца, собачку, динозаврика и даже Барби с мужем Кеном... Здесь все они были заменителями, изображающими «деток», а их собственные признаки были ни к чему.

Знаменитый писатель Б. Житков считал, что у Д. Менделеева сохранилась эта особенность детского мозга: перебирая химические элементы, он отметал все их свойства, кроме одного — удельного веса, и заметил закономерность, которая оказалась величайшим научным открытием.

В наше время значение игр по книгам стало больше, потому что дети, растущие на телепередачах и «видиках», читают нетерпеливо, поверхностно, а игры по книгам останавливают их внимание на тексте, побуждая запоминать его и воспроизводить в своем воображении, наслаждаясь художественным словом.

Игры по книгам трудно переоценить: это и творческое повторение прочитанного, и тренировка памяти, и развитие воображения, и прекрасная школа родной речи, и развитие чувства юмора. Благодаря игре ребенок, еще не овладевший активной речью, улавливает смысл песенки, стихотворения:

Маша варежку надела,
(называем имя своей дочки: Даша, Лена, Катя и т. д.)
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла.
Посмотрите-ка, нашла.
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?

(«Варежка», Н. Саксонская)

Когда Насте было полтора года, эти стихи читала ей я, а в три она сама «беседовала» с пальчиком. С помощью игры мне удалось в три года пересказать ей сказку Р. Киплинга про слоненка, которому крокодил вытянул короткий нос. Я надела на Настин пальчик резинку и растянула, а потом пошутила: «Хочешь, вытяну и твой носишко?» — «Давай», — обрадовалась девочка. — «Ты хочешь, чтобы у тебя был хобот?» — «Да! Да».

Этот забавный случай ярко выявляет еще одну особенность младенческой психики — дитя живет мгновениями, не в силах посмотреть и на полшага вперед. Недаром медвежонок Винни-Пух горевал, что у него «короткие мысли».

Игры но книгам бывают четырех видов: 1. поэтические игры; 2. игры-спектакли; 3. ролевые игры; 4. литературные игры.

Поэтические игры — это игры со звуками и словами. Мы, взрослые, давно утратили свежесть и новизну восприятия языка, а маленькие дети любят звуки и слова, упиваются ими, только мы обычно этого не замечаем. А жаль! Сколько радости вы принесете своему ребенку, играя с ним звуками и словами, и как подвинете его развитие! Когда Насте было 1,5 года, мы играли в звуки, что помогло ей впоследствии научиться читать.

В поэзии для маленьких есть песенки и стихи с звукоподражанием и игрою ритмом и рифмой:

Дин, дон, дин, дон!
Дон, дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом!

(«Кошкин дом», русская народная песенка)

Эти короткие, звонкие слова придуманы для детского уха и детской гортани.

Гуляю я в лесу, ку-ку!
И песни я пою, ку-ку!
А где-то в вышние, ку-ку!
Кукушка вторит мне, ку-ку!

(«Кукушка», австрийская народная песенка)

Малютка, еще не умеющий говорить, пытается повторять концовки фраз, сначала с мамой, потом один.

Об игровой поэзии скажем позже, а здесь остановимся на том, как с ее помощью воспитывать у детей чувство юмора.

Умение общаться с детьми предполагает и умение веселить их, владеть детским юмором. Это совсем не трудно. Ребенка смешит нарушение порядка вещей. Однажды я по ошибке назвала Игоря Олегом, дети рассмеялись. Потом я нарочно ошибалась, вызывая ребячий восторг.

Детский юмор — это перевертыши и небывальщины. Как-то Митя и Настя на прогулке пили лимонад из бутылок, и мальчик оговорился: «Я пью чай». «А я — кошку», — сказала я, ребята тотчас подхватили и стали играть в чепушинку, наперебой называя самые неподходящие слова: «Я пью (дом, мяч, бабушку, качели и т. д.)». Долго веселились.

Детская дурашливость - первоначальное, еще примитивное чувство юмора, но это вовсе не значит, что маленьким доступно только оно. Насте было три года, когда ее смешили такие стихи:

Я умница-разумница.
Об этом знает вся улица:
Петух да курица...


Воспитанию тонкого, умного юмора способствуют стихи с игрою слов (Б. Заходера, С. Маршака, Э. Успенского и др.). Покажем это на примере стихов Б. Заходера:

Верблюд решил, что он жираф,
И ходит голову задрав.
У всех
Он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюет на всех!

(«Верблюд»)

А в стихотворении «Тюленье прилежание» поэт высказывает удивление по поводу образа жизни тюленя («Целый день лежит тюлень, и ему лежать не лень»):

Жаль, тюленье прилежанье —
Не пример для подражанья.


Игры-спектакли — это драматизация, предполагающая дословное воспроизведение текста произведения: чтение по лицам, разыгрывание отдельных сценок, пьес с мамой, игрушками, детьми.

Мини-спектакли — первые забавы грудного ребенка («Ладушки», «Гуленьки», «Сорока-белобока»...). Такие игры начинает и ведет взрослый, а младенец вторит, выражая свои чувства голосом, мимикой, всем телом. Если слышит «ладушки», хлопает в ладоши, а если в песенке танцует заинька, подпрыгивает на маминых руках.

До трех лети дети играют в сказки «Репка», «Теремок», «Колобок». Сначала опять играет мама, а малыш смотрит и слушает, а потом играет он сам: вот, как тянули репку, кот, как все прибежали в теремок, вот, как колобок убежал от зайца, волка и медведя... При этом он старается произносить слова и фразы.

Лет с четырех-пяти, когда ребенок овладевает активной речью, его побуждают передавать текст произведения. Для этого практикуют чтение по лицам. Так, в сказке «Кот и Петух» роли читайте попеременно: сначала ребенок — за Котика, а вы — за Лису и Петушка, а потом наоборот. Это внесет разнообразие, а главное, вы сможете ненавязчиво показывать, как играть, а ребенок запомнит весь текст сказки.

Разыгрывая сказку, научите ребенка выразительно читать вставные песенки, воспроизводить льстивую интонацию Лясы: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслена головушка». Совсем по-другому, тревожно и призывно, кричит Петух: «Котик, мой братец, несет меня Лиса в дремучие леса». Эту сказку прекрасно пересказал для детей К. Д. Ушинский, но для драматизации лучше взять пересказ А. Н. Толстого «Петушок — золотой гребешок», у которого счастливый конец. В избушке вместес котом и петухом жил дрозд. И, когда лиса утащила петушка, кот и дрозд догнали ее, поколотили и отняли петушка.

После игры с вами малыш сам может повторить спектакль с игрушками, а еще интереснее разыграть его со сверстниками и показать гостям. Многие стихи и сказки пригодны для чтения по лицам и драматизации.

Ролевые игры — это главные игры дошкольников, потому что с трех до семи лет их основной деятельностью становится ролевая игра, с помощью которой они познают жизнь.

Помочь малышу войти в роль — значит помочь взойти на новую ступень развития, т. е. начать думать, чувствовать, действовать, как требует роль шофера, доктора или мамы в игре «дочки-матери» или роль героев сказок.

Когда полугора-двухгодовалый ребенок играет в кубики, он просто манипулирует предметами, что доставляет ему большое удовольствие. Но если он так же играет в пять лет, то это уже дефект развития и воспитания. В этом возрасте ему следует воображать себя строителем и возводить города, мосты, телебашни. Игра тем содержательнее, чем больше у ребенка знаний и представлений. Вот тут-то роль книги незаменима.

Если у ребенка нет впечатлений о взрослой жизни, ролевая игра не возникает, а это нарушение норм психики. Еще раз вспомним слова Б. Житкова: «Нормальный ребенок всегда рвется в страну взрослых, где надеется „Ух, что наделать!”».

Ролевая игра в отличие от игры-спектакля не предполагает воспроизведения текста произведения. Здесь книга дает лишь толчок для свободного полета воображения и фантазии, для импровизации.

Дети, входя в роль, играют азартно, самозабвенна и своим «понарошку» могут выразить все. Недаром великий Станиславский советовал актерам играть, как дети.

Все, кто наблюдает детские игры, знает, что они как бы сотканы из мгновений. Вот ребенок и берет из книги отдельные мотивы, приспосабливая их для своей игры. Только для этого в его голове должна быть полная картина — события, обстоятельства и герои книги. Поясню это положение примером.

Как-то зимой Настя каталась на санках с горки, ребят не было, и она скоро соскучилась. Тогда я предложила поиграть в сказку Топелиуса «Сампо-лопаренок»: санки — маленький олень, ты — мальчик Сампо, я — горный король. Настя пришла в восторг. Я делала вид, что хочу поймать ее, и восклицала: «Пусть погаснет солнце! Пусть будет вечная тьма и вечный холод!». Катание с горки превратилось в погоню, где она — неуловимая. Я думала, что этим игра и ограничится. По не тут-то было. Настя, полная победного воодушевления, вспомнила концовку сказки: побежала, нашла, палку и, подняв ее, как факел, над головой, двинулась па меня со словами: «Ты лжешь, горный король! Солнце взойдет! Солнце изойдет!»

Я поняла, что она уже изображает не мальчика Сампо, а школьного учителя с лампой в руке, к которому, спасаясь от погони, примчался лопаренок Сампо. Мне лишь оставалось изобразить испуг и погибель.

На площадке два паренька, лет по девяти, бросили играть в хоккей и уселись смотреть на нас.

Ну, как тут опять не вспомнить Б. Житкова, который восхищался умением детей смотреть в корень, отметая все, что к делу не относится. Казалось бы, что общего между санками и оленем? Только то, что двигаются, но для этой игры это главное. Остальное воссоздаст воображение. Когда Настины санки перевернулись и она упала, я сказала: «Маленький олень голодный, не может бежать». Девочка тотчас вскочила и принялась «понарошку» кормить его.

Детей привлекают герои, у которых есть характер и судьба. Вот почему подросшие ребята импровизируют свои игры по повестям-сказкам: «Золотой ключик» А.Толстого, «Приключения Незнайки» Н.Носова, «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен и др.

Однако в ролевой игре по книгам далеко не всегда разыгрываются конкретные произведения, напротив, чаще в играх проявляется общая начитанность ребенка, и он играет то солдата, то казака-разбойника, то пирата, сам придумывая сюжеты, навеянные книгами. К. И. Чуковский вспоминал, что его ребята любили изображать русских богатырей, изъясняясь былинным складом...

В играх младших детей большую роль играют стихи и песни, потому что воодушевляют, сообщая поэтическое настроение.

Однажды Настя и ее приятели Игорь и Митя пришли на территорию со
седнего детского садика, чтобы поиграть в избушке. Увы, кто-то за ночь ра
зобрал ее по бревнышкам и утащил. Дети очень горевали, и, чтобы утешить их, я показала на стенку, лежащую на земле (все, что осталось от избушки!): «Какой прекрасный корабль!» и спела песню об отважном капитане:

Жил отважный капитан,
Он объездил много стран,
И не раз он бороздил океан,
Раз пятнадцать он тонул,
Погибал среди акул,
Но ни разу даже глазом не моргнул.

И в беде, и в бою
Напевал он всюду песенку свою:
Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка это флаг корабля,
Капитан, капитан, подтянитесь,
Только смелым покоряются моря!

(«Песенка о каштане»,
слова В. Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского)


Ребята сразу полюбили капитана, его песню и с энтузиазмом принялись обустраивать свои корабль. Игорь притащил большой камень — якорь, поставил наклонно бревнышко — пушка, потом через дыру в заборе проник к гаражам и приволок (в хозяйстве пригодится!) старую шину от небольшого колеса и фанеру. Я помогла ребятам осмыслить эти «ценные приобретения», рассказав им, что такое спасательный круг и трап, после чего отошла, чтобы не мешать.

На корабле царило радостное воодушевление, только наш меланхолик Митя и здесь нашел повод, чтобы расстраиваться. Когда подняли трап, он пожаловался: «Мне не дают ходить по трапу...». Впрочем, вскоре и он вместе с другими «матросами» лазил на «мачту» (детская лесенка, стоящая рядом с избушкой) и смотрел «вдаль»: не плывут ли акулы, те самые, которые едва не сожрали отважного капитана. Игорь на всякий случай навел свою пушку. Потом пассажирка Настя, она же матрос и кок, бросила в «море» трех своих Барби, а Игорь — спасательным круг. На этом игра стала сходить на нет — не знали, что делать дальше. К счастью, появился третьеклассник Сева, веселый, начитанный мальчик. Увидев «корабль», он закричал: «Я пират! Я атакую! Защищайтесь!». — «Бандит!» — сообразили малыши и стали дружно не пускать и выталкивать его с «корабля». Наконец, Сава крикнул: «Я отступаю!» и побежал, малышня за ним, долго гонялись, но втроем одолели. «Сдаюсь,— мрачно сказал пират,— ведите в темницу» (под дерево). Настю поставили охранником. Сева очень натурально изображал «муки жажды и голода»: «Воды! Хлеба!», а Настя, забыв о своих основных обязанностях, «понарошку» кормила и поила его... Интересно, что Игорь при всей своей энергии и смекалке играет не капитана, а матроса: то ли характер такой, то ли у него нет представлений о капитанской работе. А может, и то и другое.

С тех пор песню об отважном капитане дети поют очень часто. Не могу умолчать, как по-разному они восприняли второй куплет, где «капитан был в одной из дальних стран и влюбился, как простой мальчуган». Мальчики его просто проигнорировали (испортить такую песню!). Не то Настя. При друзьях ей хватило такта помолчать, зато дома она не раз со смехом просила: «Бабушка, спой, как капитан „раз пятнадцать краснел, заикался и бледнел, но ни разу улыбнуться не посмел”». Девочка прекрасно поняла и юмор, и причину такого странного превращения, которое ей очень нравилось...

В игре про корабль и пирата хорошо видно, как полезны совместные игры детей разного возраста и развития. А вот для обучения лучше, на мой взгляд, объединять детей одинакового развития. Впрочем, с этим не все согласны.

Подробнее расскажу, как книги обогащают самые популярные среди детей игры: «Дочки-матери» и «Все работы хороши» (о профессиях).

Если полутора-двухгодовалая крошка баюкает куклу, то это не значит, что она играет в маму: просто малышка копирует движения взрослых. Зато с трех-четырех лет девочка может войти в роль мамы, а может и не войти. Нередко встречаются девочки, которые не любят кукол и не играют с подружками в «дочки-матери». А это дефект развития и воспитания.

В. А. Сухомлинский говорил, что всегда внимательно следил за тем, какие отношения складываются между детьми и их куклами. Но о каких отношениях может идти речь, когда видишь на улице, в мороз, девочку с куклой — в летнем платьице? А разве трудно, собирая дочь на прогулку, сказать ей: «Сегодня холодно, заверни Катю в платок».

Материнские чувства заложены в каждой женщине, но в разной степени. Есть, как известно, «горячие» мамы и «холодные», видящие в детях не радость и смысл жизни, а тяжелую обузу. Есть нежные «маленькие мамы», а есть взрослые женщины, у которых эти чувства просыпаются так поздно, что уже пропущены все отпущенные природой сроки...

Однажды на детской площадке мы с Настей увидели крохотную девочку (3,5 года), которая осторожно (чтобы неупала!) качала на качелях свою «дочку». Дедушка девочки, отставной моряк, сказал, что внучка целыми днями нянчит кукол и не ляжет спать, пока не перецелует и не уложит всех своих «деток». Вот он, врожденный материнский талант, но, как всякий талант, встречается не часто, а растить девочек для счастья надобно всех.

Воспитание будущей женщины страдает у нас большими недостатками, а в детской литературе десятилетиями воспевалась девочка с мальчишеским характером. Поэтому вспомним народную педагогику и православие, которые всегда считали, что с раннего детства надо развивать в девочках материнские чувства, глубоко заложенные в женской природе, и готовить их к высокому назначению в будущем — быть матерью, хранительницей семейного очага. Не случайно в прошлом веке писатели, художники и композиторы поэтизировали девочку, играющую в куклы. Вспомним рассказы Л. Толстого или пьесы II. Чайковского из «Детского альбома» («Новая кукла», «Болезнь куклы», «Похороны куклы»). Обращаясь к книгам, вспомним «Азбуку» А. Бенуа, где прославленный художник сделал такую акварель: в рамке из цветов сидит девочка, кормящая дочку-куклу, а на веревке сушатся куклины штанишки, рубашки, простынки...

А вот стихотворение Саши Черного «Про девочку, которая нашла своего мишку» и разговаривает с ним как мама:

...Самый мой любимый бантик
Повяжу тебе на грудь:
Будешь милый, будешь франтик, —
Только ты послушным будь...


Такие стихи часто презрительно называют сентиментальными. Ну и напрасно! В детстве и должен быть переизбыток чувств, а жизнь внесет свои разумные поправки.

Войти в роль мамы маленькой девочке поможет поэзия. Так, крошке захочется подражать Тане из стихотворения В. Орлова «У меня полно хлопот», которая целый день нянчит свою дочку: «Нужно Машеньку умыть и компотом накормить. Рассказать ей нужно сказки, покатать ее в коляске, искупать, переодеть...»

«Аленушка» Е. Благининой — маленькая поэма о грудном ребенке. Написанная в духе народных баек и потешек, она состоит из отдельных стишков о том, как Аленушку кормят, купают, пеленают, как она играет и учится ходить. Ваша дочка легко запомнит эти ласковые стихи и повторит, играя со своей куклой:

Теплую водичку
Льем на нашу птичку!
Ой, с гуся вода.
А с Аленушки худоба!


Также приятна ей будет роль гостеприимной хозяйки:

...Сосчитала я сначала
Дорогих своих гостей,
Чашки чайные достала
И тарелки
Для гостей.

А еще
Для куклы Кати
Приготовила сюрприз —
Я поставила на скатерть
Новый кукольный сервиз.

(«Хозяйка», П. Синявский)

Дети в своих играх могут повторить и сюжеты рассказов Л. Толстого. Вот один из них: «Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле. Будто школа. „Учи, кукла, буквы! Это — А. Это — Б-бе. Смотри, помни”». Так великий писатель подсказывает вашей дочке увлекательную и полезную игру на долгое время: «читать» кукле сказки, показывать ей картинки. Чтобы поддержать игру, спрашивайте дочку: «Что ты сегодня читала Кате? Что ей понравилось?»

Я знаю семью, где налажена непрерывная игра с куклами: девочка каждодневно укладывает их спать, кормит, одевает, водит на прогулку и к доктору, празднует их дни рождения, устраивает для них елку и т. д. А родители, вникая в дела «семьи», интересуются: «Поправился твой сынок? Как ты его лечила? Мне кажется, что твои дети давно не были в зоопарке, в театре...»

Вот они, духовные связи между родителями и детьми, когда отец и мать могут ненавязчиво прививать детям свою мораль и взгляды на жизнь.

Войти в роль мамы и хозяйки девочке помогут и стихи, воспевающие мать, такие как:

Песенку о маме
Мы споем, сейчас.
Мама дорогая
Крепко любит нас.

Кто читает сказку,
Кто пирог печет?
Курточку и платье
Кто для пас сошьет?

Мама дорогая
Трудится для нас,
Мы спасибо маме
Скажем много раз!

(«Песенка о маме», Н. Найденова)

В наши дни игру в «Дочки-матери» вытесняет заокеанская красавица Барби, невеста, молодая дама. Впервые эта кукла появилась в Нью-Йорке лет 40 назад и с тех пор покорила девочек во многих странах мира. Почему кукла-дама вытесняет куклу-дочку? Главная причина — мода, которая сильно воздействует на психику девочки. Барби — это не только кукла, это целый игрушечный мир: дома, мебель, посуда, машина и, конечно, гардероб — все, что нужно Барби для богатой, «красивой» жизни. Но и это еще не все: о Барби печатают рассказы в детских газетах и журналах, ей посвящаются богато иллюстрированные издания — книжки-раскраски, книжки-наклейки, предлагающие поиграть с Барби. В этих книгах показана веселая и счастливая жизнь Барби с мужем Кеном и детьми, их развлечения, путешествия, праздники, а главное — быт, где все самое модное и современное.

Сравнивая книги о Барби с нашей литературой о девочке, играющей в куклы, замечаешь существенное различие: Барби только развлекается со своими «детьми», а у нас — поэтизируются материнский труд, материнская забота, что соответствует самым глубинным потребностям женской натуры и воспитывает доброту, мягкость, чуткость, нежность, т. е. женственность.

Ну, а как дети играют с Барби? Чаще всего никак. Они просто носят ее, держа за ноги. Это наблюдение подтвердили и воспитатели детского сада, куда ходит Настя: «и кукольную мебель купили, и дом обустроили, все равно не играют». Дети, как известно, стремятся в страну взрослых, но играют только в то, что понятно. Отношения «дочки-матери» — понятны, отношения мужчина—женщина — не понятны.

Однако было бы ошибкой вообще зачеркивать воспитательное значение куклы Барби и литературы о ней. Когда трехлетней Насте подарили Барби, она сказала: «Тетя!» и ушла к своему зайцу и мишке. Но в пять лет девочка красиво причесывает Барби, завязывает бант, надевает ей серьги и туфельки на высоких каблуках, меняет нарядные платья и — любуется. Ее любимая книга «Барби мода» (СПб.: Текс, 1995). Девочке здесь интересно все: красивые комнаты, интерьеры («Комната моей мечты») и такие главки: «Мир высокой моды», «Какую прическу мне сделать?». Хороший вкус воспитывают и главы «Угадай, в какой я стране?» (как одеваются женщины планеты) и «Золотые мгновения» (о роскошных туалетах дам прошлых веков, о ювелирных изделиях, сумочках, туфельках и т. д.).

Таким образом, кукла Барби восполнила серьезный пробел в нашем воспитании девочек. Теперь с раннего детства они учатся быть привлекательными: красиво и модно одеваться, причесываться, пользоваться украшениями, что дает девочке спокойную уверенность в себе. Теперь уже с раннего детства девочки получают представление о том, как красиво и удобно обустроить быт своей будущей семьи. Все это, разумеется, прекрасно, если бы при этом они продолжали играть в «дочки-матери», чего, увы, часто не бывает... Родителям надобно побуждать свою дочку к играм в «дочки-матери», а Барби пусть будет, но занимает второстепенную роль.

Игры о профессиях не только любимы, но и очень полезны для развития детей, потому что ребенок, входя в роль, проникается желанием стать работником. Так возникает жизненная ориентированность на труд, глубоко заложенная в наших национальных традициях. Вспомним стихи «Мужичок с ноготок» из поэмы Н. Некрасова «Крестьянские дети». Сколько достоинства в маленьком работнике («всего мужиков-то отец мой, да я»). «Всё, всё настоящее, русское было!» — восклицает поэт.

Стихи, рассказы, очерки о профессиях дают толчок игре, открывая простор выдумке, фантазии, импровизации.

В детских библиотеках можно найти давно не переиздававшуюся книгу Л. Куклина «Когда мы станем взрослыми» (Л., 1979) — цикл хороших стихов о профессиях: «Шахтер», «Сталевар», «Ткачиха», «Лесник», «Пилот», «Электросварщик», «Рыбак», «Чабан», «Маляр», «Врач», «Портной», «Оленевод», «Шофер», «Водолаз», «Часовщик». Заканчивается цикл стихотворением «Космонавты» с обращением к ребенку:

Расти скорей,
Мечтай смелей,
И начинай работу...


Лет с пяти знакомьте детей с увлекательной энциклопедией о профессиях «Все работы хороши» Г. Юрмина (любое издание). Эта тема хорошо представлена и в энциклопедии «Почемучка».

Пусть ребенок сам по иллюстрациям выбирает, про кого читать и в кого играть: агронома или доярку, архитектора или повара, учителя или почтальона, врача или рабочего (бульдозериста, нефтяника, сварщика, слесаря, шахтера) и т. д.

Назовем основные классические книги для игр о профессиях.

В маленькой поэме В. Маяковского «Кем быть?» одни профессии известны детям из жизни (доктор, шофер, летчик), другими поэт заинтересовывает через знакомые им предметы: кто и как сделал мебель, построил дом, паровоз (столяр, инженер, рабочие на заводе).

Стихи легко претворить в игре именно потому, что они показывают, как люди работают. Все ребятишки любят строить дома сначала из кубиков, песка, а потом из конструктора, но, оказывается, сначала лучше нарисовать план («Это будет перёд, называется фасад. Это каждый разберет — это ванна, это сад»). А вот, как играть в летчика: «Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер», «бояться не надо ни дождя, ни града. Облетаю тучку, тучку-летучку. Белой чайкой паря, полетел за моря» и т. д.

Увлекательную игру, полную открытий, подсказывает и стихотворение «Почта» С. Маршака, который, как и Маяковский, ведет ребенка от знакомого (почтовый ящик, почтальон, почта) к неизвестному, дальним странам и путешествиям. Ребенок с игрушками изобразит и почтовый вагон, и Лондон, и Бразилию, а еще придумает, как письмо летело на самолете и плыло на корабле. Если ваш ребенок знаком с рассказами Б. Житкова, ему будет интересно узнать, что письмо было адресовано именно ему.

Стихотворение «Дядя Степа» С. Михалкова поможет вашему сынишке поиграть в милиционера — сильного и доброго стража порядка, защитника хороших людей и грозу хулиганов.

Для игр годятся не только стихи, но и рассказы. До сих пор непревзойденными остаются произведения Б. Житкова: входя в роль, ребенок совершает благородные и мужественные поступки, играя в моряков, почтальонов, рыбаков, водолазов, командиров («Обвал», «Почта» и др.).

Мальчики испокон веков играли в войну и солдат. С помощью «Книги будущих командиров» А. Митяева (любое издание) ваш сын по картам-схемам сможет, подобно Суворову в детстве, разыграть с игрушечными солдатиками сражения Юлия Цезаря и других великих полководцев Всемирной истории. Прекрасный повод для совместных игр отца с сыном.

Литературные игры — викторины и загадки.

Разгадывать загадки и литературные викторины интересно и с мамой, папой, но особенно интересно, если участвуют другие ребята: радостно блеснуть своими знаниями, а если чего не знаешь — послушать, что говорят другие. Дети проявляют большую активность, поэтому давайте высказываться всем и неоднократно. Викторина — это праздник знаний!
Иногда к составлению викторины родители привлекают и детей: «У тебя будут гости, давай придумаем: для них вопросы по стихам Б. Заходера. Они такие веселые». Покажу некоторые варианты викторин:

1. «Если можешь, продолжай».

Читаем начало стихотворения, предлагая детям продолжить: «Белка песенки поет, да орешки всё грызет...», «Ветер, ветер, ты могуч...», «Белеет парус одинокий...», «Ехали медведи на велосипеде...» и др. Постепенно усложняйте задание: Кто написал эти стихи? Из каких они книг? Кто нарисовал картинки?

2. «Знаешь ли ты писателей?»

Узнай писателя на портрете, назови его фамилию, имя и отчество. Далее предлагаются вопросы по его произведениям. Вот, к примеру, викторина о С. Маршаке: Про кого сказано: «Рвать цветы легко и просто детям маленького роста, но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок»? (о жирафе и стихах
«Детки и клетке»); Подскажите рифму: «Эй, не стойте слишком близко — я
тигренок, а не...» (киска).

Викторина может быть посвящена не одному, а ряду писателей, когда мы обращаем внимание детей на отдельные факты из их жизни: Кто из писателей учил детей в школе? (Л. Толстой, К. Ушинский, В. Сухомлинский); кто из писателей был офицером? (М. Лермонтов, Л. Толстой); кому из писателей было адресовано письмо в стихотворении С. Маршака «Почта»? (Б. Житкову), кто из писателей сражался с фашистами (В. Астафьев, А. Гайдар, В. Катаев).

3. «Из каких они книжек?»

Узнай героя и скажи, откуда он? Например, любит мед, сочиняет стихи, кричалки, пыхтелки, ворчалки (Винни-Пух из одноименной сказки-повести А. Милна).

4. «В мире сказок».

Назовите волшебные вещи из сказок (скатерть-самобранка, ковер-самолет, гусли-самогуды); кому принадлежат корзиночка, бутылочка молока, пирожок, шапочка? (Красной Шапочке). А колпачок с кисточкой, курточка из бумаги и азбука? (Буратино); Кто съел целую банку варенья? (Карлсон) и т. д.

5. «Отгадай словечко» — универсальная игра, очень любимая детьми. Можно играть вдвоем (с папой, мамой по дороге в школу) или с друзьями (дома, на прогулке). По очереди один загадывает, другой по вопросам старается отгадать задуманное слово: живое, неживое, книжное? На какую букву начинается? Если живое, спрашивают: как двигается (прыгает, ходит, ползает, плавает), что ест, какого цвета и т. д. Например, живое на букву «к», прыгает и бегает. Кто не может отгадать, просит подсказку. (На животе — сумка.) Ясно: кенгуру. Если слово означает неживое, следует вопрос: для чего нужен людям? Если слово означает героя из книжки, скрашивают: из рассказа или сказки, на какую букву начинается, какой писатель о нем рассказал и т. д.

6. Существует прекрасная литературная викторина II. Найденовой, напечатанная в сборнике «Чудесная тетрадь» (М.: Дет. лит., 1969).

ПРО КАКИЕ ЭТО КНИЖКИ?

Девочка — малышка
Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала,
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.

(X. К. Андерсен «Дюймовочка»)

О ком эта сказка?
Сейчас потолкуем, О книжке другой:
Тут синее маре,
Тут берег морской...
Старик вышел к морю,
Он невод забросит,
Кого-то поймает
И что-то попросит.
О жадной старухе
Рассказ тут пойдет,
А жадность, ребята,
К добру не ведет.
И кончится дело
Все тем же корытом,
Но только не новым,
А старым, разбитым.

(А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Кто поймал стрелу?
Летела, стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то...
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?

(Сказка «Царевна-лягушка»)

Кто унес братишку?
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К батюшке и матушке
Мы домой попали!
Кто унес братишку?
Назовите книжку.

(Сказка «Гуси-лебеди»)

Кто я?
Я бегу, бегу, бегу,
Опоздать я не могу!
Я на волке поскачу,
На орле я полечу!
Не боюсь волны морской,
Не боюсь горы, крутой.
Я лечу, плыву, скачу, —
Всем больным помочь хочу!

(К. Чуковский «Доктор Айболит»)

В сборник Е. Серовой «Мозаика» (Л.: Дет. лит., 1981) входят самые разнообразные загадки о природе и о вещах.

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь па волю,
Побегут по белу полю, —
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота!

(Цветные карандаши)

Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети:
Где болит? Стук-стук.
А, нашел! Тут, тут!

(Дятел)

Бродит между елок
Тысяча иголок...

(Ежик)

Вот это случай очень редкий —
На голове растут две ветки!

(Оленьи рога)

Симпатичный белый домик,
Кто живет в нем — вот вопрос?
Может быть, малютка гномик?
Нет, живет в нем Дед Мороз!

(Холодильник)

Скажи ты мне, какой чудак
И днем и ночью носит фрак?

(Пингвин)

Образны, поэтичны загадки поэта Г. Ладонщикова, напечатанные в его сборнике «Солнце землю радует» (М., 1979).

Если знаешь зверей, назови их скорей
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Любит шустрая...

(Лисица)

Смел и зол разбойник серый.
Чуть козу вчера не съел он.
К счастью, Тузик и Трезорка
За отарой смотрят зорко.
Еле ноги уволок
От собак матерый...

(Волк)

Когда ваш ребенок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте: он забудет и лакомства, и обновы, но не забудет, как отец и мать играли с ним. И это воспоминание согреет его сердце.
 Рубрика: Обмен опытом - вопросы из форума
 
Список форумов Раннее развитие детей -> Что такое раннее развитие? Зачем это нужно? -> Как мы развиваемся. Общие вопросы и проблемы
Раннее развитие. С чего начать?
Пишет натти:
Привет всем. Очень хотелось бы услышать ваши советы. В Питере живу недавно. Приехала с такой страны где ничего не знают о раннем развитии. Наткнулась на этот сайт случайно и почитав множество тем поняла как все это необходимо. У меня старшей 6.5 и у нас проблемы, ребёнок тяжело воспринимает информацию не запоминает, хотя иногда выдает очень умные вещи. Она в детстве не любила слушать книжки, отбирала их и любила рвать. Ну мы и не настаивали. В сад там ходила но с ними много не занимались. Сейчас младшая ей1.8 ,тоже не любит книжки, только рвёт всё. Начитавшись всего интересного на этом сайте хочется тоже заняться развитием младшей. А как? С чего начать? Какие игрушки и игры нужно покупать в первую очередь? Как приучить ребёнка слушать? И всё всё всё остальное. Заранее спасибо всем кто поделится опытом.

 Список форумов Раннее развитие детей -> Всё о методиках развития детей -> Методики и материалы Марии Монтессори
Мысли в слух
Пишет Andre70:
Всем доброго дня.
Хочется высказать свое мнение по вопросу: С какого возраста начинать заниматься ребенком по методике М. Монтессори?
У меня появилась возможность наблюдать немного со стороны работу деток в группе от 8месяцев до 3 лет (Нулевку) .
Давайте отбросим в сторону фактор педагог-среда(клуб) просто посмотрим как входят детки в среду .
Детки 9-12 месяцев : жизненного опыта мало, страхи и комплексы не накоплены . Ребенку конечно требуется некоторое время на привыкание гдето 2-3 занятие . Потом он уже знает ,что где находится и как не странно ,что он хочет :работать с крупой или в мокрой зоне.Они гораздо проще запоминают где у нас работа а где игра.Они быстро запоминают правила занятий когда круг а когда будет сказка.

3 летки попав в группу с "богатым" жизненным опытом общения в песочнице как правило уже имеет свое представление о порядке. Они будут бегать по группе с рабочим материалом и разбрасывая все вокруг. Конечно можно его научить,Что розовая башня стоит в этом углу и после работы с ней надо поставить все как было .Но это гораздо сложнее чем более в раннем возрасте заложить некоторые правила. И научить его их выполнять.
А сколько тудов педагогу стоит вывести ребенка из зажатости . Он просидел 3 года дома а теперь его начали усиленно готовить к саду. Так и до стресса недалеко .
Хотя конечно много зависит от обстановки гораздо проще запретить ВСЕ! Если ничего нельзя значит ненадо потом ничего убирать.
Я видел деток которые в 3 года еще не рисовали красками и не задували свечку (обожжется еще) .

Я думаю в 12 месяцев можно смело вести ребенка на занятия. Он небудет скучать . Ну а остальное выбор родителей.

Список форумов Раннее развитие детей -> Как дать ребенку энциклопедические знания -> Физика и химия - это интересно!
Как вы играете в химию?
Пишет FeElena:
У нас началось недавно. сначала купили таблицу Менделеева. Олюнька некоторые слова оттуда уже слышала (металлы, кислород). А тут я решила рассказать про воду - на двух кусочках бумаги написала Н, на одном О - Олюха вызвалась быть кислородом
Прикрепили бумажки, устроили хоровод, и дождик сделали, и закипели - детям понравилось. Тогда уже вспомнили про NaCl - девчонки взявшись за руки бегали, солили все, про углекислый газ, который из заводской трубы вылетает, про то, как после грозы свежестью пахнет - обыграли озон. На этом мои познания в области химии иссякли Sad Если у кого-нибудь возникнут идеи, напишите, пожалуйста.
А с тремя-четыремя детьми выбор комбинаций наверно поболе будет

Список форумов Раннее развитие детей -> Всё о играх и игрушках -> Игры и игрушки "форумных" мам
Самоделки для дочки.
Пишет Natalja:
Привет всем! Добро пожаловать к нам !
Наконец то решилась открыть свою страничку с игрушками, играми и пособиями для своей доченьке Эвелиночке, которые делала и надеюсь буду делать по мере того как она будет расти. 2,3

Список форумов Раннее развитие детей -> Мамины заботы -> Ребенок в школе
тирания vs демократия на уроке
Пишет dragonfly:
Читала я сейчас "Одаренного ребенка", и тут меня осенило (может, кому-то покажется, что поздно, но лучше поздно...).
Когда я веду урок, я довольно демократична: могу пошутить, позволяю детям передвигаться по классу, если есть необходимость, за почек неаккуратный не ругаю и за помарки оценки не снижаю Smile Но некоторые индивидумы принимают такой стиль ведения урока как открытое заявление о вседозволенности. Начинаются переговоры чуть ли не вслух, мобильные телефоны и игнорирование меня, доносящей разные премудрости английской грамматики. Тут, конечно, приходится вводить репрессивные меры Twisted Evil К тому же, дети у меня в группе сидят отобранные и в небольшом количестве, а что в образовательной школе творится, представить страшно.
И тут я стала думать, что нельзя с ними, такими-сякими, по-хорошему (с большим, прямо сказать, сожалением). Но дошло до меня после прочтения "Одаренного ребенка", что дети наши так учиться просто привыкли. Если их с младных ногтей дрессируют и держат все время "в тонусе" (попробуй, сделай что не так или скажи что против - пожалеешь вдвойне: и от учителей, и от родителей достанется), то демократию они начинают считать синонимом анархии. Тирания воспринимается ими как единственный способ общения с ними учителя. Да и "строгие" учителя у нас всегда были в потчете: у них и успеваемость лучше, и дисциплина на уроке образцовая.
Скажу честно, тирания мне не по душе. Но как переубедить школьников, что с учителем можно общаться по-человечески? Что им такого сказать, чтобы они поняли, что процесс усвоения знаний может происходить не только из-под палки?
Вот в чем вопрос.

Список форумов Раннее развитие детей -> Учимся читать и писать. Развиваем речь -> Развитие речи и литература
Стихотворения для массажа
Пишет Neznakomka:
Моему ребенку очень нравится, когда я делаю ему массаж спины, хотелось бы сопровождать действия со словами, но я, к сожалению, ничего кроме Рельсы-рельсы... не знаю
В и-нете нашла вот еще такие стихотворения:

Массаж спинки (поглаживание)
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкá
Мы погладили бочкá.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик). Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

Поделитесь, пожалуйста, своими стихотворениями.

 
 Рубрика: Ищем сторонников раннего развития в своем регионе!
Сибирь
Санкт-Петербург
Волгоград
Киров
Новгород Великий
Сургут
Краснодарский край
Таганрог
Новокузнецк
Владимир
Нижний Новгород
Норильск и Крайний Север
Уфа
Королев
  Греция
Израиль
США
Германия
Корея
Украина
Латвия
Беларусь
Эстония
Чехия
Италия
  Москва: Автозаводская
Вся Москва
Челябинская область
Ульяновск
Ирландия или Британия
Австралия, Сидней
Ставрополь
Владивосток, Приморье
Норвегия

Если Вы не нашли в списке своего региона, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Стихи и игры для детей

Кто кому кто?
Аким Яков

Бабушка-бабушка, я чья дочка?
Ты Федина дочь, моего сыночка.
Мой папа большой, а совсем не сыночек!
Сыночек.
Брат четырёх моих дочек,
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
Да разве у дочки мы были?
У тёти!
Тётю твою я в люльке качала...
Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца.
Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой, ох, и была шустра!
А ты им доводишься...
Хитрое дело...
Бабушка, что-то у нас пригорело!
Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало!
 

 

 

Сестричка
Ираида Мордвина

У меня сестричка:
Чёлка, две косички,
С синевою глазки –
Девочка из сказки.
Пухлые ладошки
У сестрёнки-крошки.
Быть большой мечтает,
От нарядов тает.
Сундучок колечек,
Бантиков, сердечек,
Пудра и помада –
Им сестричка рада.
Мы по парку ходим,
Разговоры водим.
Ей всё не известно,
Жизнь так интересна.
Милая сестричка:
Челка, две косички.
Девочка из сказки –
Озорные глазки.


 


В избранное