Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей


www.danilova.ru
Выпуск № 123 от 17 апреля 2008 года 
 Сегодня в рассылке
  • Не пропустите! Он-лайн школы и семинары на форуме!
  • Центр поддержки родителей "Развивай!" под руководством Л. Даниловой!
  • Работает проект "Санькины недельки"!
  • Семинары Лены Даниловой в Киеве!
  • Внимание! Новый бесплатный проект для детей
  • Индивидуальные консультации Лены Даниловой
  • Внимание! Школы иностранных языков для детей!
  • Советуем! Серия новых  DVD для детей!
  • Внимание! Новые проекты для детей!
  • Внимание! Снова в продаже "Ранний старт"!
  • Новости сайта
  • Внимание! Новый конкурс!
  • Рубрика: Статьи на сайте: Интернет-консультации? Возможно ли?
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": Как беседовать с детьми о книгах
  • Рубрика "Обмен опытом" - вопросы из форума
  • Рубрика "Ищем сторонников раннего развития в своем регионе"
  • Рубрика "Стихи и игры для детей"
 Новости сайта
 
 Новости магазина
 

Внимание! Новинка!

Пальчиковые игры
(новое издание книги Лены Даниловой)

в детском интернет-магазине «Жили- Были».

Книга предназначена для рассматривания, чтения и занятий с детьми 2 - 4 лет. В игровой форме представлены разнообразные занятия по развитию мелкой моторики, занимательные пальчиковые игры и упражнения. Пособие может быть использовано для развивающей работы с детьми как в семье, так и в дошкольных образовательных учреждениях.
 

Пальчиковые игры - очень важная часть работы по развитию малыша. Ребенок, у которого развита мелкая моторика, проще осваивает речь, умеет управлять своими движениями и концентрировать внимание. Регулярные упражнения с пальчиками помогают маленьким ручкам стать ловкими и умелыми и способствуют развитию мышления, внимания и памяти малыша.
Издательство: Росмэн-Пресс.

А также книга:
Уроки для самых маленьких

Загляните в "Жили-были"!

 Новое!

"До-Ре-Ми"
Новый фильм "До-Ре-Ми", откроет малышам волшебный мир музыки. В фильме ребенок узнает какие звуки издают различные музыкальные инструменты. Ребята услышат прекрасное звучание флейты, саксофона, пианино, скрипки и органа, а также послушают как шумит море, как поет соловей и как звучит весенняя капель.

Фильм покажет малышу многообразие окружающих его звуков, научит обращать внимание на конкретную ноту - пробуждая первый интерес к музыке.

В фильме использованы классические произведения Гайдна, Баха, Кличановского, Шопена, Шумана, Генделя, Вебера, Мусоргского, Чайковского, Штрауса.

 Новости наших партнеров

Если один из партнеров очень хочет иметь ребенка, а другой нет, то что делать? Разводиться? Злиться? Страдать? Или поговорить? О том, как психологически точно построить такой разговор рассказывает замечательная статья доктора психологических наук В.Петровского на интернет портале "Психологический навигатор"

На сайте Деточка.ру читайте новую статью Помогаем ребенку развивать активный словарь "Среди многих других педагогических приемов, направленных на развитие и обогащение активного словаря ребенка, важно место отводится простому и регулярному общению ребенка с взрослыми.

Дорогие родители, детский центр «ЯСАМ» приглашает всех желающих на Дни открытых дверей с 14 по 20 апреля во всех филиалах «ЯСАМ». Приходите, заботливые менеджеры «ЯСАМ» и профессиональные педагоги по раннему развитию ответят на любые вопросы по раннему развитию, расскажут о современных подходах раннего развития, помогут подобрать развивающие игрушки для каждого возрастного этапа.

Здесь могут быть новости ваших сайтов

 Вопросы автору рассылки

Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой на нашем форуме (регистрация обязательна).

Убедительная просьба! Не задавайте вопросы в письмах, отправляемых по почте!  Писем очень много, они теряются. На форуме каждый вопрос на виду и никуда не потеряется.

Вы также можете предложить свою статью для публикации, прислав ее по адресу danilova_lena@rambler.ru

 Консультативный центр для родителей!
На нашем форуме работает консультативный центр для родителей !

Оргвопросы обсуждаются здесь
 
 Наша рассылка

Работа рассылки: ваши предложения
Если у Вас есть какие-то вопросы или предложения по содержанию рассылки, то оставьте их здесь!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
   
 Не пропустите! Он-лайн школы и семинары на форуме!


На форуме работает «Школа Елены Анатольевны».
Бродникова Елена Анатольевна проводит занятия в Школе чтения для детей от трех лет.

Уже начались занятия! Но вы еще можете успеть присоединиться
Начало занятий – 14 апреля!
 

 Центр поддержки родителей "Развивай!" под руководством Л. Даниловой!


Внимание!

В Москве открывается центр поддержки родителей "Развивай!"
под руководством Лены Даниловой.
Дату открытия центра мы сообщим дополнительно! следите за нашей рассылкой!

В программе работы центра:
для родителей
- лекции Л. Даниловой по раннему развитию детей и по другим проблемам воспитания и развития
- лекции Е. А. Бродниковой по обучению чтению, математике в игре и по другим темам
- лекции других авторов по проблемам здоровья, натуропатии, воспитания, развития детей
для будущих родителей
- группы подготовки с радостному материнству -  все об уходе, здоровье, развитии детей в первый год вы узнаете еще до рождения ребенка!
для детей
- Английский клуб для детей
- Карапуз-спортсмен
- Недельки-офф-лайн
- Малыши на "Раннем старте"
и другие группы, клубы, кружки и занятия

В центре "Развивай!" Вы также сможете получить консультации логопеда, психолога, детского врача.
В центре "Развивай!" проходит запись в группы обучения нянь методикам раннего развития и основам ухода за детьми.

Подробности и запись в группы и на занятия - на форуме
в этом разделе

ВНИМАНИЕ!
Центр "Развивай!" начинает занятия в бассейне для малышей от 2 месяцев!
Запись на форуме
в этом разделе
 Работает проект "Санькины недельки"!


Проект "Санькины недельки" стартовал 14 января.
Вы можете присоединиться к проекту в любой момент.

Тема текущей недели: "Звери жарких стран"
Далее: "Материалы (из чего что сделано)",  "Семья", "Ландшафт (горы, равнины и т.д.)", "Насекомые".

Новые занятия каждый день!
Новая тема каждую неделю!
Присоединяйтесь!

 Семинары Лены Даниловой в Киеве!


С 12 по 18 мая 2008 года в Киеве пройдут семинары Лены Даниловой.

Темы семинаров:
Тема "Радость родительства или битва с детьми?"
Тема "Развивающие игры нового поколения"
Тема "Детский сад: все плюсы и минусы"
Тема "Развитие творческих способностей"
тема "Кубики Зайцева в семье"
Тема "Как научить ребенка чувствовать себя в воде "как рыба"" (Занятие в бассейне)


Подробнее в разделе
Украина
 Советуем! Серия новых  DVD для детей


"Я всё могу!" - это серия новых DVD для детей, включающие замечательные игры для малышей, волшебные истории в картинках для самых маленьких, увлекательные приключения для детей в возрасте от 3 месяцев и старше.
Маленькие дети – маленькие гении, и диски "Я всё могу!" обязательно помогут малышам раскрыть все их способности.
Мы приглашаем вас в мир чудес, где каждый ребенок знает - "Я всё могу!"
Продукция компании "Я всё могу!" представлена в пяти развивающих фильмах на DVD дисках. К Новому году будет уже  9 фильмов!
 Внимание! Летние школы 2008 года

Внимание!
Этим летом планируется проведение двух выездных школ для родителей.


Одна из них пройдет на Кубани. В районе Сочи или в районе Анапы.
Примерная дата проведения - 16-26 июня.

Вторая пройдет с 16 по 26 августа в Германии в районе города Люббеке.

Все подробности
здесь
  Внимание! Новые бесплатные проекты для детей!



Уже открылись бесплатные школы для детей!

ДЕНЬ В ИСТОРИИ
Ежедневные занятия, связанные с интересными историческими событиями, произошедшими в этот день.

"ВОЛШЕБНАЯ КНИГА" - библейские истории для детей
Доступно и интересно о самой главной книге.

ПРАЗДНИКИ - Хотите, чтобы каждый день у вас в семье был праздник? Присоединяйтесь!

ВРЕМЕНА ГОДА  для малышей! - добро пожаловать в наш новый проект! Давайте вместе наблюдать за тем, как меняются времена года!

 Индивидуальные консультации Лены Даниловой
Лена Данилова проводит консультации по развитию детей с выездом на дом в Москве по предварительной записи.  

 Внимание! Конкурс!
  Начинаем новый творческий конкурс!
"Лучшая познавательная стенгазета"

На конкурс принимаются фотографии готовых познавательных стенгазет – плакат с фотографиями (картинками) и небольшим текстом на свободную тему.

Каждый участник может выставить на конкурс только одну стенгазету.

Конкурс продлится с 22 марта по 12 апреля.
Голосование - с 12 по 22 апреля.
Спонсор нашего конкурса – магазин для детей
"Жили-были"

В конкурсе будет три победителя!
Все трое получают ценные призы!


 

 

 Внимание! Новый конкурс!

Начинаем новый экспресс-конкурс!
"Развивалочка за три минуты"!

На конкурс принимаются фотографии различных развивающих игрушек, сделанных буквально за три минуты и из "ничего".

Количество выставляемых игрушек не ограничено.

Конкурс продлится всего 5 дней: с 16 по 20 апреля.
Спонсор конкурса –
центр  "Развивай!"
Приз в конкурсе - бесплатное посещение любого мероприятия.

 
  Ранний старт
Продажа комплексов "Ранний старт" началась!
Если Вы делали заказ, ждите письма от администратора магазина!

Не покупайте подделки!

Наши чехлы и аксессуары подходят только к "Ранним стартам". К "аналогам" они не подходят!
Готовятся к выпуску новые игровые чехлы! Игрушки, мобили и другие аксессуары!
Уже в продаже - защитная стенка! Это простое приспособление не позволит ребенку пользоваться комплексом в ваше отсутствие - убережет от падений!
"Ранний старт" - это не просто спортивный комплекс для малышей! Это спортивно-игровая система!
 

 
 Рубрика: Статьи на сайте

Интернет-консультации? Возможно ли?
Интервью у
доктора Комаровского берет корреспондент нашего сайта Елена Сергеева

О боже, опять эти красные пятнышки. Ну что он мог такое съесть, он же вообще ничего не ест. И насморк не проходит… Аллергия, простудился? А еще ребенок плохо спит и часто встает на цыпочки. Хотите об этом поговорить? Я — хочу. Но не с кем!!! Мамы меня поймут: если исключить бесполезную толпу «знающих» соседок и подружек, то на самом деле не с кем. Нет, педиатр у нас, конечно, есть. И человек он, наверное, хороший, но как ни придешь, то к другому специалисту отправит, в другую очередь, то пробормочет что-то на своем медицинском языке. Ну, думаешь, мы тоже не лыком шиты, пойдем в интернет, вон сколько желающих проконсультировать. А что? Это быстро и удобно, и не надо выходить из дому… В итоге оказывается, что желающих-то много, но большинство их ответов заканчиваются фразой «это серьезно, приходите к нам на прием».
Кажется, нас опять надули… Кому верить в такой ситуации, к кому обращаться, если хорошего врача поблизости нет? И вообще — возможно ли адекватное консультирование на расстоянии? Тему интернет-консультаций я решила обсудить с известным детским врачом Евгением Олеговичем Комаровским. Его книги и сайт очень популярны в родительской среде, вот уже добрый десяток лет доктор отвечает на вопросы по интернету — пожалуй, лучшего собеседника нечего и желать.
С Евгением Олеговичем мы встретились в его клинике, где наряду с приемом «реальных» пациентов, успешно функционирует система виртуальных консультаций.

— Здравствуйте, Евгений Олегович. Перед родителями часто стоит проблема — надо проконсультироваться с врачом, но свой педиатр не устраивает, а ехать куда-то далеко на прием нет возможности. И, похоже, виртуальные консультации — один из способов решить эту проблему… Скажите, со стороны врача, насколько это этически приемлемо — консультировать на расстоянии. Не нарушается ли принцип «не навреди»? Ведь не навредить, не видя пациента, сложнее…

— Консультация — это ведь когда некий человек высказывает свое мнение и дает советы по вопросам, в которых он является специалистом. Т.е. это мнение эксперта, профессиональное заключение. Высказать мнение или дать совет на расстоянии — почему бы и нет. Это вполне этично и очень даже приемлемо. Стоит подчеркнуть, что очень важным в данном случае является то, насколько точно консультируемый сформулировал и описал свою проблему.
Что касается «не навреди» — навредить, не видя, сложнее. Можно навредить и когда видишь. Тут все зависит от врача. Главное, в чем здесь проявляется реализация принципа «не навреди»: врач, давая виртуальные советы и рекомендации, должен предвидеть разные варианты развития событий, не допускать однозначных трактовок, предлагать пациенту варианты действий, обусловленные разными факторами. Например, совет может быть сформулирован так: если у вас температура снижается после такого-то лекарства, то есть смысл поступать так-то. Или же можно задать уточняющие вопросы, после чего дать более конкретные практические советы.

— Насколько эффективными могут быть такие консультации, от чего это зависит? То есть можно ли реально вылечить виртуального пациента — виртуально поставить диагноз, виртуально назначить эффективное лечение?

— Для начала надо сказать, что не следует сводить консультации только к попыткам вылечить, и оценивать их эффективность с точки зрения назначенного лечения. Ведь консультировать можно (и нужно в идеале) не тогда, когда вы больны, а когда вас волнуют некие вопросы, на которые вы не можете получить ответ. Потому что некогда вашему педиатру, потому что книжки написаны невразумительным языком… А вы хотите, например, узнать, какая вакцина от гриппа лучше, надо ли прививаться каждый год, можно ли этот препарат принять во время беременности, какой витаминный комплекс предпочесть, какие лекарства взять с собой, если вы едете отдыхать на горнолыжный курорт и т. д. И таких примеров, когда вам нужна консультация, но ни о какой диагностике речь не идет, — тысячи.
Что же касается эффективности консультаций применительно к болезням, тут есть определенные требования как к врачу, так и к пациенту, которого консультируют. От врача требуется, прежде всего, реальный опыт, способность анализировать информацию, формулировать понятным языком советы, которые могут быть реализованы на практике. Главное и самое принципиальное состоит в том, что консультировать виртуально многократно сложнее, чем реально. Поэтому сделать это может, как правило, только опытный врач.
Но многое зависит и от пациента (ну или от родителя маленького пациента) — предоставление адекватной, по возможности полной, информации касательно истории болезни и симптомов, касательно того, чем лечились и к чему это привело. Плюс имеющиеся результаты обследований и анализы. Еще очень важно, чтобы консультируемый обладал достаточным интеллектом и мог внятно и четко сформулировать вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Потому что если вы спросите у врача-консультанта «что вы обо всем этом думаете?» или «что скажете?», то вряд ли он сможет вас адекватно проконсультировать.

— По поводу анализов. Часто ведь пациент не знает, какие анализы потребуются в данном случае…Они всегда нужны для виртуальной консультации?

— Виртуальному врачу анализы, как правило, нужнее, чем реальному. Поскольку у виртуального врача главная проблема — дефицит объективной информации. Ведь когда некий родитель непрофессионально описывает свою проблему, то информация крайне редко бывает объективной, поскольку очень трудно оценить (иногда даже врачу это трудно) реальную тяжесть состояния, реальную выраженность проблемы, необходимость срочного решения этой проблемы. В этом плане лабораторные обследования — важный объективный показатель. Можно подробно описывать, как ребенок кашляет, а можно прислать рентгенограмму легких — и тогда все будет намного проще. Можно долго гадать, это вирусная инфекция или бактериальная, а можно быстро ответить на вопрос с помощью анализа крови. Можно рассказывать о том, как часто ребенок писает, и обсуждать, есть ли у него инфекция мочевыводящих путей, а можно прислать результаты клинического анализа мочи… В то же время пациент, действительно, как правило, не знает, какие анализы надо сделать для того, чтобы доктор мог получить объективную информацию. Это уже задача консультанта, моя задача. Если я вижу, что есть простые исследования, позволяющие быстро получить объективную информацию, я, естественно, сообщаю об этом и советую прислать мне эти результаты.

— Многие врачи-консультанты в своих ответах пишут, что надо приехать на прием, иначе разобраться невозможно. Как это расценивать — как проявление непрофессионализма, рекламу клиники?

— Если говорят, что надо обратиться к врачу, что проблема не имеет виртуального решения, — это нормально. А если говорят, что надо обратиться именно вот к этому врачу, то, вне всякого сомнения — реклама. И тут следует признать, что виртуальные консультации очень часто являются одним из распространенных способов привлечения внимания к конкретному врачу или к конкретному лечебному учреждению. Как правило, непрофессионализма здесь нет. Непрофессионал в принципе не будет заниматься виртуальным консультированием, поскольку это намного менее благодарно, чем реальное лечение реальных пациентов.

— К вопросу о профессионализме. Когда блуждаешь по интернету, создается впечатления, что врачи и клиники постепенно туда перебираются — задать вопрос врачу не проблема. Но вот получить ответ, не приглашение на прием, а именно ответ — уже сложнее. Может быть, посоветуете, как определить, что виртуальному доктору стоит доверять?

— Ну прежде всего, вы должны иметь информацию о докторе: о его квалификации, реальном практическом опыте, может быть, об опыте виртуального консультирования. Повторюсь, всегда очень смущает, когда консультант дает рекомендации, привязанные к чему-то конкретному, т.е. когда он советует посетить конкретного врача, сдать анализы в конкретной лаборатории, купить достаточно редкое лекарство, особенно в конкретной аптеке или у конкретного распространителя. Это однозначно коммерция. Очень опасно, когда рекомендуются заведомо коммерческие способы обследования и лечения — типа компьютерной диагностики или лечения биологически активными добавками.
Хочу еще добавить по поводу фразы «получить ответ сложнее» — сплошь и рядом получить ответ от реального доктора вообще невозможно. Т.е. реальный доктор видит свою задачу лишь в том, чтобы выдать вам список лекарств. А на ответы и на общение с вами у него вообще нет времени.

— Стандартная ситуация: пойдешь в поликлинику, и педиатр направляет к другому специалисту — мол, не мой профиль. А если консультируешься по интернету? Что, писать всем подряд? Заплатить деньги и получить ответ: «вам к ортопеду или невропатологу» — тоже как-то не хочется…

— В этом, казалось бы, совершенно обычном вопросе на самом деле куча подводных течений. Во-первых, платить не хочется никогда. Во-вторых, если вы написали, что ваш ребенок постоянно не вылазит из ангин, а сейчас у него сильно болят ножки, и вам посоветовали обратиться к ревматологу, т.е. вместо того, чтобы сидеть в очереди на приеме в поликлинике два часа вы сразу точно узнали, куда вам идти, — разве это зря? Это первое. Ну а второе, зачем же писать всем подряд, если вы знаете суть проблемы, знаете, врач какого профиля должен ее решать — тому доктору, собственно говоря, и следует писать. Вряд ли вы, имея проблемы с горлом, напишете ортопеду-травматологу. А если вы толком не поймете, к какому специалисту обратиться с вашей столь необычной, столь сложной проблемой, то почему бы и не посоветоваться, не получить от доктора четкий алгоритм действий — куда надо бежать, какие анализы сдавать — хотя бы для того, чтобы не тратить время. И такие советы порой дорого стоят. По крайне мере, пойти сразу куда надо, а не сидеть со своим ребенком в поликлинике среди других сопливых и кашляющих детей, рискуя подцепить новую болячку, — это не так-то уж и мало.

— За рубежом многие активно лечатся по интернету, не видя в этом особой проблемы. Но у нас все-таки другой менталитет. Готово ли наше общество к такому виду консультаций, готово ли платить деньги за это?

— Готовность у нас пока только теоретическая. Наше общество никак не может прийти даже к тому, что труд реального врача, который ставит реальный диагноз реальному больному — что такой труд должен оплачиваться. Куда уж обществу прийти к выводу, что виртуальный совет тоже должен чего-то стоить. Поэтому ментально — не готовы. А организационно в этом нет никаких проблем. И врачи, готовые консультировать, есть однозначно.

— А как с виртуальным консультированием обстоит дело у Вас в клинике? Есть ли в этом элемент коммерции?

— Я бы как раз не называл это коммерцией, поскольку трудно стать миллионером на всем этом. В то же время система виртуальных консультаций — реальный способ помочь многим пациентам. Но для того, чтобы эта система существовала, необходимо помещение, компьютер, хороший интернет, программист… Необходимы предварительные договоренности с узкими специалистами (это мои коллеги, которых я знаю и которым доверяю) на случай, если уже мне понадобится проконсультироваться по сложному вопросу, показать им предоставленные рентгенограммы, кардиограммы и т.д.
И еще нужен человек, печатающий на компьютере и умеющий работать с текстами, специальная программа, позволяющая общаться этим человеком

— То есть в работе с письмами у Вас есть помощники?

— Да, есть. Но это не значит, что кто-то за меня читает письма и отвечает (упаси Боже) – всю почту я лично просматриваю и сам отвечаю на вопросы. Другое дело, что я уже имею возможность не тратить свое время на то, чтобы стучать по клавиатуре компьютера. Я работаю с диктофоном. После этого помощник набирает текст, я его просматриваю и отправляю адресату. Такая организация работы позволяет экономить время и, соответственно, отвечать на большее количество писем.

— Как скоро человек получает ответ и что вообще представляет собой «консультация доктора Комаровского»?

— У нас в клинике человек получает ответ в течение суток. Это — предельное время. Я изучаю проблему, предоставленные анализы, если необходимо – консультируюсь с узкими специалистами. Полученную информацию перевожу, соответственно, на понятный пациенту язык. В итоге консультация представляет собой максимально подробные конкретные советы, рекомендации, пожелания для конкретного пациента. Если же для ответа мне нужна дополнительная информация, то я, соответственно, задаю уточняющие вопросы и уже более подробно отвечаю тогда, когда получаю ответ.

— Слышала, что Вы и раньше отвечали на вопросы по интернету, в течение десяти лет, если не ошибаюсь. Консультации — это новый уровень таких «вопросов-ответов»?

— Да, я действительно отвечал и отвечаю, в течение 10 лет ответил уже более чем на 40 тысяч писем. Но ведь на вопросы отвечаешь тогда, когда есть время, силы и желание, тогда, когда тебя просто волнует то, о чем тебе пишут. Консультация ¬— это на самом деле совершенно другой уровень, это уже конкретно взятые на себя обязательства. Т.е. на вопросы, заданные в рамках консультаций, я обязуюсь ответить — быстро, максимально квалифицированно, подробно. Кстати, бесплатные ответы на вопросы очень часто приводят к тому, что среди сотен писем (а количество писем, которые я получал, доходило до 140 в день) действительно важные и срочные могут затеряться — на них просто не хватит времени. Плюс многие люди чувствуют себя неловко, будучи вынужденными ставить врача в положение, когда он делает одолжение. Они готовы оплачивать труд доктора, и хотят быть уверены в том, что действительно получат своевременные квалифицированные ответы на поставленные вопросы. Для таких людей система консультаций, разумеется, более удобна, чем вопросы, ответы на которые определяются наличием у врача настроения и свободного времени.

— Насколько часто приходится говорить, что проблема не имеет виртуального решения?

— Очень редко. Поскольку большая часть тех, кто обращается за консультацией, — это люди думающие, которые вовсе не требуют от врача мгновенного решения проблемы («золотой таблетки»). Они понимают, что есть проблемы, которые не только виртуально, но и реально не решаются никак. От консультанта, особенно виртуального консультанта, ждут совершенно другого — альтернативного мнения, варианта действий, алгоритма обследования, рекомендаций, что надо сделать, чтобы проблему решить.

 Рубрика: Статьи и полезные советы
РОДИТЕЛЯМ - О ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ (Продолжение. Начало в предыдущих рассылках)
Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”
Из журнала
http://remochka.livejournal.com

6. КАК БЕСЕДОВАТЬ С ДЕТЬМИ О КНИГАХ


Младенец еще не говорит, а мы уже: показываем ему картинки в книге, побуждая называть слова. Но нот ваш маленький сын (дочь) начинает овладевать активной речью, и у него появляется страстное желание говорить, только он не знает, о чем и как. Вот тут-то беседы о книгах - бальзам на его душу, потому что дают поводы для разговоров.

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

(«Зайка», А. Барто)

Ах, какой взволнованный обмен мнениями вызвала у нас с трехлетней девочкой эта грустная история: «Настя, почему промок зайчик?» — «Его бросили, а был дождь». - «Он промочил лапки?» — «И лапки, и животик, и спину, и головку - всё». - «Зайка простудился? Кашляет?» — «Да, он кашляет». - «Его надо полечить?» — «Да, ему надо дать сладкое лекарство» и т. д.

Чтобы так разговаривать, ребенку надо понимать смысл стихотворения, что бывает не всегда и не сразу. Поначалу Настя слова «под дождем» на слух восприняла как «подождем» и повторяла стих, понимая лишь отдельные слова. Понадобилось объяснение по картинке, где был зайка и дождь.

Книги бывают разные. Многие не требуют никаких бесед: и так все ясно. В беседах по другим достаточно одного-двух вопросов. Но есть произведения, требующие обстоятельного разговора. Так, стихотворение С. Михалкова «Зяблик» дети семи-девяти лет хорошо понимают сами, но его полезно прочесть и четырех-пятилетнему, потому что уже в этом возрасте можно и нужно воспитывать чувство ответственности.

Герои стихотворения с грустью рассказывает о своей птичке. Сначала было хорошо: «Сидел мой зяблик в клетке и зернышки клевал и, как в лесу на ветке, все пел и распевал», но «через две недели певец мне надоел».

Дальше — хуже... «однажды я за город уехал на три дня», а когда вернулся, увидел: «лежал в пустой кормушке голодный зяблик мой»:

Я спас его от смерти —
Я выходил его
И выпустил на волю
Живое существо,

Хотят ко дню рождения
Мне подарить щенка.
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»


Вопрос для беседы: Почему мальчик отказался от щенка? А тебе можно подарить собаку? А если она есть, как ты заботишься о ней?

Восприятие одной и той же книги у разных детей разное, отсюда и содержание бесед разное. Для примера расскажу, как восприняли стихи С. Маршака «Пожар» с рисунками В. Конашевича четырехлетние Ваня, Маша и Настя.

Для Вани — это героическая поэма о битве пожарных с огнем, и он запомнил слова: «подключили шланг упругий, и, раздувшись от натуги, он забил, как пулемет». Восхищение вызывает старый пожарный Кузьма с товарищами. Они сражаются, как сказочные герои: «пламя ежится и злится, убегает, как лисица, а струя издалека гонит зверя с чердака...» Заинтересовали и иллюстрации о пожарной технике прежде и сегодня.

По-другому восприняла книжку Машенька: в этой истории для нес главное — судьба погорельцев. Она тревожилась за Лену, ее маму и кошку, радовалась их спасению и тому, что они нашли приют у знакомых. Деревенская девочка, она любит слушать и рассматривать книгу неторопливо, обстоятельно, вникая в подробности. Вот базарная площадь, на ней — каланча, и пожарные везут на лошадях бочки с водой, а рядом — торговые ряды, куда ходит, наверное, и Машина мама...

Настя ничего этого знать не хочет. Стремительная и нетерпеливая, она интересуется одним — огнем на прогулке видела, как большие мальчики разожгли, а потом залили водой костер, а теперь вот узнала о пожарах. С волнением Настя много раз слушала и рассматривала страницы, где «мать на рынок уходила, дочке Лене говорила: „Печку, Леночка, не тронь. Жжется, Леночка, огонь!”».

Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.


Да, восприятие разное, по до всех детей надо донести произведение во всей полноте его содержания. Так, читая стихи Ване, подчеркнем доброту и самоотверженность Кузьмы («сорок душ от смерти спас»), а у девочек постараемся вызвать восхищение смелостью и умением пожарных.

Беседы о книгах с детьми от двух до пяти лет — это чтение с пояснениями, где главная цель — помочь воспринять содержание, осваивая язык. Дальше эта задача, конечно, сохраняется, но к ней прибавляется и другая — ребенка побуждают выражать свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А что больше всего понравилось? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется? и т. д.

Дети сильно переживают книги, бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют родители. Вот почему беседу ведут так, чтобы впечатления ребенка перемежались вашими впечатлениями. Какое место в книге понравилось тебе больше всего? А мне... или: Когда ты смеялся? Когда тебе было страшно? А вот мне... Непринужденность и создает близость, доверительность, когда отец и мать, беседуя с детьми, передают им от сердца к сердцу свои представления о жизни, о людях, о ценностях, истинных и мнимых.

Беседы бывают двух видов: рекомендательные (до чтения) и беседы о прочитанном.

Никогда не принуждайте детей к той или другой книге, но сделайте так, чтобы она была желанной. На прогулке ребенок с удивлением увидел дождевого червя, и вы говорите: «Это червяк, без него не росли бы пи цветы, ни травы, ни деревья. Ведь для этого землю надо рыхлить, перевертывать. Только я не знаю, как же он это делает, ведь у него нет лапок? Пойдем в библиотеку, возьмем книгу „Подземный путешественник” (Н. Романовой)». Возбуждая любознательность, накапливаем у ребенка вопросы: Почему осенью опадают листья? Почему бывает день и ночь? Почему на автомобиле попеременно зажигается то одна, то другая фара? и т. д. «Пойдем в библиотеку, найдем в книгах ответы на эти вопросы».

Рекомендательная беседа заинтересовывает, помогает выбирать книги и лучше воспринимать их. Для этого в беседе просматривают книгу по иллюстрациям, а детям постарше рассказывают об авторах, писателях и художниках, об исторической эпохе и т. д.

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а немного спустя, когда улягутся первые впечатления, через день, два. Впрочем, здесь нет твердых правил и не исключено, что ребенок сам захочет сразу поговорить о книге, взволновавшей его.

Дети любят делиться своими впечатлениями, только не превращайте беседу в экзамен плохо, если они уловят ее проверочный характер. Разговаривайте так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удается, помогайте исподволь, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность. Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они всё знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать.

Беседу начинайте, исходя из впечатлений ребенка (о чем эта книга?), и стройте ее так, чтобы дать ему простор для самовыражения. Вот почему основа беседы — детский пересказ, о чем образно и точно сказал современный педагог И. Я. Линкова: «Часто разговоры с ребятами о книгах превращаются в бесконечный детский монолог. Дети ведь очень любят поговорить, поделиться тем, что узнали. Только мы их редко слушаем! Стоит иногда лишь
спросить: „Ну и про что же там написано?” — из мальчишки так и хлынет: „Этот пошел..., а тот сказал..., а тогда этот ка-ак стукнет!!” — целый поток не слишком связных, не слишком вразумительных слов. Не перебивайте. Пусть говорит. Это очень ему полезно. Если хотите, это тоже одна из целей вашего книжного разговора — развитие речи, логического мышления».

Ребята действительно часто говорят сумбурно, но это не значит, что они не способны к связной передаче сюжета. Напротив, стоит попросить ребенка рассказать по порядку, и он сразу и охотно стремится сделать это, особенно по иллюстрациям.

Внимательно слушая пересказ, вы можете осторожно направить внимание ребенка на главное и вместе припомнить какую-нибудь художественную подробность (меткую характеристику героя, изображение пейзажа, образное, поэтическое слово).

Вообще надо сказать, что маленькому читателю должен быть доступен главный смысл произведения. Что касается частностей, иногда прекрасных, то они могут быть и не восприняты и объяснять их не надо. Люди потому и перечитывают книги, что каждый раз видят в них что-то новое, не замеченное прежде.

Проведение бесед требует чувства меры, иначе они могут вызвать скуку и разрушить впечатление. Поэтому в беседе избегайте лишних объяснений, помня о том, что многое воспринимается чувствами.

Поэт Марина Цветаева, вспоминая детство, рассказывает, что в 5-7 лет улавливала смысл многих пушкинских стихов, хотя не знала в них большинства слов. Однако эти же стихи становились совсем непонятными, когда мать объясняла их. Трудно сказать, почему, может быть, беседа была неудачной и разрушала музыку стиха, а может, одаренная девочка так остро воспринимала поэтический образ, что пояснения только мешали ей. Так или иначе, но нам надо чутко наблюдать, как ребенок реагирует на беседу, и видоизменять ее в зависимости от его реакции.

Особой осторожности требуют беседы о морали. Все знают, что дети не выносят назидательности, и даже возникло мнение, будто мораль всегда скучна ребенку, но это не так, если она для него — открытие. Вот почему ребята порой любят откровенно назидательные книги, такие как стихи В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Детей утомляет и отвращает не сама мораль, а бесконечное разжевывание уже известного, причем всё одними и теми же словами.

Великий знаток детского сердца Л. Н. Толстой говорил: «Я не согласен, чтобы дети не любили мораль. Они любят мораль, но только умную, а не глупую».

Что такое умная и глупая мораль? Покажу это на примере. Однажды мы читали сказку «Красная Шапочка», и Настя (5,5 лет) сказала: «Девочка глупая, зачем сказала волку, где бабушка живет. Я бы его обманула, показала другую дорогу». — «Спасибо, — сказала я, — ты бы меня спасла». Этот разговор доставил Насте удовольствие и укрепил ее в своей правоте. А вот если бы я начала говорить о том, что обманывать стыдно, она бы и слушать не стала и правильно бы сделала, потому что истина всегда конкретна и, хотя обманывать действительно стыдно, иногда приходится.

Признаюсь, Наста меня очень удивила, потому что дети ее возраста и старше не умеют анализировать поступки людей и обстоятельства, но, оказывается, эту драгоценную способность можно развить, чем. я занимаюсь с первых лет ее жизни.

Итак, умная мораль помогает детям познавать жизнь, а глупая мешает, отсюда скука и тоска.

Как беседовать, чтобы дети с вниманием и интересом усваивали нравственное содержание книги? Вот несколько советов.

Никогда в беседе не привязывайте к книге мораль, которая не вытекает из ее содержания. Этот порок в свое время высмеял еще А. П. Чехов:

Шли однажды через мостик жирные китайцы.
Впереди их, задрав хвостик, торопились зайцы.
Вдруг китайцы закричали: «Стой! Лови! Ах! Ах!»
Зайцы выше хвост задрали и попрятались в кустах.
Мораль сей баски всем ясна:
Кто зайцев хочет кушать,
Тот ежедневно, встав от сна,
Папашу должен слушать.


Беседы такого рода не только не обогащают восприятие произведения, по даже мешают ему. В этом отношении особенно не повезло рассказу А. Гайдара «Чук и Гек», о котором часто беседуют так: «Плохие мальчишки. Озорники. И телеграмму от мамы утаили, и Гек забрался в сундук, а все думали — ушел в тайгу. Сколько несчастий могло произойти!» Но писатель любит своих героев, и его рассказ совсем-совсем о другом — о детском открытии мира и любви к Родине. К счастью, наши наставления не могут пересилить писателя, и дети говорят: «Чук и Гек соврали, но всё равно хорошие». В отличие от маленьких, оценки которых прямолинейны (хороший — плохой, добрый — злой), дошкольник уже способен к многозначному пониманию доступных ему книг.

Воспитывая детей, им дают нравственные понятия: что похвально, а что дурно. Однако давно замечено, что рассудочное усвоение морали может привести к лицемерию и ханжеству, против чего выступал еще К. Д. Ушинский: «Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут производить на него никакого влияния». Вот почему в беседах о книге не торопитесь формулировать ее нравственную идею в форме вывода, а постарайтесь усилить переживания от чтения. Тогда душевный опыт героя рассказа станет и опытом вашего ребенка, чего не дает назидание, потому что всегда предполагает готовые выводы и решения (плохой мальчик, смотри, не поступай, как он), не побуждает к размышлениям и сопереживанию. Поясню эту мысль примером. В рассказе «Карасик» Н. Носов показал муки совести мальчика, который променял рыбку на свисток, а вина пала на котенка Мурзика. В беседе предложите ребенку рассказать по порядку, что и как случилось, и пусть он вновь переживет с Виталиком его беду: раскаянье, тревогу, отчаянье и, наконец, радость и успокоение. Как Виталик ухаживал за рыбкой? (менял воду, кормил). Почему он сначала не хотел менять рыбку, а потом променял? Почему мама подумала, что рыбку сьел Мурзик? и т. д.

В беседе перечитайте отрывки из рассказа: драматические (как мальчик спасал котенка в темном подвале) и комические (как он гонялся по комнате за Мурзиком, делая вид, что ловит). В конце беседы пусть ваш сын (дочь) сделает обобщение, но не в форме вывода, а как размышление о герое рассказа: Как ты думаешь, Виталик хороший мальчик или плохой? Почему ты так думаешь? Ты бы хотел дружить с ним? Почему? Что бы ты ему посоветовал, когда он попал в беду? и др. Вот теперь можно сформулировать вывод и дать понятие: «сваливать на другого свою вину подло». Так эмоциональное и рассудочное восприятия, дополняя, укрепляют друг друга.

До сих пор я говорила о беседах, которые подводят ребенка к выводу о прочитанном. Но в педагогике есть и другой тип бесед, который можно назвать иллюстративным, когда дается готовый вывод и предлагается обосновать, доказать его.

Такие беседы широко проводились до революции для изучения Священной истории. Вот, например, как с помощью библейской притчи о блудном сыне у ребенка формировали уважение к родительскому дому и представление о сыновних обязанностях. Сначала в течение недели читали ее несколько раз вслух, а затем предлагали задание для рассуждения: «„Чем доказать, что грехи ввергают человека в величайшие бедствия и несчастья?” В обоснование этой истины ребята во всех подробностях рассказывали историю о блудном сыне, впадшем в такое убожество, что запрещали ему есть даже желуди, которыми кормили свиней».

В детстве сила сопереживания очень велика, потому что ребята ставят себя на место героя, будто всё, что в рассказе, происходит с ними. Именно поэтому этот возраст особенно благоприятен для начала развития у ребенка стремления сопоставлять себя с литературными персонажами. Для этого в беседах, когда это уместно, желательны прямые обращения к жизни ребенка. Например, в рассказе Р. Погодина «Шутка» из-за легкомыслия ребят пострадали люди. В беседе скажем: «Вот и ты вчера без спроса ушла, к подружке, а бабушка так напугалась. А ведь у нее больное сердце».

Произведения, пережитые ребенком, становятся его душевным опытом, который при случае полезно вспоминать: «Помнишь старого сторожа из рассказа „Чук и Гек”? На вид сердитый, а на самом деле добрый. А бывает и наоборот».

С годами стремление анализировать свои поступки с помощью книг укрепится и перейдет в драгоценную привычку: читая, размышлять о себе и людях, что особенно важно для подростков, когда возрастет интерес к своей личности, к своему месту в мире, а потому и к книгам, способствующим самопознанию и самоусовершенствованию.

В энциклопедии, которую Вы держите в руках, даны вопросы для бесед по книгам, сказкам, рассказам, повестям, очеркам. Ход беседы определяется живым общением с ребенком, его реакцией, а заранее составленные вопросы обращают внимание на главное в произведении и сформулированы с учетом детского восприятия и задач воспитания.

Вот, к примеру, вопрос к рассказу Л. Толстого «Прыжок»: «Как ты думаешь, мальчик виноват перед своим папой?» — «Нет, — отвечают дети, — виновата обезьяна. Она сорвала с мальчика шляпу и помчалась на мачту, а он за ней...». Как видим, идея рассказа о «нечаянной» вине осталась не усвоенной.

Заранее сформулированные вопросы для бесед и самостоятельных размышлений (в учебниках, книгах) использовали еще Л. Толстой и К. Д. Ушинский. С тех пор они широко применяются в школе, начиная буквально с 1-го класса, для развития ума и вдумчивого чтения.

Дети любят общаться с нами, а беседа — высшее духовное общение: это и возможность выказать себя перед мамой и папой в лучшем свете (Какой умный у вас, сын (дочь)!), это и радость открытия (увидел то, чего не заметили прежде), это и счастье утверждения («Я понял!», «Я знаю!», «Я могу!»).

Только повторяем, не превращайте беседу в экзамен, что пугает ребятишек, отбивает веру в свои силы, отвращает от чтения. Я уже говорила об этом, но повторяю, потому что есть люди, которые совсем не умеют общаться с детьми, превращая жизн ь своего ребенка в сущий ад. К счастью, таких родителей мало. К тому же общению с людьми, в том числе и с ребятами, можно и должно учиться.

 Рубрика: Обмен опытом - вопросы из форума
  Список форумов Раннее развитие детей -> Всё о методиках развития детей -> Методики, игры, пособия Зайцева
Что такое склады?
Пишет Маруся:
я прочитала одноименную статью на сайте, но хочу уточнить ( мне не ясно)
я делаю книги - альбомы, кубиков у нас нет. Склады писать обязательно зелеными фломастерами?
есть ли какая то -закономерность в использовании светлых и темных тонов?

и вообще я беру слово и делю его ( страраясь сделать это верно) на слоги. Например: ку-ри-ца, с-то-л, п-ти-ца, ко-м-п-ю-те-р.
Верно ли разделены слова? или, как и написано в статье это на наше усмотрение( нет правил деления на слоги)
то есть, нет списка слогов?

Что такое склады? Подробно здесь!

Список форумов Раннее развитие детей -> Всё о методиках развития детей -> Система Никитиных
Таблица сотни
Пишет Лианочка:
Занимался ли кто-либо по таблице сотни и как?
В книге Никитина даны только вопросы-задания, но не понятно, нужно ли что -то разъяснять ребенку (способы счета) или он непременно должен дойти до всего своим умом. некоторые задания и меня поставили в тупик Embarassed , например: какова сумма чисел в строке на пять (от 5 до 95). Существует ли специальная формула, которую дети должны сами "изобрести" и применить? Я так и не поняла, для чего зеленые точки Embarassed. А в целом таблица мне нравится, кажется лучше пособий Зайцева, к примеру. Хотя бы для изучения чисел сотни, состава числа и простейших арифметических действий. Но этим ведь возможности таблицы не исчерпываются?

Список форумов Раннее развитие детей -> Первый год жизни -> Развитие ребенка первого года
Занятия с ребенком от 4 до 6 месяцев
Пишет Varezhka:
опытные мамочки, поделитесь опытом, чем заняться с малышом от 4-х до 6-ти месяцев...

Список форумов Раннее развитие детей -> Мамины заботы -> Психология и воспитание
У нас беда... Чем помочь ребёнку?
Пишет Жасмин:
Начну с небольшого анамнеза... Говорить наш Егорка стал ровно в 2 года: чисто, ясно, полными предложениями, изумляя не только нас, своих родителей, но всех, кто его слышал. Сейчас мальчику 2 с половиной года и примерно 2-3 месяца назад я стала замечать, что он начал в разговоре слишком торопиться, стал сглаживаться звук "р" (р-л), но я особо не волновалась: думала, словарный запас растёт и мысль за речью не поспевает, поэтому такие проблемки. А вот примерно месяц назад появилось ЭТО: стал по несколько раз повторять начальный слог в словах "та-та-так", гэ-гэ-гэ-гэ-где" и т.п. При этом физического напряжения в лице нет. Я забеспокоилась, когда это стало очень явным, поначалу замечала очень редко. Всплыло в памяти, что где-то читала о логоневрозе, начала искать, что это такое и...волосы зашевелились от ужаса, что с моим ребёнком такое произошло?!!!! Девочки, прошу вас, откликнитесь, кто что знает о причинах и что мне теперь делать?
PS Возрастной кризис у нас продолжается с 2 лет (в этом форуме есть моя темка про отрицание) и пока не ослабевает

Здесь ждут Вашей помощи

Список форумов Раннее развитие детей -> Мамины заботы -> Психология и воспитание
Почему ребенок бьет животных?
Пишет Argentum:
Ситуация начала допекать меня до печенок. У нас живут две кошки - спокойные неприставучие и неагрессивные. Мой мальчик говорит, что любит их, иногда лезет к ним целоваться, но при этом часто подбегает и бьет ногой или замахивается рукой. Такие вещи происходят только с домашними кошками. На улице он никогда никого не пытался ударить. Наши кошки проявляют чудеса терпеливости - ни разу не поцарапали маленького агрессора. Каждый раз я провожу разъяснительные беседы с сыном, о том, что кошке больно, что она плачет, спрашиваю, хотел ли бы он, что бы его ударили ногой - нет не хотел бы, все понимает... Но, все повторяется почти каждый день. Прошу ваших советов!

Советуйте, пожалуйста,  здесь!

Список форумов Раннее развитие детей -> Всё о методиках развития детей -> Карточки, альбомы, презентации
Карточки по счету
Пишет Natalka:
Хочу сделать карточки по счету. Одно яблоко, два яблока, три яблока и так далее. Один мишка, два мишки и т.д. И так с несколькими предметами.
Есть такое где-нибудь или только самому рисовать?

Варианты здесь

 
 Рубрика: Ищем сторонников раннего развития в своем регионе!
Сибирь
Санкт-Петербург
Волгоград
Киров
Новгород Великий
Сургут
Краснодарский край
Таганрог
Новокузнецк
Владимир
Нижний Новгород
Норильск и Крайний Север
Уфа
Королев
  Греция
Израиль
США
Германия
Корея
Украина
Латвия
Беларусь
Эстония
Чехия
Италия
  Москва: Автозаводская
Вся Москва
Челябинская область
Ульяновск
Ирландия или Британия
Австралия, Сидней
Ставрополь
Владивосток, Приморье
Норвегия

Если Вы не нашли в списке своего региона, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Стихи и игры для детей

Деньки стоят погожие
Пляцковский Михаил

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!


   

 

 

 

Зеленые сны
Лунин Виктор

Зеленые сны,
Весенние сны.
Зеленые, мягкие
Иглы сосны,
Зеленые, липкие
Листья берез
И шелест
Зеленых стрекоз.
В зеленой листве
Зеленеют жуки,
Зеленые в небе
Летят мотыльки.
Зеленый кузнечик,
Трава зелена...
Как славно,
Что скоро весна!

 


 


В избранное